Преодоление потребительского подхода

Потребительский подход – одно из проявлений экологической безнравственности. Он заключается в тенденции наращивания потребления материальных благ населением и ведет к большим расходам энергии, ресурсов, загрязнению окружающей среды. Преодоление потребительского подхода является одним из важных компонентов формирования общества устойчивого развития.

В преодолении потребительского подхода велика роль образования и культуры, общественных движений, а также религии, так как в большинстве конфессий пропагандируется скромный образ жизни и осуждается роскошь. Однако в настоящее время главным фактором, который способен остановить потребительский подход, является экономический. Рост цен на энергию и ресурсы неизбежно повышает стоимость престижных товаров и сокращает контингент их возможных покупателей. Важную роль играют и «зеленые налоги» (например, сверхвысокий налог на машинное масло в США).

Экологически оправданно изменение рациона питания человека с уменьшением доли продуктов животноводства, которые энергетически много дороже продуктов растениеводства. Растения могут обеспечить человека всеми компонентами питания, включая и белок (за счет бобовых, например, сои).

В России среди наиболее состоятельной части населения также наметилась тенденция усиления потребительского подхода – резко возросло количество дорогих легковых автомобилей.

Контрольные вопросы

1. Что такое потребительский подход?

2. Опасен ли потребительский подход для России?

Справочный материал

Примером потребительского подхода является образ жизни населения США, где при практически стабильной численности за период с 1950 по 1990 гг. количество автомобилей увеличилось в 3 раза, мопедов и мотоциклов – в 2,5 раза, количество используемых пластмасс – в 2,5 раза, объем авиаперевозок – в 25 раз и т.д. За последние 10 лет 2/3 американских семей приобрели видеомагнитофоны и микроволновые печи, а количество наиболее престижных (и энерго- и ресурсоемких) автомобилей «Ягуар» только за период 1978–1987 гг. увеличилось в 8 раз.

В США для удлинения срока службы вещей используется система «распродаж». Распродаются по дешевым ценам вещи, уже бывшие в употреблении, но еще пригодные для дальнейшего использования (разумеется те, дальнейшее использование которых экологически безопасно; к ним, например, не относятся загрязняющие атмосферу старые автомобили).

(ДОП.) § 98. ЭКОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Определенный вклад в формирование этического отношения к природе может внести религия, хотя этот вклад не следует переоценивать, особенно когда речь идет о религиях «иудаистского куста», возникших на ближнем Востоке (иудаизм, христианство, ислам). В основе всех религиозных догматов этих конфессий лежит сценарий в котором обосновывается исключительная роль человека как образа Божия.

Разумеется со временем религиозные деятели все яснее осознают опасность такого подхода и пишут о том, что и в «Библии» сказано о недопустимости получения сверхприбыли от природы. (Бог рекомендует заботиться только о хлебе насущном на один день!). Еще более активно о природоохранном значении религии говорят исламисты.

Тем не менее, антиэкологичность религии (причем одинаково всех конфессий!) проявляется в отвержении любых форм регулирования числа детей в семье. Эта религиозная инерция является одним из главных тормозов в решении демографической проблемы.

Последовательно экологичны все религии в воспитании скромного образа жизни и ориентации верующих не на материальные, а на духовные ценности.

Контрольный вопрос

Как вы оцениваете роль религии в построении общества устойчивого развития?

Справочный материал

В «Библии» говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Бытие. 1:26.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле». Бытие. 1:28.

Вице-президент США Эл Гор в книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» так характеризует отношение ислама к проблеме охраны природы: «Пророк Мухаммед сказал: «Мир зелен и прекрасен, и Бог назначил вам призирать за ним. Основополагающие концепции ислама, преподаваемые Кораном, – «таухид» (единство), «халифа» (опека, попечительство) и «ахра» (ответственность) – это также столпы экологической этики ислама. Земля суть священное творение Аллаха, и среди множества поучений Мухаммеда по этому поводу есть такое: «Тот, кто посадил дерево и прилежно за ним ухаживает до тех пор, пока оно не вырастет и не начнет приносить плоды, будет вознагражден». Первый мусульманский калиф Абу-Бакир следовал Корану и «хадис» (устной традиции Пророка), когда приказывал своим войскам: «Не рубите дерева, не грязните реку, не вредите животным и всегда оставайтесь милосердными и человечными к творению Бога, даже к своим врагам».

Вот некоторые высказывания об отношении к богатству и бедности в разных религиозных учениях.

Ислам: «Бедность – моя гордость.» (Магомет).

Христианство: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие.» («Евангелие по Матфею»).

Иудаизм: «Избавь меня от бедности и от богатства.» («Книга притчей Соломоновых»).

Конфуцианство: «Излишество и недостаток равно несовершенны.» (Конфуций).

Даосизм: «Богат тот, кто знает, что имеет достаточно.» («Дао де Цзин»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: