Внебюджетные средства

Полученные доходы от коммерческой и хозяйственной деятельности называются внебюджетными средствами. Они не зависят от бюджета. Анализ практики оказания платных услуг выявил их многообразие в зависимости от видов деятельности, целевого назначения, характера источников дохода, что существенно влияет на порядок их планирования, структуру затрат и стоимость услуг. Платные услуги можно классифицировать по основным признакам, что позволит объединить их в однородные группы.

Классификацию платных услуг рассмотрим на примере учреждения образования (вуза).

Первая группа платных услуг непосредственно включает следующее:

– обучение студентов на платной основе дополнительно к утвержденному государственным заказом контингенту студентов;

– переподготовку кадров и повышение квалификации специалистов для отраслей экономики;

– курсы и факультеты подготовки молодежи для поступления в вузы;

– углубленное изучение отдельных предметов, повышение качества профессиональной подготовки и др. (владения иностранными языками, работы на компьютерах, математического моделирования и т. п.).

Оплата за данные услуги существует в государственных учебных заведениях для некоторых категорий обучающихся: иностранных граждан, а также лиц, приобретающих вторую специальность, подготавливаемых по заказам предприятий, организаций и принимаемых сверх установленного лимита.

Ко второй группе платных услуг относятся следующие:

– научное консультирование организаций, граждан по разным вопросам в пределах компетенции данного коллектива;

– издательские услуги (рецензирование, редактирование работ, выпуск учебных и других пособий и т. п.);

– услуги библиотек (по подготовке информации, подбору литературы и др.);

– работы на ЭВМ, компьютерах и т. п.;

– подготовка программ, математических моделей, технических проектов и др.

Третья группа платных услуг включает услуги социального характера, осуществляемые с помощью учреждений, подразделений, относящихся к инфраструктуре высших учебных заведений:

– лечебно-профилактические услуги;

– спортивные мероприятия (специальные секции, туризм, спортивные лагеря, платные экскурсии, походы и т. п.);

– мероприятия досугового характера (танцевальные вечера, дискотеки, клубы по интересам, компьютерные игры, театральные постановки и т. д.).

К четвертой группе относятся хозяйственно-бытовые услуги:

– арендная плата за предоставление помещений, оборудования, технических средств и т. п.;

– транспортные услуги;

– плата за предоставление жилья студентам, аспирантам, гостям в общежитии.

В последнюю группу прочих услуг включаются все те мероприятия, которые ранее не были перечислены, но могут принести дополнительные доходы. Это реализация излишнего имущества, услуги по восстановлению утерянных документов (зачетных книжек, студенческих билетов и др.), операции с ценными бумагами, по выплате процентов за хранение денег на счетах в банке и т. п.

В соответствии с «Основными положениями нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы» расходы на высшие учебные заведения планировались по важнейшим направлениям вложения средств: на оплату труда; материальные и приравненные к ним затраты, которые включают начисления на заработную плату, стипендии; расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств; частичная компенсация удорожания стоимости общественного питания, приобретения мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы; отчисления в фонд производственного и социального развития на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений, прочие расходы.

С 1 января 1998 г. в соответствии с новой бюджетной классификацией и усилением контроля за использованием средств расходы по высшим учебным заведениям планируются в двух типовых сметах: «Смета расходов на финансовый год» и «Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам». В состав смет включаются следующие подстатьи:

– 01 «Оплата труда рабочих и служащих»;

– 02 «Начисления на оплату труда»;

– 03 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов»;

– 04 «Командировки и служебные разъезды»;

– 05 «Оплата транспортных услуг» и т. д.

Ряд подстатей являются комплексными. Так, например, подстатья 03 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» включает такие элементы расходов, как «Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей»; «Медикаменты и перевязочные средства»; «Мягкий инвентарь и обмундирование»; «Продукты питания»; «Прочие расходные материалы и предметы снабжения».

10.3. Планирование и финансирование расходов на здравоохранение

Расходы на здравоохранение включаются в состав расходов бюджета на социально-культурные мероприятия. Наиболее значительная их часть направляется на финансирование лечебно-профилактических учреждений: больниц, поликлиник, диспансеров и др.

В основе планирования расходов на учреждения здравоохранения лежат оперативно-сетевые показатели. Для больничных учреждений это количество коек и число дней их функционирования, а также число штатных должностей персонала, которые определяются на начало и конец планового года и в среднегодовом исчислении.

Показатель количества коек на начало планируемого периода определяется исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату и данных учета коек в оставшийся период времени до конца года (в пределах числа коек, предусмотренных по плану).

Увеличение числа коек в планируемом году (прирост коек) определяется вышестоящим органом здравоохранения при утверждении сметы исходя из потребности и возможности размещения и в соответствии с показателями плана экономического и социального развития.

Число должностей медицинского персонала планируется в соответствии со штатным расписанием. Врачебные должности планируются на основе действующих норм обслуживания, определяющих количество коек на одну врачебную должность (например, одна должность врача терапевта на 20–25 коек).

Число должностей среднего медперсонала зависит от количества круглосуточных медицинских постов и числа должностей на один пост.

Количество постов рассчитывается путем деления количества коек в отделении на норму обслуживания одной палатной медсестры (одна палатная медсестра обслуживает 15–30 коек в зависимости от их профиля).

Число должностей на один пост рассчитывается путем деления числа часов работы учреждения в год на число часов работы в год одной медсестры.

Среднегодовое количество коек (число должностей) зависит от их количества на начало планируемого года, предполагаемого прироста (выбытия) и рассчитывается по формуле

где Кср – среднегодовое количество коек (число должностей);

К 1 – число коек на начало года;

К 2 – число коек на конец года;

П – число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

Для характеристики эффективности использования коечного фонда используются следующие показатели: число дней функционирования койки в году, число оборотов койки в год, среднее число дней пребывания больного в стационаре.

Число дней функционирования койки в году определяется по каждому отделению больницы на основе анализа данных за предыдущие годы как отношение общего количества койко-дней к среднегодовому количеству коек.

Число оборотов койки в год исчисляется путем деления числа дней функционирования койки в год на среднюю продолжительность пребывания больного в стационаре. Последний показатель – нормативный. Он дифференцируется по типам коек и носит ориентировочный характер.

Планирование фонда заработной платы персонала больницы осуществляется по категориям медработников. Врачи, средний и младший медперсонал ежегодно тарифицируются для установления индивидуальных ставок заработной платы. Расчет годового фонда заработной платы соответствующей категории медперсонала осуществляется по формуле

где Фг – годовой фонд зарплаты;

Сср – средняя ставка заработной платы;

ЧД – среднегодовое число должностей соответствующей категории персонала.

Ставки заработной платы руководящих работников больниц установлены в зависимости от типа и мощности учреждений.

Расходы на питание и медикаменты планируются по нормам на одну койку раздельно в зависимости от типа коек по формуле

где Р – расходы на питание (медикаменты);

Н – норма расходов на питание (медикаменты) для койки соответствующего

профиля;

ЧК – среднегодовое число коек (по профилям);

ДФ – длительность функционирования койки в году (по профилям).

Коммунальные расходы планируются на основе договоров с соответствующими службами, а в сельской местности – на основе специальных расчетов потребностей в материальных и финансовых ресурсах.

Производственным показателем, определяющим расходы по смете поликлиники, является число врачебных должностей и посещений.

Число врачебных должностей рассчитывается исходя из плановой мощности (пропускной способности) поликлиники, которая определяется количеством врачебных посещений.

Плановая мощность вновь вводимого учреждения рассчитывается исходя из количества жителей в регионе, обслуживаемом данной поликлиникой, и коэффициента обращаемости к врачам.

Число врачебных посещений в действующей поликлинике определяется исходя из среднегодового числа врачебных должностей, утвержденных по смете, числа часов работы врачей данной специальности в день, нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году.

Число должностей среднего и младшего медперсонала рассчитывается исходя из количества врачебных должностей.

10.4. Расходы на культурно-просветительные учреждения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: