Правовой статус дипломатического представительства

Дипломатическое представительство - орган аккре­дитующего государства, учрежденный на территории дру­гого государства (государства пребывания) для поддержа­ния дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию двух государств, кото­рое выражается в виде совместного коммюнике, обмена нотами или подписания специального протокола, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатичес­ких отношений между этими государствами.

Современное международное право устанавливает следую­щие виды дипломатического представительства:

1) посольства - представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайными и полномочными послами; к ним приравниваются представительства Ватикана, называемые нунциатурами (глава такого представительства именуется нунцием), а также представительства, которыми обмениваются между собой государства Британского Содружества (их глав называют «верховными комиссарами»);

2) миссии - представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, обладающие специ­фическим статусом (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

За послевоенные годы резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. В настоящее время миссии ста­ли весьма редки. Все дипломатические представительства, независимо от их вида, имеют одинаковый правовой статус, одни и те же приви­легии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из
его главы, дипломатического, а также административно-техни­ческого и обслуживающего персонала.

Члены дипломатическо­го персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, ко­торый присваивается дипломату в соответствии с существую­щими в аккредитующей стране правилами относительно про­хождения дипломатической службы (послы, посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе). Дипло­матический ранг сохраняется пожизненно.

К дипломатическому персоналу относятся также торговые
представители и их заместители, военные, военно-воздушные и
военно-морские атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги: атташе по культуре, по науке, по борьбе с преступностью и т. д.

Адми­нистративно-технический персонал включает заведующего кан­целярией, делопроизводителей, финансовых работников, пере­водчиков и др.

К обслуживающему персоналу относятся ко­менданты, врачи, шоферы, повара, курьеры, садовники, убор­щицы и т.п.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы дипломатических представительств делятся на три класса:

А) класс послов нунциев, аккредитуемых при главах государств и других глав представительств эквивалентного ранга;

Б) Класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

В) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министерствах иностранных дел.

На практике в настоящее время постоянные поверенные в делах почти не назначаются, а посланники назначаются крайне редко. Послами теперь обмениваются не только великие державы, как это было раньше, но и любые государства, что соответствует принципу суверенного равенства государств.

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных сторон. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с об­щепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к сле­дующим стадиям:

1) запрос агремана - согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического предст авительства;

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства (указа, декрета, постановления);

3) прибытие главы представительства в страну пребывания и вручение верительных грамот (документа, удостоверяющего
его официальный статус) главе государства пребывания.

Верительные грамоты подписываются главой аккредитую­щего государства и адресуются главе государства, принимаю­щего дипломатического представителя. В каждой стране уста­новлен определенный порядок вручения верительных грамот, и проходит оно всегда в торжественной обстановке, с построе­нием почетного караула, исполнением гимна государства, ак­кредитующего посла.

Глава дипломатического представительства считается при­ступившим к исполнению своих функций в государстве пре­бывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, либо с момента вручения своих верительных гра­мот, либо с момента сообщения о своем прибытии и предостав­ления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания (п. 1 ст. 13 Венской

конвенции 1961 г.).

Основанием прекращения деятельности дипломатического представителя (посла, посланника или поверенного в делах) чаще всего является отозвание его аккредитующим государ­ством в порядке замены, реже — если он утратил доверие страны пребывания и объявлен нежелательным лицом (persona
поп grata).
Прекращение деятельности дипломатического представителя может иметь место, если: произошел разрыв дипломатических отношений между аккредитующим государством
и государством пребывания; между государствами объявлено
состояние войны; прекратило существование в качестве субъекта
международного права либо государство, назначившее главу дипломатического представительства, либо государство, принявшее
его. В указанных случаях заинтересованные государства, как
правило, обмениваются нотами.

Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств (в таком случае говорят о кумуляции его функций), если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств. Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может быть назначен в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Согласно Венской конвенции 1961 г. (ст. II) государство пребывания имеет право предложить, чтобы численность персонала дипломатического представительства аккредитующего государства сохранялась в пределах, которые государство пребывания считает разумными и нормальными, учитывая внутреннее положение этого государства и потребности представительства. Функции дипломатических представительств определяются международным правом и национальным правом государств. В каждом государстве имеются правовые нормы, регламентирующие функции дипломатических представительств этого
государства, разумеется, в рамках, допустимых международным
правом. В Республике Беларусь такие нормы содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 276 «О некоторых вопросах дипломатической службы»1. В соответствии с этим документом систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных
дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.

Дипломатические представительства Республики Беларусь имеют два основных вида:

1) представительства в столицах других государств (представительства при главах государств и их правительствах);

2) и представительства при таких международных организаци­ях, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ОБСЕ,
Европейский Союз, НАТО, которые расположены соответ­ственно в Нью-Йорке, Париже, Вене, Брюсселе и др.

В целях экономии средств большинство дипломатических
представительств Республики Беларусь при международных
организациях совмещают свои функции с соответствующими
посольствами в таких столицах, как Париж, Вена, Брюссель.
Отдельные постоянные представительства Республики Беларусь при международных организациях функционируют лишь в Нью-Йорке и Женеве.

Согласно Венской конвенции 1961 г. основными функция­ми дипломатического представительства являются:

1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующе­го государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

3)ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4)выяснение всеми законными средствами условий и собы­тий в государстве пребывания и сообщение о них своему
правительству;

5)поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и т.д.

Наряду с указанными функциями в настоящее время дипломатические представительства выполняют нередко и консуль­ские функции, для чего в таких случаях в составе посольств и миссий образуются консульские отделы. Обычно структура дипломатических представительств разных стран различна и определяется собственными традициями и спецификой отно­шений со страной пребывания. Однако, как правило, крупные посольства имеют следующие отделы: политический, экономи­ческий, печати, культурных связей, консульский, военный атташат, а также канцелярию.

Совокупность глав дипломатических представительств, ак­кредитованных в данном государстве, именуется дипломати­ческим корпусом. При этом под дипломатическим корпусом в широком смысле понимаются все лица дипломатического пер­сонала дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, а также члены их семей. Однако ни в первом, ни во втором случае дипломатический корпус не явля­ется слаженной организацией. Выступления дипломатическо­го корпуса допускаются только по церемониальным вопросам (например, поздравления при национальных торжествах).

Дипломатический корпус — это своего рода общественная организация, представляющая собой собрание или совокупность независимых друг от друга лиц - иностранных дипломатичес­ких представителей в стране пребывания. Дипломатический корпус не является юридическим лицом, основанным на ка­кой-либо норме международном праве. В то же время в соот­ветствии с международными традициями и обычаями он при­знается в качестве общественного института с ограниченны­ми функциями.

Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в соответствующей стра­не дипломатический представитель (дуайен, старшина). В ка­толических странах (Австрия, Испания, Франция, Италия, Бель­гия и др.) папский нунций по традиции является главой дип­ломатического корпуса.

Министерство иностранных дел государства пребывания обычно публикует список дипломатического корпуса в данной стране, который регулярно обновляется. В нем указываются также сведения о супругах дипломатов. Для удостоверения дипломатического корпуса членам дипломатического корпуса местные власти многих стран выдают им и членам их семей дипломатические карточки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: