Органы внешних сношений государства

Органы внешних сношений представляют собой государственные органы, с помощью которых соответствующее государство осуществляет свои связи с другими госу­дарствами и международными организациями.

Органы вне­шних сношений подразделяются на внутригосударствен­ные и зарубежные.

Внутригосударственными являются те органы внешних сношений, которые постоянно находятся на территории данно­го государства. Международное право различает два вида та­ких органов:

а) органы, осуществляющие представительство государства по
всем вопросам;

б) органы, которые представляют государство только в одной
более или менее обширной области его внешних связей.

К первому виду относятся глава государства, глава прави­тельства, министр иностранных дел. Согласно международно­му праву они считаются представляющими государство по всем вопросам ex officio (по должности, т.е. без специальных пол­номочий). В Республике Беларусь это Президент, Премьер-ми­нистр и Министр иностранных дел.

Президент Республики Беларусь в соответствии с Консти­туцией (ст. 84) обращается с посланиями к народу республики о положении в государстве и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики страны; назначает руководите­лей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; ведет переговоры и подписывает между­народные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государ­ствах и при международных организациях; принимает вери­тельные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; подписывает законы, в том числе и по вопросам ратификации международных договоров Республики Беларусь; является Глав­нокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; вводит на территории республики в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию на территории страны. В соответствии со ст. 85 Конституции он издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Все это свидетельствует об исключительно широких полномочиях Президента Республики Бела­русь во всех областях управления страной, в том числе и в сфере внешних сношений.

Исполнительная власть в Республике Беларусь в соответ­ствии с Конституцией осуществляется Правительством – Советом Министров Республики Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Премьер- министр и члены Правительства назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты парламента — Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией Правительство, среди прочего, разрабатывает основные направления внут­ренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Премьер-министр в соответствии с Конституцией осуществляет непосредственное руководство деятельностью правитель­ства и несет персональную ответственность за его работу. Со­гласно Конституции Правительство или любой член Прави­тельства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложен­ных на них обязанностей. Как видно, Правительство и его руководитель играют немалую роль в осуществлении внешних сношений Республики Беларусь. Основными задачами Министерства иностранных дел в соответствии с Положением, утвер­жденным постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 31 июля 2006 г. № 978, являются: разработка общей стратегии внешней политики Республики Беларусь и представление предложений Президенту; реализация внешне­политического курса Республики Беларусь; обеспечение дипло­матических и консульских отношений с иностранными госу­дарствами, сношений с международными организациями; за­щита прав и интересов граждан и юридических лиц Беларуси за рубежом и т.д. МИД разрабатывает проекты международ­ных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюде­ние за выполнением договоров. Министр иностранных дел, воз­главляющий МИД, играет значительную роль в осуществле­нии внешней политики Республики Беларусь и имеет доволь­но широкие полномочия, как и в любой другой стране.

К числу внутригосударственных органов внешних сноше­ний в Республике Беларусь, как и во многих других странах, с некоторыми оговорками следует отнести и парламент. Он игра­ет важную роль в вопросах внешней политики каждого госу­дарства, однако не выступает в качестве представителя госу­дарства в международных отношениях, не может заключать от имени государства международные договоры, и его заявления не налагают обязательств на государство. Вместе с тем парла­менты, как известно, активно участвуют в принятии решений по вопросам внешней политики и, прежде всего, в ратифика­ции международных договоров, участвуют в межгосударствен­ных отношениях, обмениваются делегациями, принимают об­ращения к парламентам других стран, участвуют в Межпарла­ментском союзе и других межпарламентских организациях. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 97) Палата представителей белорусского парламента рас­сматривает проекты законов, в том числе об утверждении ос­новных направлений внутренней и внешней политики Рес­публики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денон­сации международных договоров; о гражданстве, статусе инос­транцев и лиц без гражданства; об объявлении войны и заклю­чении мира и по другим вопросам.

Широкие полномочия в области внешних сношений в со­ответствии с Конституцией (ст. 98) имеет другая палата бело­русского парламента - Совет Республики. Он, в частности, пра­вомочен рассматривать проекты законов по любым вопросам, указы Президента о введении чрезвычайного и военного поло­жения в стране, принимать решения по другим вопросам.

Существуют и так называемые конвенционные органы вне­шних сношений, определяемые соответствующими соглашени­ями. К конвенционным относятся, прежде всего, органы тех­нических, культурных, военных и иных связей между государ­ствами (например, Министерство обороны по какому-либо со­глашению о военных миссиях и о взаимной помощи).

Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, постоян­ные представительства при международных организациях, кон­сульские учреждения) и временные (специальные миссии и де­легации на международных конференциях или в международ­ных органах).

Все эти органы внешних сношений выполняют постоянно или временно определенные государством, учрежда­ющим или посылающим их, функции и задачи в интересах внешней политики этого государства. Они пользуются в стра­не пребывания определенными правами, привилегиями и им­мунитетами в соответствии с общими нормами международно­го права и двусторонними соглашениями посылающего и при­нимающего их государства

Особой разновидностью зарубежных органов внешних сно­шений государства являются торговые представительства.
Институт торговых представительств обрел международно-пра­вовой статус благодаря настойчивым усилиям СССР. Они были органами внешних сношений Союза ССР, осуществлявшими
государственную монополию внешней торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: