Гг. Походы в Крым Ласси

В 1737г., как повествует шейх Сейид-Мухаммед Риза, «проклятые мо-сковы опять подобно злым духам вошли в чистое тело Крыма». В этот раз поход русских войск был совершен под командованием фельдмаршала Ласси. Своевременно узнав о движении русского корпуса, Фэтх-Гирей успел собрать войска и занял позиции на крымской стороне перекопских укреплений. Одновременно находившийся на полуострове турецкий сераскер со своими войсками закрыл другой сухопутный путь в Крым — у Арабата. Поэтому Ласси проник в Крым там, где его не ждали, – через Сиваш – и оказался в тылу у хана. Получив об этом сообщение, Фэтх-Гирей оставил перекопские позиции и догнал русский корпус, двигавшийся к центру полуострова. 12 июля в 29 верстах от Карасубазара хан сделал попытку остановить продвижение русских войск, но неудачно. На Фэтх-Гирея и его мурз напало уныние: они опасались, что русские войска займут весь полуостров. Однако их опасения не оправдались. Простояв 10 дней около Карасубазара, Ласси начал отступление и через Чонгарский перешеек покинул полуостров. Поход 1737г. сопровождался лишь разорением ряда районов полуострова да смещением султаном Фэтх-Гирея. Его на ханском престоле заменил Менгли-Гирей. Неожиданное оставление Ласси полуострова поставило в затруднительное положение русских дипломатов на переговорах с турками о мире в польском городе Немирове, которые начались в августе 1737г. Русские представители на нем потребовали от турецкой стороны согласия на включение Крыма в состав России. Турки категорически возражали, заявляя, что даже под угрозой потери Стамбула султан на это не согласится. Шафиров, Волынский и Неплюев настаивали на своем требовании, подчеркивая, что в результате похода Ласси полуостров уже фактически стал частью Российской империи. Но тут вдруг в Немиров пришло известие об отходе русского корпуса. Турецкие представители после этого стали совсем несговорчивыми, и мирные переговоры были прерваны. После похода Ласси Менгли-Гирей совершил набег на украинские земли. Домой он вернулся с большой добычей и многочисленным полоном. Не принес успехов и новый поход в Крым, во главе которого снова был Ласси. 26 июня 1738г. русский корпус, переправившись через Сиваш, появился в тылу перекопских укреплений и приготовившихся их защищать татар и турок. 27 июня Ласси приблизился к ним с юга. Противоборствующие стороны стояли у Перекопа, не решаясь начать сражение. 7 июля Ласси неожиданно начал отход на север. Татары и турки преследовали и не давали покоя. 13 августа состоялось столкновение у м. Ялынгыз-Агач, во время которого русские потеряли убитыми более 1200 солдат. Потери татар тоже были значительными. Крымские походы Миниха и Ласси при всей своей неэффективности произвели впечатление на хана и его воинственных подданных. В феврале 1739г. в Бахчисарае, в хан-сарае, Менгли-Гирей принимал посланцев из Стамбула. Они прибыли, чтобы узнать мнение хана и его мурз по вопросу о том, продолжать ли войну с Россией. Менгли-Гирей заявил высокопоставленным туркам, что следует предпочесть «мир неизвестной по своим результатам войне. Татары искони питают отвращение к миру и постоянно жаждут войны. Я собрал к себе аянов и старейших из жителей и спрашивал их насчет мира и войны. Они тоже согласились, что мир лучше».

35.Архитектурные особенности дворцов крымских ханов в Солхате, Салачике и Бахчисарае.

Салачик - исторический район Бахчисарая, где до его основания в 1532 г., располагалась первая столица Крымского ханства. На рубеже XV и XVI вв., в правление хана Менгли Герая, здесь был возведен столичный архитектурный комплекс, включавший в себя пять построек. К ним причисляют: ханский дворец Девлет-Сарай, ханскую мечеть, которая к нашему времени не сохранилась, родовую усыпальницу крымских ханов, учебное заведение Зынджирлы-медресе и общественные бани (раскопаны лишь в 2008 году).

Сегодня Салачик - окраина Бахчисарая на пути от Ханского дворца к Успенскому собору и Чуфут-Кале. На его территории расположены отреставрированные Зынджирлы-медресе, ханский мавзолей, раскопанные общественные бани и захоронение Исмаила Гаспринского.

Когда род Гиреев решил перенести столицу ханства в Бахчисарай, властители Крыма с придворными поселились сначала не в историческом центре города, где ныне раскинулся известный всем дворцовый комплекс, а у подножия гор, под защитой мощной крепости Чуфут-Кале. Ко времени же, когда хан-сарай в Бахчисарае был построен, старая резиденция превратилась в место летнего отдыха двора. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII в. описывал Салачик как рай из сказки «Тысяча и одна ночь»: фонтаны, цветники, разбросанные в саду беседки и павильоны из резного позолоченного дерева, похожий на небольшую крепость дворец, башня-хамам, солидное медресе...

Мавзолей крымских ханов. Его наземная часть возведена в 1502 году над более ранней подземной погребальной камерой. Здесь захоронены 18 членов ханской династии, среди которых основатель Крымского ханства Хаджи Герай (умер в 1466 г.), Менгли Герай - главный вдохновитель строительства памятников Салачика (умер в 1515 г), основатель Бахчисарая Сахиб Герай (умер в 1550 году).

Усыпальница — белоснежная, сияющая, с изысканными пропорциями. Резкие тени подчеркивают прихотливую резьбу, сверкают золотом священные тексты над входом.Во время раскопок крипты усыпальницы, предшествовавших реставрации, были открыты бренные останки ханов, завернутые в драгоценный шелк. После необходимых исследований их вернули на место упокоения.

Золотая вязь над входом в усыпальницу.

Зынджирлы-медресе. Религиозное здание, построенное в 1500 году. На протяжении более четырех веков, вплоть до советского времени, это место являлось крупнейшим центром мусульманского духовного образования в Крыму.

Название построенного в XVI в. учебного заведения происходит от «зынджыр», в переводе с крымско-татарского — «цепь», ведь над входом в медресе издавна висела цепь, заставлявшая каждого, кто проходил через дверь, почтительно склонять голову. Внешняя суровость сооружения обманчива — толстые стены должны были защищать учеников и преподавателей медресе от палящего летнего солнца и пронзительных зимних ветров. А внутри — окруженный аркадой уютный дворик, журчит фонтанчик, солнце играет на вымощенном белым камнем полу. Когда-то дворик был открыт, но сейчас его спрятали под стеклянный колпак — снег и дождь не слишком благосклонны к памятнику.

Вокруг дворика расположены большие помещения для занятий и комнаты, в которых жили «студенты». Как каждое средневековое учебное заведение, медресе было одновременно и местом занятий, и общежитием. Студенческие

комнаты светлые и сравнительно просторные, каждая имеет небольшой камин, дымоход от которого выходит на крышу. Условия по тем временам просто шикарные.

Бани, фонтаны либо другие общественные сооружения являлись обязательным архитектурным элементом любой мусульманской столицы. О существовании в Салачике общественных бань было известно издавна, однако обнаружить местонахождение их фундаментов удалось лишь в 2008 году благодаря раскопкам.

Следует заметить, что в последнее время архитектурные памятники в Салачике активно исследовались и реставрировались за счет полученных от правительства Турции грантов (не забывает Стамбул бывшего союзника!). По проекту благоустройства, который должен был увенчать процесс реставрации, на том месте, где сейчас в раскопе видны фундаменты и остатки стен огромного сооружения, планировалось разбить дорожки, цветники и фонтаны, а Алие Ибрагимова (руководитель Бахчисарайской археологической экспедиции) была уверена, что с цветниками стоит подождать, ведь где-то здесь обязательно должны быть какие-то следы ханского дворца.

Турецкие грантодатели были не в восторге от затягивания процесса. Археологине пришлось стучать в двери различных высоких кабинетов, даже вступить в личную переписку с премьер-министром Турции Реджепом Тейипом Эрдоганом и убеждать, убеждать, убеждать... Её усилия увенчались успехом — дворец нашли на том самом месте, где и рассчитывали.

Общественные бани, раскопанные в Салачике, имели на то время достаточно современную систему печей и водопровода, которые обеспечивали полноценное функционирование заведения не хуже, чем в наше время. На фото видны раструбы печей, горячий воздух от которых под естественной тягой проникал глубоко под помещения бань.

Керамический водопровод XV века

Баня делится на две половины - мужскую и женскую.

Если от ханского мавзолея пройти чуть дальше - можно увидеть аллею, ведущую к месту захоронения Исмаила Гаспринского - крымскоготатарского просветителя и основателя пантюркизма

Умер Исмаил Гаспринский 11 (24) сентября 1914 года в Бахчисарае.

Помимо памятника И.Гаспринскому, здесь расположено еще несколько надгробий из белого мрамора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: