Закон Республики Беларусь
26 ноября 1992 г. № 1982-XII
Статья 3.
Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды
Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются:
· обеспечение благоприятной окружающей среды;
· регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;
· предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
· улучшение качества окружающей среды;
· обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
(Статья 3 — с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 06.05.2010 № 127-З, рег. № 2/1679 от 13.05.2010)
Статья 4.
Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
· соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
· обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
· научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
· охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
· предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
· государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
· платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
· экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
· независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
· учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
· приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;
· допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
· обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
· сохранения биологического разнообразия;
· обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
· презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
· снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
· запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
· гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;
· недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования;
· ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
· обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;
международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды.
Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные эколо-гические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по исполь-зованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.
1.Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.
Цель управления природопользованием и охраной окружающей cpeды – предупреждение негативного воздействия общественной деятельности на окружающую среду, которое выходит за рамки необходимого для общества потребления природы.
Управление экологией является составной частью управленческом деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления.
Особенности управления в сфере взаимодействия общества и природы:
1. Юридическим основанием управления экологией является преимущественное право государственной собственности на природные ресурсы и политический суверенитет (право территориального верховенства) государства на территории расположения природных ресурсов.
2. Комплексный характер управления. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений управление природными ресурсами и охраной окружающей среды может осуществляться только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и другие действия в отношении природных ресурсов в одном регионе должны осуществляться с учетом влияния этих мер на другие природные ресурсы в другом регионе, что использование природных ресурсов не может осуществляться без одновременной их охраны и наоборот.
3. Управление экологией осуществляется не только по административно-территориальному (область, регион) признаку, как это принято в отношении других объектов, но и по природно-географическому.
4. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в области экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют природные ресурсы, а другие – контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни министерства организуют добычу, переработку и использование природных ресурсов, другие, например, Министерство природных ресурсов, осуществляют контроль и надзор за правильным, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Механизм управления природопользованием состоит из методов, функций и субъектов управления, т.е. организационной структуры (органов управления).
Правовое регулирование осуществляется
Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».