double arrow

Структура деятельности

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.

Следовательно, деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Поэтому и понятие «деятельность» весьма широкое и иногда сливается с понятием «жизненный путь». Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание, накернивание), у каждого из которых — своя цель.

Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно — осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул — это объективное явление, действующее на человекa, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

Хотя деятельность — это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

Проверка усвоения сущности деятельности:

1. В чем заключается сущность деятельности?

2. Почему потребности — побудители к деятельности?

3. В чем выражается активность в удовлетворении потребностей?

4. Почему в деятельности непременно должны быть цель и активность?

5. Чем обусловливаются мотивы деятельности и в чем их отличие от стимулов?

6. Перечислите в качестве примера личные мотивы изучения психологии.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения (1).

Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.

Общение животных как предыстория общения людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение с человеком животных в процессе их одомашнивания.

Труд, речь и развивающиеся на их основе производственные отношения, социализировав у людей перешедшие к ним от животных форм общения, включили их в трудовую деятельность и во все производные от труда другие виды деятельности: нравственную деятельность, игру, учение, искусство, спорт и бой.

Но общение не сводится только к труду и выходит далеко за его рамки. Начиная с «агушечек», обращенных к грудному младенцу, и кончая обращением на «ты» к покойнику на гражданской панихиде, жизнь человека пронизана общением с другими людьми. Поэтому проблема общения стоит в центре внимания социальной психологии, будучи особо заостренной в результате все возрастающего значения средств массовых коммуникаций: прессы, радио, телевидения. Конечно, тамтам — африканский барабан, передававший вести от племени к племени, и «подзатыльник» невнимательному ученику — это тоже средства общения, как и живопись — от наскальных рисунков до улыбки Джоконды. Но высшая, наиболее человеческая форма общения — это речь с помощью слов как выражение понятий.

Сущность речевого общения заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых, видимых и осязаемых слов между передающим ее агентом, и воспринимающим ее перципиентом, которые последовательно могут меняться местами.

Речевое общение практически почти всегда включает в себя пять его видов: интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное и волюнтаристическое.

---------------------------------------------------------------------------

См.: Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.

---------------------------------------------------------------------------

Интеллектуальное словесное общение осуществляется с целью обмена понятиями, наиболее точно отражающими определенные явления и обязательно наиболее однозначно понимаемыми передающим и принимающим информацию с помещью либо сказанного, либо написанного и услышанного или прочтенного слова. Но эта, казалось бы, наиболее непосредственная задача словесного общения фактически даже в науке, где она стоит наиболее остро и в наиболее рафинированном своем виде, решается далеко не просто.

Этому есть две основные причины.

Во-первых, понятие не зеркально мертво и точно отражает вещи и явления, а слово еще более неточно выражает понятия, о чем свидетельствует наличие синонимов и омонимов.

Вторая причина, затрудняющая чисто научное интеллектуальное словесное общение, заключается в том, что «круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился... Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне» (1).

Эмоциональное словесное общение свойственно не только лирической поэзии, но и публицистике, и ораторскому искусству.

Образное словесное общение присуще художественной литературе, да и в обыденной речи, в лекции и объяснении образы употребляются довольно часто.

Ассоциативное словесное общение обычно практикуется во вне-речевом общении, оно свойственно форме сувениров, например: «Иль пришлю тебе страшный подарок — мой душистый заветный платок» (Анна Ахматова). Для научной литературы этот вид общения вовсе неприемлем, зато в педагогике и поэзии он играет огромную роль, включаясь в три предыдущих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: