История развития социологической мысли

Социология как специализированная область научного знания возникла в середине (20-70-е годы) XIX в. Этот первый этап становления социологии олицетворяют О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс. Его можно назвать этапом ранней теоретической классики.

Задание. Как видели устройство общества и определяли предмет социологии представители этапа ранней теоретической классики (на примере кого-либо из представителей)?

В учении О. Конта общество состоит из систем, а не из отдельных индивидуумов. Посредствующим звеном между индивидуумом и обществом выступает семья. В рамках семьи существует «истинное единство», семейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Предметом социологии является - общество, полностью отождествляемое с понятием «человечество», т.е. понимаемое как некое всемирное сообщество. Общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Изучать необходимо как «социальную статику», так и «социальную динамику», или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.

Герберт Спенсер Стержень социологических взглядов автора составляет систематические проведенная аналогия между биологическим и социальным организмами. Однако, по мнению Спенсера, эту аналогию нельзя считать полной, ибо индивидуальный организм обладает «конкретностью», тогда как социальный «дискретен». Это значит, что общество не должно поглощать отдельную личность, хотя до сих пор, по-видимому, в ходе социального прогресса более или менее значительные части каждого общества приносили в жертву социальному целому. Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе, которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип: отличительные особенности частей определяют свойство целого.

Карл Маркс Важной сферой общественного развития Маркс считал экономику - сферу материального производства. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами:

· класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение;

· класс, не имеющий собственность.

Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического общества противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться. Хотя он допускал существование при капитализме и других социальных слоёв, занимавших промежуточное положение между этими классами: крестьяне и ремесленники. Но, как полагал Маркс, развитие капитализма должно было привести к постепенному исчезновению таких промежуточных слоёв. И в результате общество должно было разделиться на два противостоящих друг другу класса. В конечном итоге противоречие между этими классами должно было привести к социальной революции, открыв путь к революции, которая приводит к бесклассовому равенству.

Второй этап, завершающий становление и начало институционализации социологии, охватывает период с 80-х годов XIX в. до 20-х годов ХХ века. Он запечатлен в произведениях Ф.Тенниса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Это этап ранней теоретико-методологической классики.

Задание. Как видели устройство общества и определяли предмет социологии представители этапа ранней теоретико-методологической классики (на примере кого-либо из представителей)?

Фердинанд Теннис Согласно Теннису социология – это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное. Социология изучает различия в отношениях между людьми.

Социология в целом подразделяется Тённисом на «общую» и «специальную». Последнюю, в свою очередь, он делит на «чистую», прикладную» и «специальную».

Теннис выделяет две стадии общественного развития – общность и общество. Характеризуя эти два типа социальности Тённис стремится определить наличие в обществе формальных и неформальных отношений.

К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство, дружеские коллективы. Единство людей в этих человеческих образованиях строится на основе их взаимной симпатии, доверия и альтруизма. «Общность» - это такое объединение людей, где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно связаны друг с другом. Общность представляет собой естественно сложившееся неформальное социальное объединение.

Что касается «общества», то здесь преобладает коллективная воля, право, закон и приказ. Преобладают формальные отношения. Социальность в этом случае приобретает характер внешней силы, которая часто вступает в конфликт с индивидуальной волей, подчиняет себе человека, а иногда даже лишает его естественных человеческих качеств.

Эмиль Дюркгейм Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, девствуют и ощущают, чем, если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идет о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.

Устройство общества по Дюркгейму основывается на солидарности. Благодаря солидарности как особой ментальной структуре люди связываются друг с другом, образуя сплоченные коллективы, которые начинают жить и функционировать как целостные объединения. Сама солидарность берется из разделения труда, что и доказывает ее социальную сущность. Дюркгейм выделял два вида солидарностей: механическую и органическую.

Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон, функция которого - наказать индивида, нарушающего закон или обычай.
Органическая солидарность присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Поскольку разделение труда ослабляет коллективное сознание, то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь - личность.

Макс Вебер Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентацию на другого. Социологией следует называть науку, которая интерпритирует, стремиться понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности.

М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором.

Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д.

Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика (критика / «неклассика» и переосмысление /неоклассика идей классического периода) 20-70-е годы XX в. Она представлена в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, работах представителей Чикагской школы (А.Смолл, У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Гиддингс, Ч.Кули, Р.Парк, Э.Берджесс, У.Огборн, С.Стауффер, Э.Шилз, Г. Блумер и др.).

Задание. Как видели устройство общества и определяли предмет социологии представители этапа зрелой теоретико-методологическая классики (на примере кого-либо из представителей)?

П. Сорокин Социология изучает «надорганическую», или «социокультурную», часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов - вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Период с 80-х годов до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический или современный этап развития социологии.

Для современной теоретической социологии характерным является переосмысление масштабов социального пространства, каковое представляется в качестве общемирового. Другой принципиально важный поворот – это перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы. Вместе с этим само общество представляется уже не столько в качестве объекта (группы, организации и т. д.), но как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов для проявления их деятельной активности. Ключевой единицей анализа становится то, что можно назвать «событием», действием социальных агентов. Последствия этих действий жестко не заданы, многовариантны. Для этого периода характерно альтернативное классическому понимание предмета социологии: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов (Ален Турен, Пьер Бурдьё, Маргарет Арчер, Энтони Гидденс).

Таким образом, предметная область социологии пересматривается в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения иного видения масштабов и качества социального пространства в сторону его глобализации. Во-вторых, с точки зрения поиска иной аналитической единицы «социального». В классической социологии такой единицей представляются структурные формы общественного целого (социальные институты, общности, нормативные образцы культуры и т. д.). В постмодернистском подходе этой «клеточкой» социального становится событие как действие общественного субъекта, или социального агента, в смысле деятельного, творческого начала, включенного в сложную систему социальных взаимосвязей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: