Понятие знания. Типы знания. Специфика научного познания. Структура научного знания. Классификация методов научного познания

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

Преподаватель:

кандидат социологических наук доцент

Левицкая Ирина Владимировна

__________________________________________________

Ф.И.О. СТУДЕНТА

Минск 2014


Данный конспект лекций предназначен для студентов заочной формы обучения.

Правила работы с конспектом

В конспекте изложены лишь ключевые, основные моменты учебного материала. Наличие конспекта не освобождает от работы с литературой. Необходимо ознакомиться с содержанием конспекта и самостоятельно выполнить задания, которые даны по ходу или после каждой темы.

Выполняя задания, обязательно давайте ссылки на использованные литературные источники. Рекомендуемая литература:

· Социология: учеб.-метод.пособие / А.Н. Данилов [и др.]; под науч.ред. А.Н.Данилова. – Минск: БГУ, 2012. – 384 с.

· Журналы «Социология», «Социологические исследования», «Белорусский экономический журнал», «Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні», «Социологический журнал», «Социология: 4-М».

В конце конспекта приведен перечень вопросов для итогового контроля знаний.

Понятие знания. Типы знания. Специфика научного познания. Структура научного знания. Классификация методов научного познания

Человек, рождаясь, постигает мир, познает его. Познание предполагает получение знания.

Знание – это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.

Знание идеально, оно нуждается в объективации, которая осуществляется сначала в идеях и теориях посредством знаково-символических систем естественных и искусственных языков, а затем и в продуктах труда, технологиях, социальных институтах и т.д.

Знание необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды знания по-разному выполняют эту роль. По области функционирования выделяют: 1) обыденное знание повседневной жизни; 2) специализированное знание (научное, религиозное, художественное и др.). Различные виды знания не существуют отдельно, а взаимодействуют друг с другом (дополняя друг друга), имея при этом свои особенности, каждый дает лишь один из срезов многообразия мира.

Задание. Охарактеризуйте особенности обыденного, художественного и религиозного знания.

Характеристики обыденного знания:

1) субъектом знания являются широкие массы людей

2) объектом обыденного знания выступают явления жизненного опыта и трудовой деятельности;

3) в качестве методов выступает непосредственная жизненная практика;

4) содержание знания не проникает в сущность;

5) знание выражается естественным языком и описывает практические действия человека.

Характеристики художественного знания:

1) строится на образе, а не на понятии (чувственно-эмоциональное)

2) целостное отображение мира и человека в нем

Характеристики религиозного знания:

1) строится на основе создания образно-символической картины мира

2) выход за пределы повседневного существования и обычного опыта

3) придание особого, священного статуса определенным измерениям реальности

4) знание интуитивно-рациональное

5) языковые средства – символическо-алгоритмические

Характеристики научного знания:

Ø предметность и выход науки за рамки обыденного опыта;

Ø целенаправленность;

Ø систематичность и непрерывность;

Ø объективность;

Ø обоснованность и доказательность, аргументированность и наличие элементов контроля;

Ø системная организация;

Ø особые средства деятельности: специальный язык, терминология; особые приборные комплексы; специальные методы познания.

Методом называетсяспособ достижения цели, совокупность правил познавательной и практической деятельности.

Методы научного познания подразделяют по степени их общности на: всеобщие; общенаучные; частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские методы познания, которые задают общую направленность познания, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных данных. К всеобщим методам познания можно отнести, например, диалектический метод.

Общенаучные методы познания имеют междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Гипотезы и теории формулируются в процессе теоретического осмысления научных фактов и данных, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь эмпирическое исследование всегда опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая и определяет направление этого исследования. Основные критерии, по которым эти уровни различают: характер предмета исследования и особенности применяемого метода исследования.

Характер предмета исследования. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне осуществляется изучение явлений и зависимостей между ними; происходит накопление информации об исследуемых объектах и явлениях, производится первичная систематизация получаемых фактических данных, а также формулирование некоторых эмпирических закономерностей (зависимостей). Познание на теоретическом уровне осуществляется опосредованно, с помощью рационально-логических приемов. На данном уровне происходит раскрытие существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам. Результаты теоретического познания – гипотезы, теории и законы.

Особенности метода. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне, другие – только на теоретическом, а третьи – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Общенаучные методы эмпирического познания. К общенаучным методам эмпирического познания относятся: измерение, наблюдение, эксперимент.

Общенаучные методы теоретического познания. К общенаучным методам теоретического познания относятся: абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция.

Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях. К общенаучным методам, применяемым, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, относятся: анализ и синтез, аналогия и моделирование, классификация и типологизация.

Частнонаучные методы познания группа методов, используемых только в рамках какой-то конкретной науки. Каждая наука имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы. Так, например, эмпирическими социологическими методами (или методами сбора информации) являются наблюдение, эксперимент, опрос и анализ документов. Частнонаучные методы включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: