1. Тема: Оценка физического развития детей. Значение массажа и гимнастики
2. Цель:
Студент должен знать:
- показатели физического развития (ФР)
- признаки биологической зрелости детей разного возраста
- изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей (длина тела, масса тела, окружность груди, окружность головы, пропорции тела);
- значение индексов: массо-ростового (Кетле-1), ИМТ (Кетле -2), Чулицкой, Тура, Эрисмана, индекса стении;
- способы оценки физического развития;
- декретированные сроки оценки ФР детей разного возраста
- факторы, влияющие на физическое развитие детей
- основные приемы массажа и гимнастики для детей первого года жизни
Студент должен уметь:
- устанавливать психологический и речевой контакт с детьми и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез жизни с отражением в нем динамики весо-ростовых показателей ребенка и выделением факторов, влияющих на физическое развитие;
- провести антропометрию детей разного возраста;
- рассчитать индексы: массо-ростовой (Кете -1), Чулицкой, Тура, Эрисмана, индекс массы тела (ИМТ);
- оценить физическое развитие детей разного возраста с помощью центильных таблиц;
- оформить в письменном виде заключение о ФР ребенка, его гармоничности, морфотипе
- подобрать комплексы гимнастики для детей первого года жизни
Студент должен владеть: техникой антропометрии детей разного возраста.
|
|
3. Вопросы для самоподготовки
1. Понятие физического развития.
2. Признаки, характеризующие биологическую зрелость.
3. Методы, при помощи которых изучается ФР (антропометрия, соматоскопия, динамометрия, исследование физической работоспособности, физиометрические показатели (ЖЕЛ, ЭКГ и т.д.)
4. Основные законы роста детей (неравномерность изменений скорости роста, краниокаудальный градиент роста, чередование направлений роста, половая специфичность, асимметрия роста).
5. Динамика роста в разные возрастные периоды (помесячная прибавка в росте у детей на первом году жизни, среднегодовая прибавка в росте у детей от 1 года до 4-5 лет и старше 4-5 лет).
6. Закономерности нарастания массы детей различного возраста (ежемесячная прибавка в массе на первом году жизни, среднегодовая прибавка в массе у детей старше года).
7. Изменение окружности груди и головы в разные возрастные периоды.
8. Изменение пропорций тела у детей разного возраста (высота головы, длина туловища, длина конечностей, средняя точка тела).
9. Изменение телосложения в процессе роста: тип грудного ребенка, тип маленького ребенка - период первого «округления» (1 – 4 года), тип ребенка периода первого «вытягивания»(5 – 7 лет), тип ребенка периода второй полноты (8 – 10 лет), тип ребенка второго ростового сдвига (подросток).
|
|
10. Типы конституции (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный).
11. Ориентировочный расчет поверхности тела ребенка.
12. Техника антропометрии у детей разного возраста (измерение длины тела, методика взвешивания, измерение окружности головы, груди, плеча, бедра, голени).
13. Индексы физического развития - методика расчета и клиническое значение (массо-ростовой – Кетле-1, индексы Чулицкой, Тура, Эрисмана, ИМТ, индекс стении)
14. Филиппинский тест: техника проведения и клиническое значение.
15. Алгоритм оценки ФР. Способы оценки ФР с помощью центильных таблиц и эмпирических формул.
16. Понятие гармоничности физического развития.
17. Понятие морфотипа.
18. Факторы, влияющие на физическое развитие. Значение массажа и гимнастики.
19. Декретированные сроки оценки ФР детей разного возраста.
20. Роль отделений профилактики детских поликлиник (кабинет здорового ребенка, кабинет массажа) в формировании гармоничного развития ребенка
4. Основные понятия темы: физическое развитие, дети, показатели физического развития, антропометрия, биологическая зрелость, пропорции, телосложение, типы конституции, оценка физического развития, центильные таблицы, гармоничность физического развития, морфотип, факторы физического развития.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант». 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Физическое развитие детей. Учебное пособие для студентов. – Оренбург, 2009.
Дополнительная:
1. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2002. – 184 с.
2. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 432 с.
3.Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. - 352 с.
4. Участковый педиатр: Справочное руководство / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. – 3-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 313 с.
5. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие под ред. А.С. Калмыковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.
6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
- Работа с учебной литературой
- Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
- Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях по расчету долженствующих показателей физического развития у детей разного возраста.
- Написание рефератов, подготовка реферативных сообщений