Вопрос 3. Оптовая и розничная торговля


Оптовая торговля является посредником между производителем и потребителем. Она осуществляет одновременное обслуживание производителя и потребителя. Оптовая торговля становится выгодной для производителя, когда ему требуется расширить рынки сбыта товаров и снизить издержки.

Оптовая торговля - это торговля товарами и услугами тем, кто приобретает их для производства или использования в бизнесе.

Предприятие оптовой торговли в своей деятельности должно руководствоваться следующими основными правилами:

1) глубоко изучать рынки сбыта, на которых происходит распределение товара;
2) следить за структурой затрат по закупке продукции и по содержанию трудовых ресурсов и складских помещений;
3) осуществлять контроль за прибыльностью всех операций технологического процесса оптовой торговли (закупка, хранение, упаковка, сортировка, продажа товара);
4) обеспечивать благоприятный имидж Брэнд реализуемой продукции и стиля обслуживания покупателей.

Несмотря на то, что деятельность оптовой торговли, как и всякого посредника, увеличивает стоимость товара, она значительно повышает эффективность предпринимательства.

Оптовые фирмы, с одной стороны, расширяют и исследуют новые и альтернативные источники приобретения продукции и тем самым углубляют связи с поставщиками. А с другой стороны, исследуя новые и расширяя старые рынки сбыта, оптовые дистрибъюторы выступают экспертами региональных рынков. Владея информацией о состоянии рынков сбыта, оптовые фирмы обеспечивают своих поставщиков сведениями о реальном потребительском спросе, базируясь на интересах потребителей. Одновременно оптовые фирмы информируют потребителей обслуживаемых территорий о конъюнктуре рынка, появлении новых товаров и услуг. Благодаря деятельности оптовых организаций создаются предпосылки распределения товаров в масштабах регионов и нередко по всей стране по умеренно доступным ценам.

Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Цель розничной торговли в отличии от оптовой - обслуживание конечных потребителей в магазинах, торговых палатках с помощью работников необходимой квалификации. Эта форма торговли характеризуется бОльшим разнообразием предприятий, чем оптовая.

В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров, они доходят до непосредственного потребителя. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность неоднородных торговых предприятий. Принята следующая классификация этих предприятий:
1. По видам и особенностям устройства:
1.1. Примерно 90 % составляют магазины, т.е. предприятия торговли, размещающиеся в стационарных капитальных зданиях и обладающие необходимым торгово-технологическим оборудованием (весоизмерительным, торговым, контрольно-кассовым).
1.2. Магазины-склады, осуществляющие торговлю строительными материалами и топливом. Они обладают навесами, площадками, складскими и конторскими помещениями.
1.3. К мелкорозничной торговой сети относятся: павильоны, ларьки, киоски, палатки и т.д. это сооружения, которые предлагают небольшой ассортимент товаров и предоставляют меньше удобств при обслуживании покупателей.
1.4. Средства передвижной торговли (автомагазины, судамагазины). Их используют для товароснабжения жителей небольших населенных пунктов и жителей сельской местности. Сейчас довольно широко авто магазины и автолавки используются для торговли на рынках, ярмарках и других местах большого скопления людей.
2. В зависимости от ассортимента товаров и торговой площади предприятия торговли подразделяются:
2.1. На типы (универмаг - универсам).
2.2. Внутри каждого типа - на типоразмеры (например, магазины товаров повседневного спроса - 100, 150, 250 кв. м.).
3. По формам обслуживания:
3.1. Магазины самообслуживания.
3.2. Предприятия, торгующие через прилавок обслуживания.
4. По типу здания:
4.1. Отдельно стоящие;

4.2. Встроенно - пристроенные;
4.3. Торговые комплексы.
5. По функциональным особенностям:
5.1. Стационарные;
5.2. Передвижные;
5.3. Сезонные (павильоны по торговле овощами и фруктами);
5.4. Посылочные (торговля по каталогам);
5.5. Комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
К перспективным формам внемагазинного предложения товаров относят:

1. Торговля по каталогам
Преимущества для покупателей: большой выбор товаров, возможность максимального удовлетворения потребностей и предлагаемое высокое качество.
Преимущества для продавца: форма расчета (как правило, наличный), высокая оборачиваемость вложенных средств, максимальное снижение издержек и потерь. В настоящее время создаются салоны-каталоги ("Отто", "Бурда-моден").

Недостатки: большой срок исполнения заказа, несовпадение фактических потребительских свойств предполагаемым, высокая цена.

Каталожная форма торговли получила широкое распространение в мире.

2. Предложение товаров посредством коммуникативных систем
К данному виду относятся: продажа товаров по телевидению; продажа товаров с помощью персональных компьютеров(Internet); торговля по телефону.
В России по ряду объективных и субъективных причин данная форма не получила широкого распространения. Это связано и с недостаточным развитием информационных систем (низкая рентабельность, узкий охват возможных покупателей, неготовность потребителей к подобному виду обслуживания).

3. Продажа товаров через торговые автоматы

Достоинства данного метода продажи: удобный режим работы, быстрота и оперативность операций по расчету и получению товаров, психологический эффект (связанный с продажей предметов гигиены).
Недостатки данного метода продажи: узкий ассортимент предлагаемых товаров, как правило, реализуемые товары негабаритные и с большим сроком годности, проблемы с разменом монет и обеспечением сохранности.

4. Посылочная торговля
Достоинства данного метода продажи: получение небольших партий товаров в подсортированном и подготовленном к продаже виде, что способствует расширению и обновлению уже имеющегося ассортимента товаров. Особенно важна эта форма продажи товаров в условиях мелкой и территориально рассредоточенной сети потребительской кооперации.

К неудобству данного метода продажи относят условия расчетов (как правило, через почту

Выбор системы сбыта и определение необходимых финансовых затрат предполагает наличие в структуре предприятия таких подразделений, которые заняты непосредственно реализацией продукции на рынке: как на внутреннем, так и на внешнем. Функции и объем полномочий таких подразделений различны. Сбытовая система предприятия может быть представлена в следующем виде.

Собственная система сбыта - дочерние фирмы и филиалы в своей стране и за рубежом: производственно-сбытовые, сбытовые за рубежом, экспортные в своей стране.

Представители предприятия - дилеры в своей стране и за рубежом, зарубежные универсальные представители постоянные и временные, коммивояжеры на внутреннем рынке, бюро по сбыту, агентства в своей стране и за рубежом, сбытовые конторы, торговые точки.

Совместная сбытовая деятельность - совместные сбытовые фирмы, соглашения о совместном сбыте, участие в сбытовых ассоциациях и объединениях.

Выбор системы сбыта зависит от размеров необходимых финансовых затрат, их целесообразности и эффективности, которую определяют, сопоставляя альтернативные варианты и проводя соответствующие расчеты.

Выбор каналов и методов сбыта на целевом рынке практически полностью зависит от характера товара.

Прямой метод, предполагающий установление непосредственных связей между продавцом и покупателем, используется преимущественно при сбыте товаров производственного назначения.

Косвенный метод, предполагающий использование торгово-посреднического звена, применяется в основном при реализации потребительских товаров.

При выборе торгового посредника необходимо изучить следующие вопросы: объем услуг, предоставляемых посредником производителю; отношение его к торговой марке производителя; возможность увеличения продаж при помощи посредника; расходы, необходимые для поддержания его; местонахождение посредника по отношению к клиентам; степень соответствия практики посредника требованиям производителя; участие посредника в мероприятиях по стимулированию продаж; финансовое положение посредника; формы управления посреднической фирмой; размер расходов в связи с использованием посредника; объем рекламной деятельности, осуществляемой посредником, и условия ее оплаты; отношение посредника к деятельности конкурента; регулярность оплаты счетов посредником; объем предо-ставляемой посредником информации о рынке; наличие жалоб со стороны конечных потребителей на работу посредника; эффективность операций, совершаемых через посредника.

Торговые посредники, особенно крупных фирм, обладают собственной сбытовой сетью - дилерами; имеют свою материально-техническую базу - склады, магазины, демонстрационные залы, мастерские по обслуживанию и ремонту; оснащены компьютерной техникой, которая позволяет вести постоянный учет и контроль за количеством проданной через магазины продукции, за наличием ее на складах и, как правило, имеют возможность в считанные часы доставить нужный товар дилеру в любую точку.

При выборе каналов и методов сбыта изучаются прежде всего роль каждого канала в общей программе производственного отделения, его эффективность, размеры издержек обращения, система размещения складских и других обслуживающих помещений, выявляются особенности ценообразования.

Выбор способа выхода на целевой рынок предполагает решение вопроса о том, каким путем наиболее целесообразно установить контакт с потребителем.

При сбыте товаров производственного назначения возможно направление потенциальному покупателю письменного предложения вступить в переговоры или рассмотреть конкретное предложение продавца, а также установление личных контактов на выставке или ярмарке, в демонстрационном зале.

При сбыте товаров потребительского назначения - это прежде всего выбор наиболее подходящего и надежного товарного посредника.

Правильный выбор способа выхода на целевой рынок во многом зависит от следующих факторов: опыта работы на целевом рынке; наличия деловых связей с контрагентами на рынке; наличия подходящих посредников или других торговых партнеров на рынке, известности и реноме предприятия на целевом рынке; наличия инфраструктуры на целевом рынке и ее особенностей.

Важную роль играют также степень монополизации рынка, торговые обычаи и практика торговли, сложившаяся на целевом рынке. При наличии картельных соглашений между фирмами-конкурентами важно знать и учитывать, за какой из фирм, участвующих в картеле, закреплен тот или иной сегмент рынка.

Выбор времени выхода на целевой рынок во многом определяется правильностью оценки уровня спроса и потребностей потребителей в издании, с которым предприятие намеревается выйти на целевой рынок. Важную роль играет оценка конъюнктуры и тенденций ее развития.

Решающую роль в отдельных случаях играют подготовленность покупателей к восприятию нового издания и уровень его конкурентоспособности.

Определение системы товародвижения и расходов на доставку товара потребителю. Выбор системы товародвижения предполагает нахождение наиболее дешевого и удобного варианта доставки издания покупателю с учетом условий его транспортировки, складирования и хранения в пути, погрузки и выгрузки с транспортных средств, надежности с точки зрения сохранения качественных показателей товара.

Термин «товародвижение» используется в управленческой деятельности фирм и означает комплексный подход к осуществлению транспортных, складских, страховых операций и связанному с ними оформлению документации.

Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы: на перевозку издания ( транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); на перемещение товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и др.

В тех случаях, когда продавец считает нецелесообразным самому заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме и выплачивает ей соответствующее вознаграждение.

Выбор системы товародвижения требует тщательной проработки с точки зрения уровня затрат и достижения оптимального результата при сопоставимых показателях. Наиболее важные факторы - минимизация издержек товародвижения, определение уровня обслуживания и длительности сроков доставки товара на целевой рынок и конкретному покупателю.

Определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат. К числу важнейших методов стимулирования сбыта необходимо отнести предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг, систему формирования спроса потребителей и их потребностей путем установления личных контактов с потребителями в местах продажи, на деловых встречах, презентациях, симпозиумах, на выставках и ярмарках; адресного распространения каталогов и проспектов предприятия; показа и демонстрации товаров

При выборе непрямого канала сбыта возникает вопрос, сколько требуется посредников, чтобы обеспечить уровень охвата рынка, который необходим для решения задачи проникновения на рынок. Могут рассматриваться следующие стратегии охвата рынка: интенсивная, избирательная, эксклюзивная. Выбор стратегии для определенного издания зависит от его свойств, от целей, преследуемых предприятием, и от конкретной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: