Тема 1. Предмет, задачи и метод статистики

Понятие «статистика» ввел в середине 18 века немецкий профессор философии и права Ахенваль, который первый начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой (лат. status – состояние). Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.

Зарождение статистики было связано с потребностями государственного управления и понималось как государствоведение. Одновременно развивались методы статистики, которые нашли применение при организации и анализе результатов хозяйственного учета, изучения населения.

В России становление статистической науки связано с развитием описательного направления, которое было господствующим до 1730 гг. В 1802 г. в стране формируется первое государственное статистическое объединение – статистический отдел Министерства внутренних дел России. Реформа 1861 г. привела к созданию в стране органов местного самоуправления - земств, в 1870 г – губернских статистических бюро (в 27 губерниях России); в 1987 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

С развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются статистические службы, концентрирующие эти работы и выполняющие их на регулярной основе. В России такие службы появляются в начале 20 века и в настоящее время представлены Федеральной службой государственной статистики
(Росстат) – методологическим и организационным центром координации всех статистических работ в стране.

Федеральная служба государственной статистики России представляетсобой сеть, охватывающую комитеты государственной статистики в автономных областях, автономных округах и краях России и включающую районные (городские) комитеты государственной статистики.

Ведомственная статистика, а также статистика компаний и предприятий, объединений, ассоциаций – это первичное звено Росстата и рассматривается как крупная дополнительная организация в проведении важных статистических работ.

В современных условиях к статистике, ее методам и показателям обращаются везде. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и отраслей экономики.

Статистика – общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных условиях места и времени.

Статистика исследует количественное выражение закономерностей общественного развития методами обобщающих статистических показателей. При определении предмета изучения существенно важным является соблюдение принципов - характеристик:

– однородность массовых явлений (массовых данных);

– предварительный качественный их анализ;

– определение закономерностей;

– применение количественных методов и исчисление обобщающих показателей.

Статистика является самостоятельной дисциплиной и объектом практических занятий, если при определении ее предмета присутствуют все указанные пять принципов-характеристик, и не является таковой, если ее предмет изучения определяется по отдельно взятым признакам. При этом под массовыми понимаются не любые, а строго определенные статистические совокупности данных, и такие, которые допустимо обрабатывать с помощью статических методов и на основе которых правомерно делать обобщения и выводы.

Статистические совокупности определяются на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений по существующим или специально разрабатываемым критериям однородности. Однородность явлений измеряется коэффициентом вариации и другими более сложными величинами.

Исследуя однородные совокупности с помощью статистических методов, можно установить наличие или отсутствие взаимосвязей между существенными признаками изучаемых явлений, определить устойчивые тенденции и закономерности их изменения в пространстве и времени.

В современном мире статика решает целый ряд задач, определяемых ее ролью в науке и практике. Эти задачи можно условно разделить на две группы: методологические и практические.

Так, с помощью статистической методологииопределяются уровни, темпы и пропорции изменения массовых социально-экономических явлений; устанавлива-ются закономерности этих явлений; характер и теснота связи.

Задачей статистики на современном этапе социально-экономического развития России является характеристика происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для решения этой задачи статистика собирает и систематизирует информацию о реформируемых процессах и объектах, обеспечивает информационные запросы управленческих структур, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных.

Органы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации решают широкий круг статистических задач:

– совершенствование действующих и построение новых систем статистических классификаторов, регистров и показателей;

– разработка и реализация полномасштабной программы адаптации отечественных систем учета и статистики к международным стандартам;

– реорганизация методов сбора, обработки и распространения данных, включающая разработку специальных методов статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства;

– создание базы данных и разработка российских сайтов и технологий доступа к сети Интернет с целью реализации программ и технологий распространения за рубежом и в международных организациях отечественной статистической информации.

Статистика как область практической деятельности, самостоятельная отрасль научных знаний и базовая дисциплина оперирует многочисленными методами сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений.

Совокупность разнообразных методов образует системное понятие «статическая методология».

В зависимости от характера изучаемых процессов, областей статической работы и форм статистического исследования, назначение, содержание, взаимосвязь и эффективность статистических методов меняется и требует собственного предметного истолкования.

Общее правило применения статистических методов для анализа общественных явлений заключается в предварительном изучении условий их использования, то есть определения сущности изучаемого явления, знании законов его развития и особенностей среды, в которой применяются конкретные решения.

Например, прежде чем ставить вопрос о статистическом изучении влияния отдельных факторов на рост производительности труда, необходимо предварительно уяснить понятие «производительность труда», определить состав факторов, влияющих на нее, установить характер влияния каждого отдельно взятого фактора. Решение этих вопросов требует не только статистических, но и экономических знаний, а также формального представления данных и формальных расчетов.

В этом состоит сущность использования статистических методов в современной науке и практике, их принципиальное отличие от применения формальных методов.

По технологии формированияи условиям применения различают три группы статистических методов:

1) методы, формируемые и применяемые при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности);

2) методы статистических группировок, применяемые при обработке данных (систематизация и классификация собранных данных, их форматизация и обработка);

3) методы обобщения собранных и обработанных данных(определение показателей однородности данных путем исчисления абсолютных, относительных и средних величин, а также показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения обобщающих данных).

Все статистические методы взаимосвязаны и представляют единую систему, применение которой гарантирует правильность и достоверность получаемых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: