Упражнение "Коварное "ам-ам"! Представьте, что вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (Она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам! Следите за тем, чтобы это коварное "ам-ам" звучало непременно на мягкой атаке. При твердой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке.
Упражнение "Собака". Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну. Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким радостным лаем: "Ав-ав!". Обратие внимание на соблюдение следующих условий: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат. Затем сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет стульев. Пересчитайте их в более быстром темпе: Ававававав-авав...
|
|
Упражнение "В пляс". Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!.. Следите, чтобы звуки междометий летели весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх - в головной резонатор, но на низких тонах голоса.
Упражнение "Команды". Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!.. Следите, чтобы при усилении звука голос не стремился к повышению. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз.
Упражнение "Прыгуны ". Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле - гоп!" Делайте все артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в исходное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют.
|
|
Упражнение "От стона к лаю". На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! – требуете все более активно, не забывая "подлаивать":
Упражнение "Наша река". Представьте, что вы – два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:
Первый: Наша река широка, как Ока.
Второй: Наша река широка, как Ока?
Как? Как Ока??
Первый: Так! Как Ока, широка наша река!
Оба вместе: Во кака наша река!
После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово. Придумайте и другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.
Упражнение "У зубного врача". Вообразите, что вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом, а вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда.
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть.
Упражнение "Колыбельная ". Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом: м-м-м-м… Затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными: а-а-а-а… Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака).
Упражнение "Гудок". Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание уууОуууАуууЭуууИуууЫууу... После этого можно переходить к произнесению отдельных слогов: уО!уА! уЭ! уИ! уЫ! Слоги должны звучать как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.
Упражнение "Дудочка".
Люблю в саду дудеть в дуду:
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
И я иду, иду
И дую в дудочку — ДУДУ!
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
Следите за собранностью губ "в рупор.
Упражнение "Буква У". Произнесите следующее стихотворение. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.
Уля с Юлей букву "у" Пусть лежит упавший звук!
Уронили вдруг в траву Уля, Юля, — живо в круг!
Упражнение "Хохлатки". Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки – это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и "кудахтайте!":
Кудах-тах-тах!
Кудах-тах-тах!
Кудахтают хохлатки.
Куда?
Ах-ах!
Куда?
Ах-ах!
Попрятались цыплятки?
На ударных гласных руки отводятся от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко должны отходить "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья".
Упражнение "Птичий двор". Представьте, будто вы приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных.
|
|
Упражнение "Айда гулять". Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:
Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!
Аида гулять!
Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но, тем не менее, с мягким атакированием. Междометие «ай-да» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.
Упражнение "Победительницы ". Приветствуйте своих друзей (девушек — волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:
Ай да Аля!
Ай да Уля!
Ай да Оля! Ай да Юля!
Ай да Эля! Аи даИя!
Спорт - родная вам стихия!
Просто чудо-мастера!
Браво, девушки! Ура!
Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества.
Упражнение "Частушки".
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича –
За Петра Петровича!
Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, – "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные. Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи – все свободно и даже легко подплясывает
Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями "гопака"!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..
Пляшем, сердце веселя...
Следите за тем, чтобы звуки междометий «вылетали» легко и свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор.
|
|
Упражнение "Междометия".
Ах, какой цветок пахучий!
Ой-ой-ой! Да он колючий?!
(С подтекстом: "Чуть не укололся.
Хорошо, что слегка дотронулся! ")
Ах, какой зверек прекрасный!
Э-э-э! Да он зубастый?!
(С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку»)
Ой, как дует из окошка!
Эй-эй-эй! Прикрой немножко!
(Волево приказываете.)
Ах, какая красота!
Посмотри-ка ты сюда.
Видишь, бабочка какая?
Разноцветная такая,
Что неможно глаз отвесть!
Сколько красок в мире есть!
Ой! Вспорхнула, улетела...
Эй, взгляни! На кустик села.
(Восприятие сопровождается различными эмоциями: радостного изумления, восхищения, огорчения, удовлетворения.)
Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!
В стену гвоздь забить хочу.
Ой, летит мой гвоздь в кусты!..
Погоди ж, найду, где ты!
(Действие сопровождается различными эмоциями и проявлением воли.)
Упражнение "Рыболов"
Рыболову рыболов
Говорил про свой улов:
— Нынче мой улов не мал.
— Сколько рыбы ты поймал?
— Два карасика, плотву.
— И всего-то? Ну и ну!
— С ними вот таких лещей!
— Хей!
— И метровых два ерша.
— Ша!
— Да! И щуку метров двух. - Ух!
— Вот такую камбалу!
— У-у!
— И горбушу — метров семь!
— Э, заврался, брат, совсем.
Упражнение "Шутка". Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика".
Дрессировщик:
Приветствую, друзья!
Группа:
Ав-ав!
Дрессировщик:
Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!
По одному:
Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..
(с подтекстом "Я здесь ")
Дрессировщик:
Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!
Эй, запевала!
Споем, как пели мы бывало!
Все "поют":
Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
(на мотив маршевой песни)
Дрессировщик:
Стой!
Поняли, как "лаем", "Опоры звука" достигаем? И навык закрепили прочно?
Группа:
Ав-ав!
Так точно!
Упражнение "Эхо".
Попробуйте трижды произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Первый раз, активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — еще более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что происходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.
Это кто там каждый раз передразнивает нас?
Кто кричит там, вот потеха? Эхо.
Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?
Ишь ты?
Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!
Ладно.
Первая кто в мире де-ева?
Ева.
А жила в каком краю-ю?
Раю.
Шутишь, эхо, так всегда-а?
Да.
За игру благодарю-ю!
Дарю.
Упражнение "Кончил дело - гуляй смело". Представьте, что выобращаетесь к маме с просьбой отпустить погулять.
– Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)
– Сядь!
– Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
– Подождут.
– Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
– Помолчишь?
– Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос на гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)
– Не канючь и не грусти.
– Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге МА.)
— Да. Кончишь дело – гуляй смело.
Делайте упражнение в движении. Пусть в диалоге участвует не только слово, но и весь телесный аппарат.