Техника постановки голоса по З. В. Савковой

Упражнение "Коварное "ам-ам"! Представьте, что вы «больны». Зовите маму, что­бы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (Она не откли­кается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам! Следите за тем, чтобы это коварное "ам-ам" звучало непременно на мягкой атаке. При твердой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке.

Упражнение "Собака". Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну. Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким радостным лаем: "Ав-ав!". Обратие внимание на соблюдение следующих условий: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат. Затем сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет стульев. Пересчитайте их в более быстром темпе: Ававававав-авав...

Упражнение "В пляс". Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!.. Следите, чтобы звуки междометий летели весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх - в головной резонатор, но на низких тонах голоса.

Упражнение "Команды". Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!.. Следите, чтобы при усилении звука голос не стремился к повышению. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз.

Упражнение "Прыгуны ". Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле - гоп!" Делайте все артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в исходное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют.

Упражнение "От стона к лаю". На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! – требуете все более активно, не забывая "подлаивать":

Упражнение "Наша река". Представьте, что вы – два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока?

Как? Как Ока??

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

Оба вместе: Во кака наша река!

После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово. Придумайте и другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.

Упражнение "У зубного врача". Вообразите, что вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом, а вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда.

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть.

Упражнение "Колыбельная ". Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом: м-м-м-м… Затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными: а-а-а-а… Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака).

Упражнение "Гудок". Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание уууОуууАуууЭуууИуууЫууу... После этого можно переходить к произнесению отдельных слогов: уО!уА! уЭ! уИ! уЫ! Слоги должны звучать как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение "Дудочка".

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

И я иду, иду

И дую в дудочку — ДУДУ!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ "в рупор.

Упражнение "Буква У". Произнесите следующее стихотворение. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.

Уля с Юлей букву "у" Пусть лежит упавший звук!

Уронили вдруг в траву Уля, Юля, — живо в круг!

Упражнение "Хохлатки". Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки – это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и "кудахтайте!":

Кудах-тах-тах!

Кудах-тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

Ах-ах!

Куда?

Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

На ударных гласных руки отводятся от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко должны отходить "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья".

Упражнение "Птичий двор". Представьте, будто вы приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных.

Упражнение "Айда гулять". Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!

Аида гулять!

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально по­добранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но, тем не менее, с мягким атакированием. Междометие «ай-да» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.

Упражнение "Победительницы ". Приветствуйте своих друзей (девушек — волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:

Ай да Аля!

Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Аи даИя!

Спорт - родная вам стихия!

Просто чудо-мастера!

Браво, девушки! Ура!

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества.

Упражнение "Частушки".

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича –

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, – "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные. Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи – все свободно и даже легко подплясывает

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями "гопака"!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..

Пляшем, сердце веселя...

Следите за тем, чтобы звуки междометий «вылетали» легко и свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор.

Упражнение "Междометия".

Ах, какой цветок пахучий!

Ой-ой-ой! Да он колючий?!

(С подтекстом: "Чуть не укололся.

Хорошо, что слегка дотронулся! ")

Ах, какой зверек прекрасный!

Э-э-э! Да он зубастый?!

(С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку»)

Ой, как дует из окошка!

Эй-эй-эй! Прикрой немножко!

(Волево приказываете.)

Ах, какая красота!

Посмотри-ка ты сюда.

Видишь, бабочка какая?

Разноцветная такая,

Что неможно глаз отвесть!

Сколько красок в мире есть!

Ой! Вспорхнула, улетела...

Эй, взгляни! На кустик села.

(Восприятие сопровождается различными эмоция­ми: радостного изумле­ния, восхищения, огорче­ния, удовлетворения.)

Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!

В стену гвоздь забить хочу.

Ой, летит мой гвоздь в кусты!..

Погоди ж, найду, где ты!

(Действие сопровождает­ся различными эмоциями и проявлением воли.)

Упражнение "Рыболов"

Рыболову рыболов

Говорил про свой улов:

— Нынче мой улов не мал.

— Сколько рыбы ты поймал?

— Два карасика, плотву.

— И всего-то? Ну и ну!

— С ними вот таких лещей!

— Хей!

— И метровых два ерша.

— Ша!

— Да! И щуку метров двух. - Ух!

— Вот такую камбалу!

— У-у!

— И горбушу — метров семь!

— Э, заврался, брат, совсем.

Упражнение "Шутка". Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика".

Дрессировщик:

Приветствую, друзья!

Группа:

Ав-ав!

Дрессировщик:

Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!

По одному:

Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

(с подтекстом "Я здесь ")

Дрессировщик:

Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Все "поют":

Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

(на мотив маршевой песни)

Дрессировщик:

Стой!

Поняли, как "лаем", "Опоры звука" достигаем? И навык закрепили прочно?

Группа:

Ав-ав!

Так точно!

Упражнение "Эхо".

Попробуйте трижды произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Первый раз, активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — еще более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что происходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.

Это кто там каждый раз передразнивает нас?

Кто кричит там, вот потеха? Эхо.

Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?

Ишь ты?

Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!

Ладно.

Первая кто в мире де-ева?

Ева.

А жила в каком краю-ю?

Раю.

Шутишь, эхо, так всегда-а?

Да.

За игру благодарю-ю!

Дарю.

Упражнение "Кончил дело - гуляй смело". Представьте, что выобращаетесь к маме с просьбой отпустить погулять.

– Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)

– Сядь!

– Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

Подождут.

– Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)

Помолчишь?

– Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос на гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

– Не канючь и не грусти.

– Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге МА.)

— Да. Кончишь дело – гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пусть в диалоге участвует не только слово, но и весь телесный аппарат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: