Виды речи - психология

В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

· диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.

· монолог - длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.

· письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем при желании внутренний диалог можно остановить.

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи - это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.
32.Классификация видов речи.
В зависимости от выполняемых функций, структуры, степени активно­сти и общей направленности выделяются различные виды речевой деятель­ности.

Речь бывает

· активной, спонтанно конструируемой, и

· реактивной - представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.

Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту вы­сказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседни­ка, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индиви­да здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает все многооб­разие индивидуального словесного творчества и самовыражения.

Принято разделять

· монологическую речь (без непосредственной об­ратной связи от адресата),

· диалогическую.

В первом случае субъект вы­сказывания самостоятельно определяет объем, содержание и структуру ре­чи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуаль­ными особенностями.

Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изме­нять его тему и направленность на основе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной/интерперсональ­ной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направ­ленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушаю­щего (порождающего и воспринимающего высказывание).

Отметим, что указанное разделение в некотором смысле условно, если принять во внимание концепцию, согласно которой диалог - это не только определенная структура речевого общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологической и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма речевой активности, от междометия до многостраничного ро­мана, диалогична по своей природе, т.е. является высказыванием, адресо­ванным Другому и ориентированным на Другого (не важно присутствующе­го в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).

В из­начальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного про­странства, в котором происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи. Таким образом, человече­ская культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) - частный случай этого диалога. Речь всегда предполагает явное или неявное «присутствие» Другого как реального или идеального адресата высказыва­ния (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогиче­ском отношении к «иному».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: