Ведет себя

Фамилия Не прерывает рассказ Других учащихся ся посторон-ними делами во время вы-ступления товарищей Нс точкается в буфете и при входе в класс cnoKuiino, сдержанно, нс кричит, не бегает в перемену

Для получения более объективных данных в процессе на-за блюдения используют звукозапись, фото- и киносъемку.

Ценный материал дают дневники родителей, отражающие ход развития ребенка. Систематически заполняемый дневник даст относительно полную историю развития ребенка. Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возникновение и развитие отдельных психических процессов и т. д. Интерес в этом отношении представляют дневники психологов Н. А. Менчинской', В. С. Мухиной2, где отражено развитие ребенка.

Одна из разновидностей наблюдения—самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение—один из вспомогательных методов психологии. Оно используется как компонент других методов в виде словесного отчета испытуемого.

Экспериментальный метод. Эксперимент—изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий. |

Эксперимент — один из основньт» методов исследования в научной психологии. Впервые эксперимент стал применяться в психологии в середине XIX в. В 1861 г. немецкий физиолог. и психолог В. Вундт изобрел первый элементарный прибор для экспериментального психологического исследования. Первоначально эксперимент применялся в исследованиях наиболее простых психических явлений (время реакции и т. д.). Сейчас этот метод используется в психологии для изучения сложнейших психических процессов.

Сопоставляя экспериментальный метод с методом простого наблюдения, можно отметить следующие преимущества эксперимента.

' См.: Менчинская II. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. М., 1957.

См.: Мухина В. С. Дневник матери: Первоклассники. М., 1977.

В эксперименте исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. Можно, например, установить закономерности запо-минания материала по различным возрастам путем наблюдения. Но для этого нужно ждать, когда наступит определенный, удобный момент. Обычно же в таких случаях пользуются не наблюдением, а экспериментом. Берут несколько групп испытуемых разного возраста и предъявляют ям для запоминания одинаковый материал.

В эксперименте исследователь может целенаправленно изменить некоторые из условий, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это. приведет последствиям. Тем самым он может изменить течение психических про-цессов. Например, при выработке двигательного навыка исследователь показывает испытуемому, как и что делать. Затем показ заменяется рассказом, что и как надо делать, или же показ и словесное обучение объединяют.

В экспериментальном исследовании обязателен строжайший учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны и каковы ответные реакции). Например, дети разного возраста заучивают стихотворение. Учитывается время, число повторений стихотворения, качество заучивания и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: