Зашз Э9М 49

Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают младшим накопленные веками богатства, воплощенные в произведениях науки, литературы и искусства, закрепленные в нравственных нормах и правилах поведения людей, в орудиях труда и знаковых системах.

Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфических человеческих способностей и функций'.

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (семья, сверстники, родственники, соседи), так и, главным образом, под влиянием социальной среды в широком смысле, под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.

Советский психолог Л. С. Выготский впервые в советской психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций человека, в которой показал, что только в общении, в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи. Особую роль в процессе становления высших психических функций человека играет развитие речи. Важным явилось положение, развитое Л. С. Выготским, о связи социального фактора в психическом развитии ребенка с биологическим.

Особенность психики человека он видел в том, что человеческая психика определяется культурными, социальными знаками, самым существенным среди которых является язык, речь. Л. С. Выготский подчеркивал, что под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается» и биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо.

Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении личности осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе этого развития преобразуется, очеловечивается и биологическая основа этих свойств.

Развитие сознательной личности, ее духовного богатства Л. С. Выготский ставил в зависимость от характера пользования «речевыми знаками», которые развиваются по социальным законам в процессе общения, сотрудничества, совместной дея-тельности с другими людьми. Идеи Л. С. Выготского были направлены против идеалистического понимания развития выс-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: