Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962, с. 44—45. г См.: Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983

Ми занятия. Затем идет коллективное обсуждение: чья группа сыграла всех дружнее, выбрала сюжет наиболее интересный, гуманный и т. д. В этих обсуждениях руководитель обязательно на каждом занятии должен найти повод похвалить какие-то детали в поведении тех детей, ради которых эти занятия преж-де всего и должны организовываться.

Дидактические игры. В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют также в дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные). В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает 'как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Рассмотрим это на примере. Школьники играют в дидактическую игру «Мы туристы». Она заключается в том, чтобы научить детей намечать маршрут пути туристской группы по карте. За его правильное прокладывание каждый получает значок туриста. Задача, которую ученики ставят перед собой, — поиграть в туристов. Игровой мотив—правильно проложить маршрут для того, чтобы получить значок туриста. Такая игра характеризуется тем, что формы ее активности определяются взрослыми и предъявляются детям в виде игровых правил. Вот основное правило игры «Мы туристы»: «Внимательно слушай учителя, который диктует маршрут, и прокладывай его на своей карте. После того как он проложен, сверь его с образ-цом».

Следует отметить, что в игре и после нее Может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные. Так, после игры «Мы туристы» школьники стали обращаться с многочисленными вопросами к учителю и другим взрослым, искать соответствующие сведения в книгах, т. е. у них игровая задача трансформировалась в учебную. Интерес учеников к познавательному содержанию игры теперь уже начинает преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются сведениями о круге явлений, с которыми можно познакомиться в процессе игры, они стремятся активно овладеть новыми поня-тиями, связанными с игровой деятельностью (компас, топографический знак и др.). Накопленные знания систематизируются и происходит перестройка деятельности младших школьников. Теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в ходе игры. Д. Б. Эльконнн пишет по этому поводу: «Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности... В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь ус-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: