К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением четливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать иД

Щаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. в возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние родимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. 3 ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е. отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.' Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они ываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная Длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни " знакомые предметы и людей через несколько недель, а на году жизни даже через несколько месяцев. - - Запорожец, известный отечественный исследователь дет-.др психологии, описал процесс познавательного развития мла-у п бДующим образом. Формирование хватательных движений ика, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия фс мы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприят глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения \ бенка в пространстве и с действиями освобожденной от локо> торных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуя вание практических действий по манипулированию предмета перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ори тировочно-исследовательских перцептивных действий. Это проис дит на третьем и четвертом месяцах жизни. 1

При изучении зрительного восприятия детей установлено, 4 стимулы, близко расположенные друг к другу в Пространстве, объец нтся ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от дру '' "юрожт.ает типичные ошибки, которые совершают дети млад

."го возраста. Ребенок может, например, схватить башню из ц биков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружу что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в ке. Ребенок этого возраста может также делать многочислен и усердные попытки <взять> цветок с платья матери, не пони того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Зац чено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируют на их форму, а затем на их величину и только позднее - на ц Последнее происходит в возрасте около 2 лет. 1

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста прис отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающ миру и развитая познавательная активность. Они способны со доточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изобра ний, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, перех от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младец проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выраж ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необ ное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные 1 тех, с которыми они уже встречались раньше. 1

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младе уже существует прототип схемы в форме элементарной способнее упорядоченного отражения действительности в виде общих свой присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говО тот факт, что многие годовалые дети различают группы предмет объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает спо(ность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жи он демонстрирует возможность восстановления образа предмете памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребе воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его,1 находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начи активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, тулов Выраженность этой способности от первого полугодия жиэЩ полутора годам постепенно возрастает..К концу этого срока вр

1 хранения образа в памяти после того, как предмет был впервые 1 увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек. 1 Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года 1 жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его 1 стадий:

1 1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с нежи-1 дь1ми предметами. Он включает в себя: 1 А. Стадию операционной консолидации (1-4 месяца). Ребенок 1 при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить 1 перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая 'для него 1 представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. 1 В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится 1 восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сто-1 рону привлекательного объекта или движение руки ко рту). 1 Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример: 1 движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается 1 воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, 1,младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблю-1 дая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо 1 движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция сле-1 жения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное 1 повторение одного и того же движения с разными частями объекта 1 (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение Оправой). Если перед 4- 8-месячным ребенком поставить барьер 1 на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребе-1 нок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматри-вает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит 1 результат действия с первым из объектов - барьером - как сред-ство достижения второго-цели. 1 Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). Ти-1 личный пример - опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь 1 проявляется способность совершать движения с объектами - средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: