К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь-особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.
На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрос-дого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного <комплекса оживления>. Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, еще выражают его эмоциональные состояния и связаны в основном со сферой эмоционального общения со взрослым.
Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по. интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации (общения).
, На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребенка.
|
|
Между четвертым и шестым месяцами жизни ребенок переходит к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение.
Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться *чсевдословами> - сочетаниями звуков, кбторые выполняют номя-, "этивную, или сигнальную, функцию и еще не обладает постоянными обобщенными значениями.
С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем нецелые слова "о заданному взрослым образцу.
Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семанти- ова как целостный комплекс физических звуков, имеющих неко-"°Ри обобщенный смысл.
д концу первого года жизни ребенок точно понимает в. среднем Р"о 10-20 слов и определенным образом реагирует на них..В