Аристотель

Учился в платоновской Академии, был его учеником. После смерти Платона жил на острове Лесбос, а затем при дворе царя македонского был воспитателем его сына Александра. Вернувшись в Афины, создает свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний.

Круг научных интересов ученого был достаточно широк – логика, онтология, физика, этика, педагогика, политика, экономика. Наиболее весомыми для психологии являются его труды «О душе», «Метафизика», «О Памяти», «О сновидениях».

Его самый большой труд посвящен душе, который считается первым собственно психологическим трудом в рамках донаучной психологии. Аристотель в нем систематизировал все предшествующие идеи о душе и выдвинул несколько основных положений:

  1. душа – это способ организации живого тела. Она позволяет быть телу живым. Душа – это особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Тело мыслит посредством души.
  2. Объективный мир существует независимо от нашего сознания. Познаем его через воздействия на наши чувства.
  3. Сам термин организм он увязывает со словом «организация», т.е. продуманное устройство. Устройство этого целого и его функции неразделимы. «Глаз – живое существо, его душа – зрение».
  4. Трактуя организм как систему, он выделил в ней различные уровни способностей к деятельности (введено понятие способностей). Существовала так называемая иерархия способностей, т.е. функций души:

- вегетативная (есть у животных, растений и человека);

- чувственно-двигательная (имеется у животных и человека);

- разумная (присуща только человеку).

Функции души – это уровни ее развития. Способность ощущать формируется на втором уровне, а способность мыслить – развивается на третьем. От младенца до старика – человек проходит все те ступени, что и весь органический мир за всю историю. Это биогенетический закон.

Душа, по Аристотелю, в целом, смертна, как и тело. Однако, часть ее (теоретическое, абстрактное мышление) бессмертна.

Аристотель построил свою концепцию ощущений, и в трактате «О душе» ей отведено много глав. Ио пишет, что из способности ощущать рождается познание. Ощущение – это производное от внешних воздействий состояние. С помощью ощущения мы воспринимаем предметы, имеющие цвет, вкус. Но воспринимаем не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество.

Ощущение есть способность, а не действующая сила. В душе остается не камень, а образ камня. Процесс ощущения является исходным по отношению к памяти. Воображению и суждениям, т.е. высшим познавательным процессам: «существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет».

Ощущение не зависит от нашей воли, оно производится извне. Для него необходимо присутствие возбуждающего предмета.

Исследованию разума (ума) также отведено не мало места. Анализ его сочинений свидетельствует о противоречивом характере его мыслей относительно данного вопроса: с одной стороны, «немыслимо уму быть связанным с телом», с другой – «существо, не имеющее ощущений, не способно ничего познать и понять». Он выделяет деятельный разум и страдательный. Первый находится вне человека, он нечто вечное и бессмертное. Он мыслит понятиями. Второй – находится в человеке. Он преходящ, однако без первого он не может мыслить. Проявляется он тогда, когда обращается к мысленным предметам. Это ум в действительности. Здесь могут встречаться и ложь, и истина.

Аристотель предпринял попытку объяснить закономерности развития характера. Он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая определенные поступки. Уже именно в этом моменте заложено нравственное отношение к ним. Это ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от деятельности.

Аристотель попытался принципу детерминизма придать новый смысл: «природа ничего не делает напрасно», «нужно видеть то, ради чего совершается действие». Те., это подтверждение того, что конечный результат процесса заранее воздействует на его ход: психическая жизнь зависит не толь ко от прошлого, но и от желаемого будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: