Философия Фомы Аквинского – вершина зрелой схоластики

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором, происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (то­мизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма про­тив язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей».

Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утвержде­ние ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе.

Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — чело­век — природа; существование — сущность; разум — воля; вера — знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм, индивидуализм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первойот Бога к миру, от причины к следствиям, второйот мира к Богу, от следст­вий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существова­ния: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем.

Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия:

1) источников дви­жения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель; 2) производящих причин, они должны восходить к ко­нечной производящей причине; 3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость; 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) це­лей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необхо­димость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происхо­дит в природе [...] мы именуем Богом».

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристо­телю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие по­нятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме че­ловека как понятия).

Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: