Номинализм и реализм в средневековой философии

Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капиту­лах, существовали также придворные школы. Преподава­ние велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогиче­ской и научной системы, которая получала название схо­ластики, т. е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Он предло­жил систему обучения, включавшую две группы наук: три­виум («трехпутье»), в который входили грамматика, рито­рика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во­прос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направленияреализм и номинализм.

* Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностями и существуют реально.

Такая точка зрения в общем восходит к Платону. В край­нем варианте реализм исходил из того, что реально суще­ствует только общее, а индивидуальное реально не суще­ствует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия.

* Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

Философские споры между реалистами и номинали­стами могли поставить под сомнение догмат о едином Бо­ге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

* Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творя­щая природа — Бог; затем — вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокуп­ность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем — тре­тья природа — сотворенная и не творящая — мир чувст­венных предметов и явлений.

* Видный представитель номинализма в ранней схоласти­ке — Росцелин (ок. 1050-1110). Он утверждал, что дейст­вительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни ви­ды реально не существуют. Конечно, язык позволяет нам создать, например, слово «белизна», но оно ничего не выражает, поскольку в действительности существуют только белые предметы.

* Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Пьером Абеляром (1079-1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значе­ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов.

* Наиболее известным в эту эпоху представителем номи­нализма был Дунс Скот (ок. 1261-1308). Он утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, де­лающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: