Феноменология

Одно из наиболее влиятельных направлений в философии XX века. Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938).

С точки зрения феноменологии, человеческое сознание, человеческое бытие, вещественный мир, культура и общество являются неразрывно связанными, но одновременно и несводимыми друг к другу сферами.

Основным объектом феноменологии является чистое сознание. Это сознание, взятое в отвлечении от индивидуальных и общественных детерминант. Гуссерль стремился подняться к « трансцендентальному миру сознания », то есть к тем его пластам, которые не связаны с индивидуальными чертами человека, не находятся в связи с его психическими особенностями, а также не зависят от социальной среды. Сознание при этом рассматривается как особая «стихия», не имеющая ничего общего с психологией.

Основным средством достижения пластов сознания, не связанных с индивидуальными особенностями человека, является феноменологическая редукция (эпохэ). Это особая операция, в результате которой сознание высвобождается от мифологических, религиозных, научных, идеологических и обыденных знаний (установок) о предмете, а также от любых суждений о его бытии или небытии.

Феноменэто явление, которое дано нам в опыте. В феноменологии это понятие претерпело некоторые изменения, обогатившись дополнительными смыслами: согласно Гуссерлю, феномен — это абсолютные сущности сознания, смыслы предметов, которые возникают в сознании посредством определенных операций.

Сознание интенционально, то есть всегда характеризуется направленностью на предмет.

Важная составляющая феноменологического метода — учение об эйдосах (сущностях, идеях). Эйдосы в феноменологии — это идеальные смыслы, которые создаются в процессе актов сознания.

На позднем этапе развития феноменологии Гуссерля интересовала проблема интерсубъективности. Это понятие тесно связано с проблемой того, каким образом в наших знаниях достигается объективность, понимаемая как общезначимость этих знаний, то есть их общая значимость для множества отдельных людей. А это предполагает ответ на вопрос о том, как одно Я относится к другому Я, как рождается другой Я для конкретного человека. Так он обнаруживает, что помимо него (субъекта, обладающего внутренним миром) имеются и другие субъекты, которые также обладают внутренним миром.

6. Герменевтика.

Изначально герменевтика являлась наукой толкования текстов. Слово «герменевтика» было образовано от имени Гермеса — персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов.

Герменевтика имеет продолжительную историю. Герменевтика как проблема правильного понимания и толкования письменных источников по сути дела возникает вслед за появлением письменности. В Средневековье герменевтика была связана с теологией. Служители церкви присвоили себе монополию на понимание и истолкование догматов веры, интерпретацию содержания «священных книг» неграмотному населению. В эпоху Возрождения сформировалась так называемая филологическая герменевтика, когда была поставлена задача возрождения классической античной литературы, нового прочтения античных источников с целыо очищения их смысла от наслоений и искажений.

Основы герменевтики как философского учения заложил Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Он характеризует герменевтику как метод понимания исторических памятников и текстов. Подобно умению читать и писать, можно научиться и понимать. Для этого нужно изучить определенную систему правил и сознательно их применять. Шлейермахер выделяет два типа истолкования:

· Грамматическое это искусство находить определенный смысл какой-либо речи, исходя из языка и с помощью языка.

· В психологическом истолковании нужно входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов, исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо «вчувствоваться» во внутренний мир создателя текста.

Другой немецкий философ рубежа XIX и XX веков Вильгельм Дильтей (1833-1911) рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания, то есть «наук о духе»: философии, истории, филологии и других социальных и гуманитарных наук. Основная задача философии, как и других наук о духе, следовательно, состоит в том, чтобы понять сущность «жизни», под которой Дильтей понимал способ бытия человека, культурно-историческую реальность. Герменевтика с такой точки зрения — это в первую очередь метод интерпретации, который от частных проявлений переходит к целостной культуре как особому духовному образованию.

Поскольку Дильтея интересовала, прежде всего, история, свое понимание герменевтики он распространял и на этот объект. С этой точки зрения история понималась им как прошлое, которое посредством понимания становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, то есть временем интерпретатора.

Ханс Георг Гадамер (1900-2002) говорит, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др. В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать, так сказать, на позицию автора текста, отвлечься от его собственной (интерпретатора) исторической обусловленности, Гадамер говорит о необходимости сближения «горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпониманиепредпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения — продукт той же истории, в которой находится и интерпретируемый текст.

Гадамер говорит, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с текстом, мысля исторически.Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста своей интерпретирующей деятельностью.

Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так называемый герменевтический круг. Дело в том, чтобы что- то познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого, которое предшествует пониманию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: