Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На этом этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке при разработке вариантов планировочного решения СТОА, площади помещений уточняются.
Площади СТОА по своему функциональному назначению подразделяются на:
• производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
• складские;
• технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и пр.);
• административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и др.);
• помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.;
• помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Автомобиль ЗАЗ имеет следующие габаритные размеры:
длина- 4,4м.
ширина- 1,7м.
Площадь в плане этой модели автомобиля: fa =7,5м2.
Общее число постов и автомобиле-мест, располагаемых в помещении, согласно приведенному выше расчету, составляет 30, в том числе:
рабочие посты Х = 14, (таблица 10);
вспомогательные посты Х ВСП = 4, (формула (28));
автомобиле-места ожидания, (из формулы (29)) в помещении СТОА;
автомобиле-места хранения, (из формулы (31)) в помещении СТОА;
автомобиле-места для демонстрации автомобилей Х ДЕМ=3
Площадь занимаемая рабочими постами, м2:
м2 (33)
где F Х – производственная площадь занимаемая рабочими постами;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х – число рабочих постов (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент плотности расстановки постов (КП) представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобиля в плане.
Значение К П зависит в основном от расположения постов. При одностороннем или двухстороннем расположении постов принимаем: К П = 6.
Оринтеровочная площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов, м2:
м2 (34)
где F УЧ – оринтеровочная площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов, м2;
f 1 – площадь на первого работающего, согласно ОНТП f 1 =18м2;
f 2 – то же на каждого последующего работающего, согласно ОНТП f 2 =12м2;
Р Т – число технологически необходимых работников в наиболее загруженную смену, согласно ОНТП Р Т = 2.
Общая производственная площадь (рабочих постов и участков):
м2 (35)
где F – общая производственная площадь (рабочих постов и участков), м2;
F Х – производственная площадь, занимаемая рабочими постами (формула (33));
F УЧ – оринтеровочная площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов, (формула (34)).
Площадь участка мойки автомобилей:
м2 (36)
где F УМР – производственная площадь занимаемая постами УМР;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х УМР – число постов УМР (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь участка диагностики, зоны ТО и ТР автомобилей:
м2 (37)
где F ТО-ТР – производственная площадь участка диагностики, зоны ТО и ТР автомобилей;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х ТО-ТР – число постов ТО-ТР (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь кузовного участка:
м2 (38)
где F КУЗ – производственная площадь кузовного участка;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х КУЗ – число постов кузовных работ, (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь окрасочного участка:
м2 (39)
где FОКР – производственная площадь окрасочного участка;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
ХОКР – число постов окраски, (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь участка антикоррозионной обработки автомобилей:
м2 (40)
где F ПК – производственная площадь участка антикоррозионной обработки автомобилей;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х ПК – число постов антикоррозионной обработки автомобилей, (таблица 10);
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь, занимаемая вспомогательными постами и автомобиле-местами ожидания и хранения:
Площадь вспомогательных постов:
м2 (41)
где F ВСП- площадь вспомогательных постов;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х ВСП – число вспомогательных постов, (формула (28));
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь зоны ожидания:
м2 (42)
где – площадь зоны ожидания в помещении СТОА;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
– число постов ожидания в помещении СТОА, (из формулы (29));
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь зоны хранения:
м2 (43)
где – площадь зоны хранения в помещении СТОА;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
– число постов хранения в помещении СТОА, (из формулы (31));
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Площадь зоны демонстрации новых автомобилей:
м2 (44)
где F ДЕМ- площадь зоны демонстрации новых автомобилей;
fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х ДЕМ=3 – число постов демонстрации новых автомобилей;
К П – коэффициент плотности расстановки постов, (К П=6).
Исходя из имеющегося опыта проектирования СТОА, площадь технических помещений может быть принята из расчета 5…10%, а складских – 7…10% от площади производственных помещений.
Площадь технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:
F ТЕХ.П = F x 0,07=46 м2 (45)
где F ТЕХ.П – площадь технических помещений;
F – общая производственная площадь (рабочих постов и участков), (формула(35)).
Складские помещения принимаем из расчета 8% от производственной площади:
F СКЛ.П = F x 0,08=53 м2 (46)
где F СКЛ.П – площадь складских помещений;
F – общая производственная площадь (рабочих постов и участков), (формула(35)).
Административные помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве 15% от общей численности производственного персонала (см. табл. 7) и площади 7 м2 на одного работающего:
F АДМ.П = Р Ш х 0,15 х 7 =28 м2 (47)
где F АДМ.П – площадь административных помещений;
Р Ш – общая численность штатного персонала на рабочих постах и производственных участках, (таблица 7).
Бытовые помещения определяем исходя из общей численности производственного персонала (см. табл. 7) и площади 4 м2 на одного работающего:
F БЫТ.П = Р Ш х 4 =108 м2 (48)
где F БЫТ.П – площадь бытовых помещений;
Р Ш – общая численность штатного персонала на рабочих постах и производственных участках, (таблица 7).
Площадь клиентской определяем из расчета 2,5 м2 на один рабочий пост:
F КЛН = Х х 2,5 =35 м2 (49)
где F КЛН – площадь клиентской;
Х – число рабочих постов (таблица 10).
Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей определяем из расчета 30% площади клиентской:
F ЗЧ = F КЛН х 0,3 =11 м2 (50)
где F ЗЧ – площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей;
F КЛН- площадь клиентской;
Общая расчетная площадь помещений СТОА:
=1481 м2 (51)
где – общая расчетная площадь помещений СТОА;
F – общая производственная площадь (рабочих постов и участков), (формула(35));
F ВСП – площадь вспомогательных постов, (формула (41));
– площадь зоны ожидания в помещении СТОА, (формула (42));
– площадь зоны хранения в помещении СТОА, (формула (43));
F ДЕМ – площадь зоны демонстрации новых автомобилей, (формула (44));
F ТЕХ.П – площадь технических помещений, (формула (45));
F СКЛ.П – площадь складских помещений, (формула (46));
F АДМ.П – площадь административных помещений, (формула (47));
F БЫТ.П – площадь бытовых помещений, (формула (48));
F КЛН – площадь клиентской, (формула (49));
F ЗЧ – площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей, (формула (50));