Непостоянство и отречение

Все мы знаем, что должны умереть, и всё же уповаем на долгую жизнь. Имейте в виду, что время смерти неопределено. Люди умирают во время ходьбы, разговоров, сна, приёмов пищи, сидя, стоя и так далее. Вы можете умереть в любой момент, примите эту правду всем сердцем. Поэтому нечего тратить время. Каждая ваша минута может оказаться последней. Думайте так: «Вот и подошла моя смерть, моё время истекло. Мне больше ничего не осталось как практиковать». Если у вас есть такое отношение, то вы реализуете Учение. В противном случае нет. Где бы вы ни были, вы всегда расстаётесь с любимыми, встречаете врагов, болеете, и в конце концов умираете. Каждый рождённый должен умереть! Всё, что скоплено, должно расточиться. Всё, что соединено, должно разъединиться. Все, что построено, будет разрушено.

Если вы хотите, чтобы у вас появилось глубокое отречение, думайте о бесполезности самсарного существования. Размышляйте так: «Мирская жизнь тщетна, друзья бесполезны, враги ещё более бесполезны, богатство и добро бессмысленны, слава и удача тщетны. Куда ни глянь, везде одна лишь бессмысленность самсары». Заблуждение означает видеть смысл в том, что бессмысленно.

Некоторые практикующие испытывают отречение и теряют привязанность к самсаре. Но позже они вовлекаются в буддийские дела и политику. Как сказал Гамбопа:

«Если вы не практикуете Дхарму в соответствии с Дхармой, то эта же дхарма послужит причиной перерождения в низших мирах».

Если у вас есть истинное отречение и чистая мотивация Бодхичитты, то ваша практика соответствует Дхарме. Однако, если вы практикуете, надеясь на получение еды, одежды и репутации, и намереваясь поиметь приход от Дхармы, то такой вид практики «дхармы» станет причиной для рождения в трёх низших мирах. Как сказал великий Мастер Сакья (Сачен Кунга Ньингпо, 1092-1158):

«Если ты привязан к этой жизни, ты не практикуешь Дхарму.

Если ты привязан к самсаре, у тебя нет отречения.

Если ты привязан к личной выгоде, у тебя нет Бодхичитты.

Если у тебя имеются цепляния, то отсутствует взгляд».

Любой, кто привязан к этой жизни или имуществу, кто ходит на работу, содержит семью или сражается с врагами, не может практиковать Дхарму по настоящему, и его/её нельзя назвать практикующим. Если вы не отсекли привязанности к самсарной жизни изнутри, вы никогда не испытаете истинного отречения. Тот, кто думает: «Мне надо жениться. Я хочу иметь детей. Мне нужен хороший дом. Ещё мне нужна хорошая работа...», проведёт всю свою жизнь в оковах самсарных привязанностей. Если человек думает только о личной выгоде и целях, не заботясь о нуждах других людей, то у него отсутствует сострадание. У него нет мотивации Бодхичитты. Если практикующий сохраняет тончайшие цепляния в медитации, то он не осознал исконный взгляд, который свободен от цепляний как чистое небо. Цепляние - это мыслительный процесс, а посредством концептуального мышления вы никогда не реализуете взгляд.

«Сказано, что прекращение привязанностей - это стопы медитации».

Осознавание непостоянства жизни ведёт к утомлению от неё. Вы должны понять, что блуждали в самсаре жизнь за жизнью в течение бесчисленных кальп. Тогда вы отвернётесь от привязанностей к самсаре и вашем уме появится истинное отречение. Размышляйте над самсарой таким образом: «Я блуждал в самсаре жизнь за жизнью, и что мне это дало? Что толку было от всех моих занятий? Разве все мои дела не тщетны? Может всё-таки будет умнее увидеть их бессмысленность?» Если вы будете думать таким образом, то вас можно назвать практикующими.

Когда эти мысли станут частью вас самих, тогда ваш ритрит принесёт успех. Если же вы проведёте в затворничестве недели, месяцы или годы, не обретя понимания непостоянства, усталости от самсары, отречения, истинной преданности и сострадания, то ваше время пройдёт впустую. Имейте в виду, что осознавание природы ума - это единственный способ освободиться из круговорота самсары. Как я уже сказал, вначале осознайте сущность ума, затем тренируйтесь в этом осознавании и в конце концов достигните стабильности.

«Неотвлечение названо основной частью медитации».

До тех пор, пока вы не достигли стабильности в осознавании, вам следует практиковать «неотвлечение от немедитации» короткими промежутками, повторяемыми много раз. Когда вы достигнете стабильности, не отвлекаясь от осознавания ни на миг, то вы освободитесь от кармы и беспокоющих эмоций. Но покуда вы на пути, где короткие отрывки осознавания чередуются с периодами отвлечения, ваши эмоции не искоренены до конца. До тех пор, пока полностью не устранены беспокоющие эмоции, у вас сохраняются зачатки самсарных рождений.

Практикующему необходимы три вещи: неподдельная преданность, «направленная вверх»; неподдельное понимание непостоянства, «направленное вниз»; и между ними йога непрерывного потока, то есть усердие в неотвлекаемой немедитации. Такое непрерывное усердие может быть достигнуто только тогда, когда понимание непостоянства стало частью вас самих. Думайте про себя: «Я могу сегодня умереть. Это может быть мой последний день, последний час. И до сих пор я не достиг стабильности. Как я могу тратить время на что-либо, кроме осознавания природы ума?» Практикуйте миг за мигом, не теряя ни секунды.

Большинство людей наполовину мирские и наполовину духовные, а практика Дхармы для них - нечто типа хобби. Они считают важными все свои дела, видя смысл в том, чем занимаются. Такие люди не могут подняться до уровня «йогинов простоты». Непреодолимые привязанности к мирским делам и сложностям придают полной простоте йогической жизни устрашающий вид. Поэтому они ищут компромисс, подгоняя свою практику Дхармы и образ жизни под свой уровень отречения. Вначале они должны собрать всё необходимое для того, чтобы посвятить жизнь практике, - достаточно денег, ритритный дом в уединённом месте и прочее. Затем, получая наставления от опытного мастера и храня их в сердце, они должны применять их в ритритной практике, время от времени возвращаясь к учителю за разъяснениями. Таким образом они смогут медленно освободиться от мирских привязанностей, никогда не забывая молиться учителю:

«Благослови меня, чтобы я смог отсечь все привязанности одним взмахом».

Именно так и сделал Будда Шакьямуни, равно как и другие великие Мастера прошлого, - отрубив единым взмахом все привязанности.

Если у практикующего нет истинного отречения, но он пытается подражать стилю бродячего йоги или йоги простоты в силу энтузиазма новичка, то есть шанс, что он не выдержит. Через какое-то время он может вернуться к самсарной жизни. Самсарные связи должны быть отсечены изнутри, а не подражанием чьему-то стилю. Поэтому дайте своей практике осознавания улучшиться с годами и вы разовьёте сильное отречение естественным образом. Вот тогда и настанет время для йогической жизни. Это безопасный путь. Когда вы повзрослеете, вы сможете стать хорошими практикующими. Невозможно достичь просветления за одну жизнь, находясь в отвлечении. Рано или поздно вам придётся оставить все отвлечения. Всегда держите при себе мысль о непостоянстве. Это мой совет.

Если учитель с самого начала будет давать суровые наставления, то ученики могут испугаться. Поэтому искусный учитель использует «четыре метода привлечения». Вначале он предоставляет помощь и дарит подарки. Затем учитель рассказывает истории о достижениях и пользе от практики Дхармы. Потом учитель показывает ученику хорошее место, чтобы тот чувствовал себя удобно, и руководит его практикой. В конце учитель вводит ученика в абсолютное состояние и объясняет, что необходимо для достижения просветления в этой жизни.

Когда вы практикуете осознавание природы ума в ритрите, время от времени напоминайте себе: «Это может быть мой последний шанс для практики. Я могу умереть прямо во время этой сессии». Без таких постоянных напоминаний о непостоянстве вы далеко не продвинетесь в своей практике Дзогчена. Дзогчен без отречения, преданности и сострадания - это извращение Дзогчена. Если ваша практика осознавания слишком слаба, вам следует преднамеренно напоминать себе о непостоянстве. Целенаправленно развивайте преданность и сострадание. Говорится, что «надуманное ведёт к ненадуманному». Вдохновляйте себя такими размышлениями и совмещайте их с практикой осознавания. Не теряя присутствия осознавания, позволяйте выражению осознавания рассматривать эти моменты. Если бы осознавание ограничивалось одним лишь пустотным аспектом, то конечно же, без потери осознавания было бы невозможно рассматривать эти положения. Но поскольку осознавание неограниченно, вы можете поддерживать присутствие осознавания в то время, как его естественное выражение постигает смысл этих моментов.

Впечатляющие видения, получения пророчеств от Дакинь, сверхестественное ясновидение, полёты в небесах и прочее - всё это ничто по сравнению с истинным пониманием непостоянства, истинным отречением, преданностью и состраданием. Йоги, обладающий этими качествами, никогда не ошибётся в практике. Это настоящие результаты ритрита. Тот, кто бахвалится годами практики, медитативными переживаниями и высоким воззрением, уже одержим демонами. Если вас восхищают собственные достижения, вы сбились с пути. Неподдельная преданность, сострадание и отречение не дадут заблудиться истинному йоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: