Прочитайте текст.
С помощью слов человек называет предмет, явления действительности, поэтому основной функцией слова в языке является назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет конкретный предмет, который можно увидеть, потрогать и т.п., т.е. именно предмет в строгом смысле этого слово называет конкретный предмет в строгом смысле этого слова: “книга”, “река”, “огонь” и др. Однако назывная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет, явление, признак нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса): “сомнение”, “мысль”, “прогресс”, “знание”, “единство”. Эти слова называют абстрактные понятия.
Одно из самых важных свойств человеческого мышления – способность к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение существенных, важных закономерных признаков предметов и явлений действительности и отбрасывание случайных, несущественных признаков.
|
|
Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит, что, несмотря на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в воде и дышат жабрами. Установив это общее, свойственное всем рыбам, человек познал целый класс рыб. Произошел процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия. Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека существенные признаки отдельных явлений, предметов действительности.
Слово способно назвать не только данный, конкретный, в настоящий момент, ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в данный момент сидим, но и всякий стол вообще.
Способность слова называть понятие – очень важная особенность языка как средства общения. Без этой способности само существование языка было бы невозможно, так же как без абстракции, без способности образовать понятие не было бы человеческого мышления. В самом деле: на земном шаре нескончаемые множество отдельных предметов – людей, деревьев, рек, книг… Если бы для наименования каждого конкретного предмета (а их миллиарды миллиардов) потребовалось бы отдельное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: нужны были бы миллиарды слов, и общение стало бы практически невозможным, потому что никто не смог бы запомнить столько слов. Но поскольку слово может называть понятие, постольку лексика любого языка состоит из сравнительно небольшого количества слов, с помощью которых мы называем предметы, их признаки, действия, абстрактные понятия, количество предметов, т.е. все явления окружающей нас действительности.
|
|
1. Прочитайте первый абзац текста.
а) Найдите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.
б) Ответьте на вопросы:
• Какова основная функция слова?
• Что называет слово?
в) О чем идет речь в 1-м абзаце? Напишите ответ, употребив речевые образцы: В абзаце речь идет о ….
Основная мысль абзаца сводится к следующему ….
2. Прочитайте второй абзац текста.
а) Выпишите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.
б) Ответьте на вопрос:
• что такое абстракция?
в) Сформулируйте третий абзац текста.
3. Прочитайте третий абзац текста.
а) • Выпишите опорные словосочетания.
б) Ответьте на вопрос:
• Как происходит процесс абстракции?
в) Сформулируйте основной тезис абзаца.
Почитайте четвертый абзац текста.
а) Выпишите опорные словосочетания.
б) Ответьте на вопрос:
• Что такое понятие?
в) Сформулируйте основное положение 4-го абзаца.
5. Прочитайте пятый абзац текста.
а) Выпишите опорные словосочетания.
б) Ответьте на вопрос:
Какова роль способности слова называть понятие и что было бы, если бы каждый предмет имел свое название?
в) Сформулируйте основную мысль 5-го абзаца.
Сравните вопросы, данные к абзацам и план текста. Запишите в форме тезисов сформулированные вами основные положения текста.
План | Тезисы |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- Пользуясь планом, перескажите текст.
- Дайте тексту название.
- Выявите в тексте предложения, не несущие основную информацию. Удалив из текста эти предложения, сократите его. Запишите сокращенный вариант текста (конспект).