Указатель терминов словаря

Я

Э

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

А

ФИЛОСОФИЯ В ПОНЯТИЯХ И ТЕРМИНАХ

(краткий адаптированный словарь)

АБСОЛЮТ – в философии понятие для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, сущностного начала, которое самодостаточно, не зависит ни от чего другого, само в себе содержит все существующее и творит его силой свободного духа. В религиозном мировоззрении – синоним Бога.

АБСТРАКЦИЯ – результат абстрагирования. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений и вычленении какого-либо главного, сущностного свойства или отношения. А также, прием мышления для получения рациональных познавательных средств – общих понятий.

АЛОГИЗМ – отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижения истины; противопоставление логическим формам мышления нелогических – интуиции, веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями, теориями, суждениями, понятиями.

АНТРОПОЛОГИЯ – в философии: часть философского знания, исследующая природу и сущность человека. который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа. Включает в себя различные концепции личности, сложившиеся в истории философии, начиная с Сократа, Платона, Конфуция и далее.

АКСИОЛОГИЯ – часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение и развитие, смену ценностных ориентаций, их влияние на жизнь человека и общества.

АГНОСТИЦИЗМ – концепция в гносеологии (теории познания), выражающая крайний пессимизм на познавательные возможности человека, на достижение истинного знания. Отрицает достижение абсолютной истины в познании, ограничивает познание только "миром явлений", отрицая познание глубинной сущности вещей и тех проблем, которые "выходят" за пределы чувственного опыта. Классический пример – гносеология И. Канта.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью. Начало антропоцентризму в философии было положено еще в античности (софисты, Сократ). Наибольшее звучание получает в эпоху Возрождения. Современная философия также в центр своего внимания ставит человека и его проблемы.

БЛАГО – понятие этики и философии, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений; само является ценностью и предпосылкой нравственных ценностей.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – в ряде психологических теорий (в психоанализе – З. Фрейд и его последователи) совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта; часть структуры психики, качественно отличающаяся от явлений сознания; характеристика индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

БОГ – высший объект религиозной веры, образ сверхъестественного всемогущего существа, творца мира. В иудаизме – ЯХВЕ; в исламе – АЛЛАХ; в христианстве – Святая Троица (бог-отец, бог-сын – ХРИСТОС, бог-дух святой). Представления о Боге – главная часть всех форм религии.

БИОСФЕРА – оболочка Земли, охваченная биологической жизнью, куда входят атмосфера, гидросфера, часть литосферы, связанные различными формами жизни и представляющие систему ее обеспечения.

БУДДИЗМ – древневосточная философская концепция, ставшая со временем одной из трех мировых религий, особенностью которой является отсутствие представлений о внеземном боге и проповедующей индивидуальный путь спасения через достижение высшего просветления – нирваны. Основан в VI-V вв. до н.э. в Индии Сиддхартхой Гаутамой – БУДДОЙ, что означает "просветленный", познавший высшую истину, высший смысл.

БЫТИЕ – наиболее общее, высшей степени абстракции философское понятие, обозначающее существование чего-либо вообще; материальная и духовная реальность, взятые в их целостности; объективный мир в его разнообразном проявлении. Быть значит существовать как непосредственно (актуально), так и в возможности (потенции). Философский анализ данного понятия был положен в античности, его относят к представителям Элейской школы (Парменид и его последователи). В структуре философского знания выступает предметом онтологии.

БЫТ – одна из сфер жизни человека и общества, непосредственно связанная с их воспроизводством; материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение необходимых жизненных потребностей человека в пище, одежде, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, эмоционального и духовного равновесия и т.д.

ВЕЧНОСТЬ – с материалистической точки зрения – бесконечная длительность существования мира, его несотворимость и неуничтожимость, его субстанциальность в материальных формах. Вечность присуща всему миру в целом; каждые конкретные образования, из которых складывается вечность, - преходящи во времени. Вечность не сводится к сколь угодно длительному однородному существованию в одних и тех же состояниях, она включает в себя постоянные качественные превращения и возникновение новых состояний. В других концепциях – вечностью обладают Бог, Абсолют, Дух, Идея, Свобода и др. как изначальные основания мира, все остальное не обладает этой атрибутивной характеристикой.

ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью. Важной гносеологической и социально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличие понятия “вещь” от понятий “объект” и “предмет” – иногда они употребляются как синонимы.

“ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” и “ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС” – философские термины, обозначающие: первый – вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего сознания, а также – это непознаваемая сущность вещей, объекты трансцендентного (внечувственного) мира – в философии И.Канта; второй – вещи в том отношении, как они раскрываются человеком в процессе познания и тем самым становятся частью сознания и бытия субъекта.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Воображение возникает в многообразной жизнедеятельности человека, которая без него не могла бы быть целесообразной, плодотворной, творческой и интересной.

ВОСПРИЯТИЕ – чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Основанием восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс образов в пространстве и во времени. Восприятие формирует образ предмета в его целостности.

ВОЛЯ – это психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели. В концепциях волюнтаризма воля предстает либо как основополагающий принцип бытия (онтологическое основание) – например, Мировая воля в философии А.Шопенгауэра, либо как изначальное основание в деятельности человека: добрая воля в философии морали И.Канта, воля к жизни в концепциях “философии жизни” (например, у Ф.Ницше).

ВЕРА – индивидуализированный акт принятия чего-либо за истину, не нуждающийся в необходимом и полном подтверждении истинности принятого ни со стороны чувств, ни со стороны разума, и, соответственно, не могущий претендовать на универсальную значимость. Существуют разные виды веры: теоретическая (как элемент познания в науке), этическая (как доверие), религиозная (вера в Творца, Создателя, Бога). Как разновидность религиозной – мистическая вера (вера в сверхъестественное, недоказуемое, тайное).

ВСЕЕДИНСТВО – понятие и концепция, характеризующие мир как неразделенную целостность, в которой вещи в их внутренней связи, взаимодействии и иерархичности образуют единое бытие, в котором каждая часть представляет это целое, несет в себе главную сущность. Встречается еще в античности, у элеатов – “все есть единое”, у неоплатоников: из ЕДИНОГО путем эманации выстраивается вся иерархия (структурность, ступенчатость) бытия. Учение о всеединстве важное место занимает также в концепциях философского монизма, пантеизма, в русской религиозной философии (например, у В. Соловьева, Н. Бердяева и др.).

ВСЕЛЕННАЯ (в традиционном понимании) – весь материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм бытия; все то, что существует как космическая объективность; мыслимый универсум во всем его многообразии, временной и пространственной длительности; синоним вечности.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) – историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XV-XVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризма на натуро- и антропоцентризм, уменьшением влияния церкви, относительным возвратом к античной культуре, и на этом фоне – развитием искусства, науки, обращением к обыденному опыту человека, пересмотром космологических теорий и т.д.

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности; анализирующий отношение знания к действительности, формы и методы познания, их эффективность и применяемость; определяющий границы и возможности познавательных способностей человека, критерии истинности и достоверности знания; а также анализирующий различные гносеологические концепции с точки зрения выше перечисленных проблем.

ГЕДОНИЗМ – направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

ГЕНЕЗИС – происхождение, становление объекта, единство логики и истории его развития (социогенез – становление и развитие того или иного общества; антропогенез – историческое становление и развитие человека и т.д.).

ГЕРМЕНЕВТИКА – (в буквальном переводе, "герменевт" - “истолковывающий”, “посредник”. В древнегреческой мифологии Гермес – посредник между богами и человеком) – направление в философии и философский метод “наук” о духе. Герменевтика – это искусство объяснения, поиск смысла языка, понятий, текстов, культурных символов. Это учение о понимании, осознании и поиске нового смысла предметов и явлений, уже ранее наделенных каким-то смыслом, выраженном в системе языка как определенном культурном феномене (например, толкование Священного Писания и т.д.). Особое значение и развитие данное направление приобрело в философии ХХ века, очевидно, с возникновением пристального философского внимания к языку как наиболее яркому выразителю культурных традиций. У истоков стояли Шлейермахер, Дильтей, Рикер, Хабермас, Гадамер и др.

ГИПОТЕЗА – исходное предположение в каком-либо виде знания. Это недоказанное, но теоретически продуманное и логически выстроенное обоснование. Теория в отличие от гипотезы носит достоверный и доказательный характер, гипотеза – предварительное знание, которое со временем либо отбрасывается, либо переходит в ранг устоявшейся теории. Довольно большой объем современного знания существует в виде гипотез (например, происхождение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, существование форм жизни на других планетах и т.д.).

ГУМАНИЗМ – (от лат. "гуманис" – человечный) – исторически изменяющаяся система взглядов на человека, его место и роль в бытии; воззрение, утверждающее самоценность личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели, а не как к средству.

ДАОСИЗМ – одно из главных философских течений китайской философии. Возник в Китае в VI-V вв. до н.э. Основателями считают мудрецов Лао-цзы и Чжоу-цзы. Исходной идеей является учение о ДАО, которое имеет многозначный смысл: он корень всего, всеобщий закон возникновения и развития мира; он путь, главная дорога жизни; он высший смысл бытия; он – судьба и предназначение. Дао вечно, бесконечно, неисчерпаемо и непостигаемо, но оно само совершенство. Истинный путь человека следовать закону дао, а так как он непостижим, то не следует проявлять активность, воздействовать искусственно на бытие; необходимо положиться на естественный ход вещей, пребывать в спокойном созерцании и гармонии с природой. Мудрец свободен от пристрастий и суеты, он одинаково должен смотреть на разные в первой видимости вещи, так как по отношению к дао все вещи равны. Даосизм в странах Востока и сейчас имеет культурное значение, есть общины даосцев или его приверженцы и на Западе, и в России.

ДЕИЗМ – философская позиция, согласно которой бог является первопричиной бытия, определенным "пусковым механизмом" процессов возникновения мира, но в дальнейшем он не вмешивается в законы природы и общества, и они развиваются по своим естественным закономерностям. Особенно эта позиция была характерна для философии XVII-XVIII вв., она выражала стремление ограничить влияние и господство религиозного мировоззрения и библейской догматики на культуру в целом и на становление науки в частности. Данную позицию разделяли Вольтер, Руссо, Ньютон, Ломоносов и ряд других мыслителей.

ДЕДУКЦИЯ (дедуктивный метод) – логическая операция и метод познания, в ходе которого частное, конкретное знание выводится из общего, из универсальной теории путем логических построений и знания общих характеристик и закономерностей данного класса явлений. Имеет широкое применение в современной науке. Противоположным методом является ИНДУКЦИЯ.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей причинной определяемости всех происходящих в мире процессов: либо со стороны бога – теологический детерминизм, либо со стороны человеческой воли – антропологический детерминизм, либо со стороны природы – материалистический детерминизм. Причина проявляется как необходимость, не оставляющая места случайности, и влечет за собой следствие, и все события – это цепь причин и следствий. Противоположной выступает позиция индетерминизма, который отрицает всеобщность и абсолютность причинно-следственных связей, не считает, что за каждым событием следует искать причину.

ДОБРО и ЗЛО – основополагающие морально-этические понятия (категории), в которых выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций. Под ДОБРОМ понимается то, что на данном этапе считается нравственным, положительным, отвечающим сущности и назначению человека и общества; то, что способствует их благу. Понятие ЗЛА обобщает противоположное ДОБРУ значение: зло – безнравственное, недостойное человека, ведущее к деградации, разрушению. Для философской трактовки этих категорий характерны поиски оснований добра и зла, их историческое звучание, исследование их как моральных ценностей и пр.

ДОГМАТИЗМ – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулировками, теориями и концепциями без учета новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени, игнорирующий принципы творческого развития познания, критического подхода к теориям и явлениям, установкам и правилам.

ДУАЛИЗМ – философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в философии Декарта), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственных вещей составляют бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.

ДУХ – сложное и неоднозначное понятие: в религии – сущность бога и тождественность ему; в культуре – обобщенные явления идеального порядка, результат творчества в науке, искусстве, морали; система ценностей, которую проповедуют и которой руководствуются человек и общество в своей деятельности. Дух (и производное от него – духовность) получают свое выражение в свободе, творческой активности, возвышенных мотивах бескорыстного служения истине, красоте, добру, в интеллектуализме и полете мысли, мечтах и идеалах, в усилиях воли для осуществления благородных целей и ряде других подобных движениях ума и души. Дух – это мудрость, понимание высшего смысла бытия и человеческого предназначения. В онтологии понятие духа (в разных вариациях) противопоставляется понятию материи (природы) – они рассматриваются как субстанциальные основания бытия.

ЕВАНГЕЛИЕ – "благая весть", святое благовествование о рождении, деяниях и мученической смерти Иисуса Христа, сына божия. Это раннехристианские сочинения, рассказывающие о жизни Христа и его учении. В современном христианском вероучении – это четыре из 27 книг Нового Завета: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, сподвижников, учеников и последователей учения Иисуса Христа.

ЕДИНИЧНОЕ – философская категория для обозначения относительной обособленности, дискретности, отграниченности объектов друг от друга в пространстве и во времени, а также, характеристики и индивидуальные особенности, составляющие количественную и качественную определенность бытия. Как единичное может рассматриваться и целый класс, группа явлений, если они берутся как единое целое. Единичное не существует вне ОБЩЕГО. Общее отражает сущность объекта и его связь с подобными объектами или группой типичных объектов. Проявляется общее в единичном особенным образом. Категории единичного и общего отражают существование конкретности в непрерывности и системности, обособленность и в то же время всеобщую взаимосвязь бытия.

ЕРЕСЬ – (особое вероучение) – различные отклонения от официального (догматического) вероучения какой-либо религии, оппозиционные или враждебные ей. В общекультурном смысле – все то, что не согласуется с общепринятым мнением, с утвердившимися концепциями, устоявшимися традициями.

ЖИЗНЬ – биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в "снятом" виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – продукт познавательного процесса, противоположный ИСТИНЕ. Рассматривается как несоответствие знания объекту. Заблуждение – мысль, суждение, концепция, в правильности которой познающий субъект до определенного периода не сомневается. Источники заблуждений могут быть различны, но главными являются трудность и сложность процесса познания, исходящие как от объекта познания (чем сложнее объект, тем более возможны заблуждения), так и кроющиеся в познавательных возможностях и способностях субъекта познания. Следует отличать заблуждения как ненамеренное, неумышленное искажение истины от намеренного, сознательного ее искажения – обмана, лжи.

ЗАКОН – связь (отношение) между явлениями, процессами, предметами, которая характеризуется как: объективная, существенная, конкретно-всеобщая, необходимая, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая…Закон проявляет себя всегда, когда для этого возникают соответствующие условия. Открытие законов – главная задача научного познания.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания. Знание имеет сложную структуру: обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; полученное логическим путем и внелогическим (интуитивное, художественное); философское знание и ряд других форм. В целом, знание – результат всей исторической практики человечества, хотя каждая эпоха характеризуется своей структурой знания и его специфическими особенностями. В тенденции человечество наращивает свои знания о мире и самом себе, но часть знаний иногда безвозвратно утрачивается. Знания – это непреходящие ценности, показатель культурного развития человечества. Человечество обязано их хранить и приумножать, учиться мудро использовать их себе во благо.

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" НРАВСТВЕННОСТИ – одна из древнейших заповедей и норм морали и нравственности. Встречается у Фалеса, Конфуция, в Библии, у Канта – одна из формулировок "нравственного закона" - категорического императива. В общем виде формулируется следующим образом: "Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе".

ИДЕАЛ – образец; понятие, обозначающее совершенство в какой-либо области; высшая цель стремлений человека. Идеал – это мысленная конструкция общества, человека или другого объекта, в которой реальные характеристики дополняются такими, которых нет у объекта, но являются желаемыми. Идеалы бывают достигаемыми и неосуществимыми, но в любом случае они выполняют важную социальную и регулятивную функцию – человек изменяет себя и окружающую действительность, следуя идеалу.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – метод познания, прием научного исследования, заключающийся в том, что человек силой мысли образует объекты, не существующие в действительности, но имеющие свои прообразы. В процессе идеализации идет отвлечение от неглавных, несущественных характеристик объекта, от условий, в которых существует реальный прообраз (например, идеальный газ, абсолютная текучесть т.д.). Такой прием позволяет выделить объект в "чистом" виде, упрощает его исследование и изучение нужных свойств.

ИДЕАЛИЗМ – философское направление, концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, первичными причинами, систематизирующими принципами являются дух, бог, идея, сознание, воля, свобода, мышление – духовные факторы. Они изначальны, первичны, наделены абсолютной истинностью и смыслом. Все остальное: материя, чувственная реальность, земное существование, природа – вторичны, они – формы воплощения духа, его инобытие. Идеализм имеет свои разновидности (объективный идеализм – Платон, Гегель, Шеллинг; субъективный – Беркли, Фихте, Бердяев; религиозный – разновидность объективного идеализма). Противоположным и непримиримым идеализму направлением выступает МАТЕРИАЛИЗМ.

ИДЕЯ – философское понятие, термин, обозначающий "смысл", "значение", "сущность" вещи или явления. Тесно связан с категорями мышления и бытия. Имеет надмировое значение (Бог как идея, "мир идей" у Платона, форма у Аристотеля) и другое- идея как результат мыслительной, интеллектуальной деятельности человека, продукт его творчества. Научные идеи выполняют теоретическую функцию, объединяют знания в целостную систему, формируют мировоззренческую парадигму. Общественные идеи отражают социальную жизнь, "дух эпохи", менталитет конкретного общества. Идеи характеризуют духовную жизнь общества, уровень ее развития.

ИНДУКЦИЯ – метод исследования, метод познания, обеспечивающий переход от единичных фактов и характеристик к общим положениям, к теории.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на объект.

ИНТУИЦИЯ – способ и способность непосредственного постижения истины, без доказательств и анализа.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличающих его от других людей.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.

ИНДУИЗМ – совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму, генетическая связь с ним проявляется в том, что наиболее почитаемыми божествами и сейчас является троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель, и разрушитель одновременно).

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – умопостигаемый, умосозерцательный мир, не доступный чувственному восприятию; его можно только мыслить, но нельзя познать (мир идей у Платона, вещи-в-себе у Канта, мировая воля у Шопенгауэра, абсолютная свобода у Бердяева и т.п.).

ИНЬ и ЯН – одни из основных понятий восточной (китайской) философии. Термины применяются для обозначения противоположных друг другу явлений, вещей и процессов: инь – женское, пассивное, влажное, темное начало; ян – мужское, активное, сухое, светлое…

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – непостигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философские концепции и учения, которые в противоположность РАЦИОНАЛИЗМУ настаивают на ограниченности познавательных возможностей разума, логики мышления, способности отражения бытия в закономерности, так как утверждают, что бытие алогично, абсурдно, хаотично, незакономерно, поэтому основными способами познания считают интуицию, вчувствование, эмпатию, любовь, внезапное озарение и т.д. Иррационализм как направление сформировался в середине Х1Х века и в современной философии занимает значительное место.

ИСКУССТВО – специфическая форма духовной деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах (в отличие от философии, отражающей действительность в понятиях), имеющая многовидовое выражение – живопись, танец, музыка, архитектура и т.д. Один из важнейших способов эстетического освоения мира; предмет эстетического (философского) анализа. Служит удовлетворению одной из высших духовных потребностей – потребности в общении с прекрасным, созерцанию и созданию красоты и гармонии.

ИСТИНА – важнейшее понятие в философии и, ведущее, в гносеологии. Истина – цель познавательной деятельности, поэтому все вопросы теории познания так или иначе концентрируются вокруг данной проблемы. Однозначного определения, что такое истина, не существует. В первом приближении, еще с античности истина определялась как соответствие знания вещи, объекту; как мысль, адекватная тому, на что направлено познание (правильная мысль). Такая трактовка истины получила название классической теории истины (синонимы: теория соответствия, корреспондентная теория истины). Но есть и другие концепции: конвециональная, когерентная, иррационалистическая, прагматическая и пр.

ИСЛАМ (мусульманство) – "предание себя богу (Аллаху)" – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Возник в VII в. в Мекке, потом в Медине и основателем считается "посланец Аллаха" Мухаммед (Магомет). Главный источник религии и "слово Аллаха" – Коран, который и был продиктован, дан как откровение Мухаммеду. Коран включает 114 сур (глав), состоящих из нескольких стихов (аятов). Они раскрывают философию и догматику ислама. Главное положение – бог един и нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – его пророк. Большую часть Корана занимает шариат – закон, раскрывающий взаимоотношения с Богом и строго регламентирующий бытовую сторону жизни мусульман. Ислам диктует строгую обрядность: пятиразовая ежедневная молитва (намаз), паломничество в Мекку (хадж), пост, обязательная добровольная милостыня. Ислам не является однородным направлением: выделяется мистическое крыло (суфизм), а также хариджиты, шииты и сунниты (основа разделения - решение вопроса о верховной власти).

ИДЕОЛОГИЯ – совокупность общественных идей,теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения конкретных интересов определенных социальных групп, партий, классов. Идеология разрабатывается, как правило, идейными представителями этих социальных групп (вождями) и направлена на утверждение или изменение существующих общественных отношений (экономических, национальных, религиозных). Идеология опирается на реальные материальные структуры и средства для реализации своих интересов. В теоретическом плане претендует на абсолютную истину, не терпит никакого инакомыслия и свободы мнений.

КАТЕГОРИИ – формы мышления, выраженные в понятиях как всеобщих способах отношения человека к миру. Они отражают наиболее общие и существенные свойства явлений природы, общества и самого мышления. Категориями обычно называют философские понятия, обладающие свойствами наибольшой обобщенности и универсальности. Истоки учения о категориях уходят своими корнями в античную философию и принадлежат Платону и, особенно, Аристотелю.

КАЛОКАГАТИЯ – (прекрасный, нравственно совершенный) – понятие, широко применявшееся в античности. Обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Под внутренним понималось, прежде всего, обладание мудростью, именно она приводила человека к калокагатии. Калокагатия выступала единством благородства, богатства, красоты, физических и духовных способностей. Она отражала цельность человека и величие его души.

КАНОН – совокупность правил и норм в искусстве, морали, религии, философии, в культуре в целом, являющаяся господствующей в данный период, служащая образцом для деятельности. Роль канона в культуре противоречива, двойственна: с одной стороны, он выполняет роль идеала, выражает устойчивость, дух традиции, а с другой, – может выступать догмой, демонстрировать консерватизм, быть тормозом на пути нового.

КАРМА – одно из ведущих понятий восточной философии (особенно индийской). Карма – понятие многозначное: прежде всего, это закон воздаяния за те дела и поступки, которые сопровождают жизнь человека. Поэтому карма (кармический закон) – это и судьба, и жизненный путь, и божественная сила, которая определяет характер нового рождения (перерождения) в цепи круга перерождений (колесо сансары). Благоприятная карма складывается в результате перевеса добрых деяний над злыми и указывает выход из бесконечного круга перерождений.Не благоприятная карма выступает как наказание за неправедную жизнь и выражается в вечном круге низких перерождений.

КАРТИНА МИРА – совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании. Философская картина мира имеет мировоззренческое основание и выражается как: мифологическоая, религиозная, идеалистическая, материалистическая, космоцентрическея и т.д. картина мира.

КОНВЕНЦИАЛИЗМ – направление в философии, в гносеологии, согласно которому в основании знания лежат произвольные соглашения, принятые аксиомы согласительного характера. Выбор этих конвенциальных соглашений продиктован субъективным аспектом познания, соображениями удобства, целесообразности, принципом "экономии мышления". За истину следует принимать такое знание, которое не противоречит принятым аксиомам и концептам, "красиво" укладывается в уже существующую систему ранее принятых теорий.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление в средневековой схоластической философии (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский и др.). В споре об "универсалиях" (общих понятиях) концептуалисты, как и номиналисты (номинализм), отвергали учение реалистов (реализм): т.е. отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме общих понятий – концептов как результата обобщающей деятельности мышления и как особых форм познания действительности.

КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматика католицизма: признание исхождения Святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына; почитание Богородицы наравне с Иисусом Христом; догмат о чистилище; о верховенстве Римского папы как наместника Христа; непогрешимость и святость Папы. В отличие от ПРАВОСЛАВИЯ (другое направление в христианстве) диктует безбрачие духовенства – целибат, особо развитый марианизм – культ Богородицы, Девы Марии; имеет отличия в символике, обрядности, храмовой культуре и архитектуре и пр. Центр католицизма – Ватикан, обладающий определенной экономической и политической независимостью. Философским основанием является учение средневекового теолога и философа ХIII в. Фомы (Томаса) Аквинского – томизм и неотомизм.

КОСМОС – "порядок" – вся Вселенная; вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальное множество Галактик. В античности под космосом (впервые ввел понятие, якобы, Пифагор) понимали гармонически организованный мир, мир как упорядоченное целое – разумное и прекрасное. Законы космоса пронизывают все бытие, считали древние, человек – малый космос ("микрокосм"), он вписан в космический порядок, повторяет и подчиняется ему. Такое мировоззрение носит характер КОСМОЦЕНТРИЗМА.

КОСМОЛОГИЯ – наука о космосе – раздел астрономии, наука о Вселенной как едином целом, как о системе, охваченной наблюдением с точки зрения ее происхождения, функционирования, влияния на Землю, ее освоения и использования в интересах человечества (вместе с космогонией).

КРЕАТИВНОСТЬ – "сотворение" – в общем плане, способность осуществить что-то новое; активная творческая сила, дающая реальный результат. В религиозном мировоззрении.

КРЕАЦИОНИЗМ – сотворение мира Богом из ничего, только силой своего духа. Характерен для христианства, ислама, иудаизма.

КУЛЬТУРА – "улучшение", "обработка" – облагораживание в ходе исторического процесса окружающей действительности и самого человека, выраженное в результатах его деятельности; создание "второй природы"; совокупность внебиологических форм, механизмов и средств деятельности, направленных на адаптацию (приспособление) к природной среде и осуществляющих регуляцию общественной жизни. Культура – это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, выраженная в конкретно-исторических формах: вещах, идеях, нормах, отношениях и т.д.

ЛИБИДО – одно из основных понятий раннего психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Структурный элемент бессознательного – глубинных слоев психики, формирующий ядро инстинкта жизни (одного из двух основополагающих в психоанализе оснований жизнедеятельности индивида: инстинкта жизни – Эроса и инстинкта смерти – Танатоса). Либидо – это бессознательные стремления, желания, склонности, влечения, в основном, сексуального характера; это энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на поведение человека и формирование культуры.

ЛИЧНОСТЬ – прежде всего, сознательная и свободная индивидуальность. Эти отличительные признаки охватывают, по меньшей мере, сразу три элемента в структуре личности: а)уникальность человека, б)богатство и уровень развития духовности (внутреннего мира) и в)автономность (самостоятельность) его как социального существа. Личность – это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности. Понятие личности не является однозначным из-за сложности его определения. Психология делает упор на индивидуализированные характеристики, а философия выходит в спектр связи человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в развитие. Понятие личности философия отличает от понятия индивида как представителя рода человеческого: личностями не рождаются, ими становятся, – считает большинство философских концепций личности. Личность в данном понимании в любом обществе вправе рассчитывать на моральное уважение и заслуживает его.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (логический позитивизм, аналитическая философия – можно считать синонимами) – направление в современной философии ХХ в., третья волна позитивизма, начало которой было положено "Логико-философским трактатом" Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия изучает, анализирует как разговорный, естественный язык, так и язык науки. В представлении ЛФ язык – это не отражение мира в понятиях, а культурные конструкты, средство конструирования мира, имеющее особый смысл и специфические правила функционирования. Цель философии – показать, каким способом, каким образом это происходит, по каким правилам надо "играть". С точки зрения данного направления, многие философские проблемы (свобода, смысл жизни и т.д.) носят мнимый характер. Происходит это, по мнению лингвоаналитиков, в том числе и из-за неточности применения языка, неправильного употребления терминов и понятий: многозначности, ненаполненности (пустота содержания), косности, догматизма, консерватизма, наличия не имеющих оснований неологизмов и пр.

ЛОГОС – (слово, понятие, разум, знание, закон) – важнейшее понятие в античной и средневековой философии. Логос – всеобщий закон космоса, природы; основание бытия (у Гераклита основание бытия – огнелогос, у стоиков): "логос правит миром". Логос здесь представлен как космическая мудрость, всеобщее знание, абсолютная истина. В средневековье, логос – слово Божие, которое принес в мир сын Божий, Иисус Христос: "Вначале было слово, и слово это было у Бога", – говорится в Библии. В современной науке, логос как какое-либо знание, добавляется в качестве сложносочиненного слова к названию различных видов знания: психология, филология и т.д.

ЛОГИКА – наука, изучающая законы и формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Законы логики позволяют правильно формулировать мысли и обрабатывать чувственный опыт в мыслительных конструкциях. Основные проблемы и законы логики были сформулированы еще Аристотелем. Такая логика получила название формальной логики – она исследует формы мысли. И. Кант в гносеологии говорит о трансцендентальной логике – способности нашего мышления при помощи априорных ("чистых", доопытных) форм рассудка переводить наш опыт в понятия и суждения. Выделяют и диалектическую логику – это учение о содержании понятий, их взаимосвязи и развитии, противоречивом характере познания (у Гегеля), а также, учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (в марксизме).

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (эпистемология) – философская дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Она изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, понятий, классификаций и т.п.), устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т.д.

ЛЮБОВЬ – глубоко интимное (внутреннее) чувство человека, направленное на другого человека или на какой-либо объект вообще. Любовь есть свободное выражение чувств личности, и ее свобода глубоко иррациональна: она может прийти и уйти без всякого объяснения, любовь нельзя вызвать насильно. Любовь глубоко индивидуальна, ее избирательность также не укладывается в рамки логики. Сложность любви заключается в том, что в ней соединяются духовные и биологические, интимные и социально-культурные начала. Любовь проявляется в форме эмоциональных переживаний. Она избирательно активна, часто наделяет предмет любви идеальными качествами, но и часто видит его глубже и истиннее, чем все прочие. Любовь предполагает не только физическую, но и душевную и духовную близость: интересы любимого человека становятся собственными интересами. Настоящая любовь характеризуется многими качествами: глубиной переживаний, жертвенностью, милосердием, терпимостью, верностью, участием, взаимопомощью и др. Главное в любви то, что любимый человек выступает как высшая ценность, он уважается как личность, достойная особого внимания, предпочтения и почитания. Любовь следует отличать от сопутствующих, но не выражающих ее сути явлений, – влюбленности, страсти, сексуальной предпочтительности.

МАТЕРИЯ – "вещество" – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности; в античности и вплоть до XVII-XVIII вв. косное (неактивное), "мертвое" образование (мир небытия у Платона), которое следует "оживить", одухотворить идеей, богом, сообщить ей движение, жизнь и активность. В качестве активизированного одухотворенного образования (огонь, вода, земля, атомы, природа) являлась основой вещей и явлений, сохраняя в чистом виде свою противоположность духу, идее, мышлению, жизни. Марксистская философия (XIX-XX вв.) соединила материю и движение, материю и развитие в единое целое, понимая под материей всю объективную (независимую ни от какого духа или сознания) реальность, данную человеку в его ощущениях. Материя – это весь существующий мир чувственно отражаемых объектов, представленный в самых разных формах бытия и движения.

МАТЕРИАЛИЗМ – совокупность философских концепций; одно из главных философских направлений, которое в основание существования всей действительности ставит материю, природу. Материя, природа, физическое, предметная реальность с точки зрения материализма первичны, а мышление, сознание, дух - вторичны, они являются результатом материального. Материализм утверждает, что материя никем не сотворена, она вечна, существует, видоизменяясь, в пространстве и времени. Движение (изменение), пространство и время – способы и формы существования материи. Мышление, сознание, духовное – свойство и результат высокоразвитой и сложно структурированной материи, прежде всего, – мозга и социума. Исторически материализм прошел длительный путь своего развития и был выражен в разных формах: главные - стихийный античный материализм, механистический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, исторический материализм.

МЕТАФИЗИКА – ("то, что за физикой") – 1. В первоначальном варианте "первофилософия". Получила свое название от названия произведений Аристотеля, главное из которых – метафизика как "знание о первых принципах бытия", которую интерпретаторы Аристотеля расположили "за физикой". В философской традиции метафизика выступала "наукой наук" вплоть до XVIII-XIX вв. Она исследовала главные, основные причины бытия вещей, субстанциальные, онтологические основания, всеобщие первоначала мира, и в этом содержании термин метафизика часто употребляется как синоним философии (например, произведение И. Канта "Основы метафизики нравственности" – работа по философии морали и нравственности). 2. Понятие метафизики употребляется и как противоположное понятию диалектики. Диалектика и метафизика выступают как два разных способа осознания действительности и метода познания. Метафизика в этом смысле совершенно по-другому подходит к развитию, к источнику развития, его направленности, отрицает противоречивость, обособляет предмет от его связей, редуцирует действительность (сводит сложное к простому) и, в итоге, упрощает ее.

МЕХАНИЦИЗМ – принцип подхода к действительности, согласно которому высшие и сложные формы движения и развития сводятся к более простым, а в итоге, к механическому движению. Для механицизма характерно перенесение понятий механики, ее законов в область биологии, истории, социологии, философии. В XVI-XVII вв. механика получила мощное развитие, лидировала среди наук. Это определило ее господствующее положение в мировоззрении, и тогда механицизм стал ведущим мышлением в философии того времени, особенно в материалистических направлениях.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – целостная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и поступки. Мировоззрение может быть стихийным и теоретически обоснованным. В нем отражается как конкретно-историческое содержание, так и непреходящие, общечеловеческие принципы бытия. Та или иная философия является ядром мировоззрения и оказывает определяющее влияние на всю систему мировоззрения.

МИСТИКА (мистический) – "таинственный" – способ отношения человека с действительностью на основе переживания в экстазе сверхъестественного, божественного, тайного знания, доступного не всем, а только "посвященным". Это состояние, считают мистики, достигается путем ухода от чувственного мира, путем сосредоточения и растворения собственного сознания в запредельном. Мистическая практика включает в себя систему психических и физических действий и упражнений; цель – ввести психику в состояние гипнотического транса, психологического шока. Для этого используются разные приемы: сосредоточение (медитация), молитва, повторяемые многократно и подкрепляемые челобитием и другими телодвижениями заклинания; бешеная пляска и коловерчение (в шаманизме); сатанинские ритуалы жертвоприношений, зомбирование др. Мистика встречается во всех культурах с глубокой древности и по настоящее время, но у каждого народа, в каждой культуре она различна, хотя имеет и общие черты: направленность на запредельное, пугающая новичков обрядность, использование интуитивных чувственных форм деятельности, представление не в теоретической понятийной форме, а на языке символов, наличие "учителей", "посвященных", и пр.

МОНАДА – "единица", "единое" – философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах: у пифагорейцев – математическая единица, число как основа мира; у неоплатоников и Н. Кузанского – "единое" как высшая божественная порциальность, испущенная в мир и определяющая его структуру и иерархию; у Лейбница – сущностная многокачественность субстанциального характера, выражающая многообразие бытия, его качественную определенность и в то же время взаимосвязанность, системность. Учение о монадах – важнейшая часть философии Лейбница, характеризующая его концепцию как философский онтологический плюрализм.

МОНИЗМ – философские концепции, принимающие за основу всего существующего одно, единственное начало. Монизм выражает последовательную онтологическую позицию. Материалистический монизм единственным основанием, началом бытия считает материю; материалистическим монизмом является марксистская философия – диалектический и исторический материализм. Идеалистический монизм единым началом считает дух, представленный в разных видах: бог, абсолют, идея, сознание и т.д. Наиболее последовательным идеалистическим монизмом является философия Гегеля. Существуют также дуалистические и плюралистические онтологические концепции, их большинство.

МОРАЛЬ – или "нравственность" – одна из форм общественного сознания, социальный институт; основной, неформальный способ регуляции жизни человека в обществе, отношений его с другими людьми; а также, предмет философского анализа этики. От других способов регуляции (права, производственно-административных норм, государственных распоряжений, традиций и обычаев и пр.) мораль отличается особым способом обоснования и осуществления своих требований (норм и принципов) – это оценка поведения с точки зрения нравственных ценностей и, прежде всего, понятий добра и зла. Моральные отношения возникают тогда, когда деятельность направлена на другого человека, на его интересы и потребности.

МЫШЛЕНИЕ – творческая способность человека, активный процесс отражения мира в абстракциях - понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач познавательного характера. В философии анализом мышления с точки зрения познавательных возможностей человека и способности достичь истины занимается специальный раздел – гносеология.

МУДРОСТЬ – высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

НАРОД – в обычном смысле – население какого-либо государства, страны. В строго научном смысле – исторически меняющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те группы населения, которые способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в тот или иной исторический период. Термин употребляется и для обозначения этнической и культурной общности людей (племени, народности, нации). Понятие и социальное образование – народ – следует отличать от понятия – охлос, означающее толпу, массу, идеологически одурманенное, невежественное и не обладающее самосознанием сообщество.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – (философия природы) – исторически различные философские концепции анализа природы в целом. Одной из главных задач первоначальной натурфилософии (античность и древний восток) был анализ природы для поиска основополагающих принципов бытия. Стихии природы (огонь, земля, вода, воздух) выступали такими первопринципами. Природа для натурфилософии всегда была главной сферой бытия, часто она обожествлялась и одухотворялась, но всегда выступала в качестве субстанции, поэтому для натурфилософов важно было познание связей и закономерностей природы, объединение знаний о природе в единое целое, выработка понятийного аппарата для анализа природы, взаимосвязь человека с природой и ряд других вопросов. Вершиной античной натурфилософии, начало которой положили досократики (философы до Сократа, VI-V вв. до н.э.), по праву считается атомистическая философия Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Атомистическая гипотеза была опорой науки вплоть до XVIII века. Сыграла свою методологическую роль натурфилософия и в становлении знания и формировании частных наук в эпоху Нового времени XVII-XVIII вв. В настоящее время натурфилософия потеряла самостоятельное значение и входит частью в философию науки или именуется философскими проблемами естествознания.

НАУКА – особая сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, человеке и сферах его бытия и включающая в себя все моменты этого производства, как духовные, так и материальные.

НИРВАНА – "угасание", "прекращение" – понятие восточной философии (особенно буддизма и индуизма) и практики медитирования. Обозначает состояние полного внутреннего сосредоточения, достигаемое абсолютной отрешенностью от внешнего мира, уничтожением всех чувственных желаний. Человек в состоянии нирваны как бы мертв для внешнего мира. В состоянии нирваны приходит истинное просветление, считают буддисты и индуисты, и прерывается цепь ничтожных перерождений, происходит соединение с брахманом – всеобщим духом созидания, с абсолютом.

НИГИЛИЗМ – позиция отрицания, полного неверия и отбрасывания индивидом или даже группой людей каких-либо идей, общественных идеалов, принятых нравственных и эстетических норм и принципов, культурных ценностей. Причины нигилизма могут быть самые различные: социальные, экономические, психологические и другие, чаще всего, их совокупность. В кризисные эпохи общественного развития нигилистические настроения и взгляды получают наибольшее распространение. Нигилизм часто перерастает в ЦИНИЗМ.

НРАВСТВЕННОСТЬ – практическое выражение морали в поступках и нравах, поэтому употребляется и как синоним морали. Основой нравственности является добрая воля, то есть свободное волеизъявление поступать так или иначе: согласуя свое поведение с нормами морали, с нормами человеческого общежития, считаясь со свободой, интересами и чувствами других людей, или игнорировать их. Исходный принцип – нравственный закон, его формулировки: 1) поступай так, чтобы максима твоей воли стала всеобщей нормой; 2) поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе; 3) поступай так, чтобы видеть в другом человеке всегда цель, и никогда не принимать и не использовать его как средство.

ОБРАЗ ЖИЗНИ – философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, которая рассматривается в единстве с материальными и духовными условиями жизни, определяющими ее. С помощью этого понятия можно показать, как живут люди в том или ином обществе, какие цннности являются определяющими, как общество создает условия для творчества и развития способностей человека.

ОБЩЕСТВО – совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное образование в единстве его общих, особенных и единичных признаков (например: первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, современное и т.д.) и как отдельный регион, страна. Общество – отделившееся от природы, обособившееся от нее образование человеческих связей и отношений, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей.

ОБЪЕКТИВНЫЙ – принадлежащий объекту, существующему самостоятельно, вне человека (безотносительно к его сознанию и мышлению), существующий реально, фактически. Важнейшее понятие в философии. Объективный – значит независимый от субъекта, от его интересов и желаний, от того, как этот объект видит и воспринимает субъект.

ОБЫЧАЙ – форма социальной регуляции жизнедеятельности человека, унаследованная из прошлого и привычная для людей. Обычай – повторяющиеся, устойчивые способы поведения людей в определенных ситуациях; элементы культуры, складывающиеся веками; образцы прошлого опыта жизни. В качестве обычаев выступают религиозные обряды, формы праздников, производственные и бытовые навыки, характеризующие данный народ, его культурную особенность. В современном обществе господство обычая, непременное следование ему значительно утрачено в силу большей раскрепощенности и свободы людей, а также, и в силу их большей социальной разобщенности.

ОНТОЛОГИЯ – важнейший раздел философского знания; учение о бытии вообще и формах его проявления. Онтология, прежде всего, анализирует главные принципы бытия и различные картины мира как основные мировоззренческие установки, складывающиеся в зависимости от выдвигаемых первопринципов, онтологических оснований бытия (например, идеалистическая онтология, материалистическая онтология, иррационалистическая онтология, онтология Платона, онтология Аристотеля, онтология пантеизма и т.д.).

ОПЫТ – содержание (чувственное или мыслительное), которое субъект обнаруживает в себе; все, что происходит с человеком в его жизни; состояние нашего сознания, в котором выделяется три уровня: физический опыт, психический опыт и духовный опыт. Опыт – основа познания, его первоначальная ступень, которая формирует чувственно-практический уровень познания. Опыт – аналог эмпирического знания, знания, основанного на разных видах опыта (в науке – это эксперимент).

ОРТОДОКСИЯ (ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ) – следующий чему-либо без отклонений; неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, концепции, определенного мировоззрения: ортодоксальная теология, ортодоксальный марксизм и пр.

ОТРИЦАНИЕ – 1. Логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), такое, что, если исходное высказывание было истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если исходное – ложно, то его отрицание истинно. 2. В диалектике Гегеля и в материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, когда "новое", приходящее на смену старому, отрицает это "старое" (диалектический закон "отрицание отрицания").

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН – один из трех основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля как закон развитя Абсолютной Идеи. Закон выражает преемственность, спиралеведный характер развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших, предшествующих стадий; обосновывает направленность развития.

ОТЧУЖДЕНИЕ – социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в отделенную от него и враждебную ему силу. Творения деятельности человека начинают господствовать над ним, человек теряет над ними контроль и сам превращается в придаток вещей, процессов и ситуаций. Отчуждение дезориентирует и обесценивает жизненный процесс, лишает человека его самостоятельности и свободы, не дает полностью самоосуществиться, реализовать свое "Я". Примером такого отчуждения могут служить негативные последствия взаимоотношения человека и техники в XX в. Большой вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия марксизма, экзистенциализм и ряд других философских концепций.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, максимально сближающие понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в разных формах: теологический (неоплатоники, Н.Кузанский), где пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, растворяя бога в природе. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 – 17 в.в. Данный пантеизм можно назвать натуралистическим, он по своему выражению больше склонялся к материализму (Дж.Бруно, Б.Спиноза), утверждая, что бог не стоит выше природы и не существует вне ее; что бог – это другое название вечной, по самой уже своей сути божественной природы. В XX в. материалистический пантеизм также имел место, его разделяли некоторые ученые, например, такие, как М.Планк, Б.Паскаль, А.Эйнштейн и др.

ПАРАДИГМА – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характер научного или философского исследования, являющихся основанием для выбора исследуемых проблем; модель, образец для решения общетеоретических вопросов. Парадигмы направляют познавательный поиск. Каждое конкретное мировоззрение или картина мира выражают ту или иную парадигму. В период научных революций или смены мировоззренческих установок старые парадигмы разрушаются и возникают новые.

ПАТРИСТИКА – (теология и философия "отцов Церкви") – первоначальный этап средневековой христианской философии (II-VIII вв.). В патристике выделяют несколько периодов: первый – апологетический (до III в.). Апологеты (защитники) защищали нарождающееся христианство от гонения властей, от приверженцев язычества, стремились доказать, что христианское учение вполне совместимо с греческой и римской философией. Выдающиеся мыслители этого периода – Юстин, Афинагор, Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др. Одни пытались построить философские системы на основе христианского вероучения (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген и др.) и пропагандировали идеи совмещения религии и философии, знания и веры; другие (Татиан, Тертуллиан) – прокламировали их несовместимость и отделение христианства от эллинской книжной учености. Второй период – зрелая патристика (3 – 5 в.в.), реализующая себя на греческом Востоке в деятельности кружка каппадокийцев: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов и др., и на латинском Западе: Августин Великий (Блаженный). Основные задачи этого периода – борьба с ересями (отступлениями от официальных формулировок христианства и утвержденной догматики, принятых на Никейском вселенском Соборе в 325 г. в качестве официальной религии Римской империи) и религиозными направлениями, частично или полностью несовпадавшими с официальным христианством (арианство, гностицизм и др.); защита вероучения, толкование догматов, возвеличивание роли церкви, утверждение примата теологии над философией. Третий, завершающий период (V-VII вв.), концентрируется на проблеме систематизации вероучения и завершается деятельностью Иоанна Дамаскина (ок. 675-753 гг.). Его систематизаторская деятельность и ориентация Боэция (ок. 480-525 гг.) на античную мысль (комментарии к трудам Аристотеля и Порфирия) заложили основы средневековой СХОЛАСТИКИ – второго крупного периода в развитии средневековой христианской философии. Для патристики как философии характерны следующие вопросы: толкование Бога как абсолютного бытия – средоточия благости, справедливости, творческого всемогущества и совершенства, с позиций которого зло представляется простым недостатком бытия; рассмотрение проблем формирования человеческой личности, смысла жизни, свободы воли ("Исповедь" Августина Блаженного), развития человеческой истории от ее начала и до ее конца ("О граде Божьем", его же); рассмотрение идеи приоритета индивида по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского) и др.

ПЕРСОНАЛИЗМ – одно из направлений современной философии. Оно основывается на утверждении того, что личное начало, личность как духовная определенность человека, есть первичная реальность и высшая духовная ценность. Весь мир есть проявление творческой активности личности, ее свободы. Таким образом, личность в персонализме выступает онтологическим началом бытия. Крупнейшими представителями персонализма являются Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, Н. Бердяев др.

ПЕССИМИЗМ – мироощущение, проникнутое безнадежностью, неверием в лучшее; философские концепции, которые в анализе бытия и познания исходят из положения о том, что мир устроен не лучшим образом, что миром управляют стихийные силы, мир незакономерен, в нем много случайности; он хаотичен и бессмысленен. Следовательно, мир не познается логикой, в нем нет общих, универсальных истин, единых законов. Основой бытия и его сущностью является страдание и абсурд, а смысл жизни - лишь в их преодолении. К пессимистическим концепциям относят философию Гераклита, буддизма, А.Шопенгауэра, экзистенциализма и ряд других. Противоположностью пессимизма выступает оптимизм.

ПЛЮРАЛИЗМ ("множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.

ПОЗИТИВИЗМ – ("положительный", "фактический") – влиятельное философское направление XIX-XX вв. Прошел несколько этапов своего развития. Возник в середине XIX века, что было связано с бурным развитием естествознания, значительными научными открытиями. Первая и вторая волна позитивизма представлена рядом крупных ученых (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре, Гельмгольц и др.). Позитивисты считали, что единственным источником истинного, действительного знания являются конкретные эмпирические науки, исследующие факты, реальность в ее положительной представленности. Все то, что за нее выходит, является надуманными проблемами. Большинство философских проблем, с точки зрения позитивизма, – псевдопроблемы, так как не являются научными – они выходят за рамки "позитивного", опытного знания. Ведь ни одно абстрактное философское высказывание проверить нельзя, следовательно, такое высказывание бессмысленно и бесполезно. С начала 30-х годов возникает ряд концепций, развивающихся в русле позитивистской позиции. Они получили название "неопозитивизма" и выступили как логический позитивизм, аналитическая философия, эмпириомонизм… Возникновение неопозитивизма было связано с деятельностью "Венского кружка", образованного в 1922 году, куда входили крупнейшие физики, логики, математики, философы – М. Шлик, О. Нейрат, К. Гедель, Р. Карнап и др., а такж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: