Основные источники загрязнения воды. Мониторинг загрязнения вод суши

Загрязнение атмосферного воздуха. В последнее время наблюдается существенное загрязнение атмосферного воздуха. Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на состояние экосистем. Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Качество атмосферного воздуха–это совокупность свойств атмосферы, определяющая степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на конструкции и окружающую среду в целом.

Основа оценки качества воздуха–гигиеническое регламентирование концентраций загрязняющих атмосферу веществ. Основными показателями качества атмосферного воздуха считаются предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК)) в атмосферном воздухе на высоте 2м от поверхности земли.

Под ПДК понимают максимальную концентрацию вредных веществ в атмосфере, которая на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредное воздействие, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Загрязняющие атмосферный воздух вредные вещества подразделяют на следующие классы опасности: 1 класс–чрезвычайно опасные; 2 класс–высокоопасные; 3 класс–умеренно опасные; 4 класс–малоопасные. Класс опасности вредных веществ устанавливают по определенным показателям (табл. 4).

ПДК вредных веществ подразделяют на максимально разовые (ПДКмр), среднесуточные (ПДКс.с.), ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) (табл.).

Таблица

Показатели классов опасности вещества.

Показатель Норма загрязнения
Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4
         
Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, мг/м3 до 0,1 0,1–1 1,1–10 более10
         
Средняя смертельная концентрация вещества в воздухе, мг/м3 до 500 500–5000 5001–50000 более50000
Коэффициент возможного ингаляционного отравления более 300 300–30 29–3 менее 3
Зона острого отравления менее 6 6–18 18,1–54 более 54
Зона хронического отравления более 10 10–5 4,9–2,5 менее 2,5

По агрегатному состоянию загрязняющие вещества классифицируются на пары, газы, аэрозоли, смеси паров и аэрозолей. При одновременном содержании в воздухе нескольких веществ одновременного действия должно выполняться условие:

;

К вредным веществам, обладающим суммарным действием, относятся вещества, близкие по химическому строению и характеру влияния на организм человека, например, диоксид серы и сероводород, диоксид серы и диоксид азота, аэрозоли серной и азотной кислот и др.

Качество атмосферного воздуха периодически контролируют. Под контролем подразумевают проверку соответствия показателей атмосферного воздуха нормативно–технической документации. Контролируются качество воздуха, качество выбросов и другие параметры атмосферы.

Приземная концентрация примесей в атмосфере измеряется на высоте 1,5–2,5 м от поверхности земли. Разовую концентрацию примесей в атмосфере определяют в пробе, отобранной за 20-30 минутный интервал времени; среднесуточную–по среднесуточной пробе, отбираемой равномерно в течении 24 часов; среднемесячную–по данным разовых концентраций, измеренных не менее, чем 20 раз в месяц; среднегодовую концентрацию–по среднесуточным или разовым концентрациям, измеренным не менее 200 раз в год.

6.7. Использование водных ресурсов на предприятии природопользования

Под водопользованием понимается использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства. Согласно ГОСТ 17.1.1.03–86, водопользование классифицируется по следующим признакам:

по целям водопользования–хозяйственно-питьевое, коммунально-бытовое, промышленное, сельскохозяйственное, для нужд энергетики, для рыбного хозяйства, для водного транспорта и лесосплава и т. д.;

по объектам водопользования–поверхностные, подземные, внутренние, территориальные морские воды;

по способу использования–с изъятием воды и ее возвратом, с изъятием воды без возврата, без изъятия воды;

по техническим условия водопользования–с применением технических сооружений, без применения сооружений.

В зависимости от целей водопользования источники водоснабжения подразделяются на две категории.

К I категории относятся водные объекты, употребляемые в качестве источников централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.

Ко II категории относятся водные объекты для культурно-бытовых целей и находящиеся в черте населенных пунктов.

Водопотребление может быть безвозвратным, повторным, оборотным. Для рационального использования введены нормы водопотребления на одного жителя и на условную единицу продукции, характерную для предприятий каждой отрасли.

В районах с ограниченными водными ресурсами должен соблюдаться водохозяйственный баланс, предусматривающий сопоставление водопользования с потенциальными ресурсами водных бассейнов.

По характеру использования воды системы водоснабжения подразделяют на прямоточные, последовательные, оборотные, подпиточные. Прямоточная вода употребляется в продовольственном процессе однократно, после чего сбрасываются в водоемы или канализацию. Последовательно используемая вода применяется на нескольких технологических процессах. Оборотная вода употребляется многократно с периодической или непрерывной ее очисткой.

Вокруг водозабора или другого источника водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны, в которых устанавливается особый режим охраны вод от загрязнения химическими веществами, вредными организмами, а также сточными водами.

Зона санитарной охраны разделяется на две-три подзоны: I подзона–территория строгого режима с ограждениями, а иногда и со специальной охраной. Эта подзона имеет лесные насаждения; здесь запрещены строительство, выпас скота, любой вид деятельности, который может привести к загрязнению воды;

Iiподзона имеет ограничения по видам деятельности, загрязнения которой способны проникнуть в водозабор; в ней запрещено размещение складов горюче-смазочных материалов (ГСМ), животноводческих ферм, применение удобрений;

Размер зон регламентированы СНиП 2.04.02–84. проблема обеспечения количества и качества воды–одна из самых важных и имеет глобальное значение. Состояние 2/3 водных источников по качеству воды не отвечает нормативным.

Нормы водопотребления на хозяйственно–бытовые нужды регламентируется СНиП 2.04.01–85. правила пользования водоемами регламентируются «Водным кодексом РФ» и другими природоохранными актами и нормами. Право на пользование водоемами закрепляется соответствующими государственными актами.

Каждый водохозяйственный комплекс должен удовлетворять следующим основным условиям:

рационально обеспечивать водопользователей по количеству и качеству используемой воды;

гарантировать охрану водоемов от загрязнения и истощения;

гарантировать надежную систему эксплуатации всех водохозяйственных сооружений.

При перспективном водохозяйственном планировании необходимо учитывать все факторы воздействия на водоем при расчете его самоочищающей способности. Основой охраны водных ресурсов следует считать максимальное уменьшение поступающих в них загрязнений в водоемы.

Основными принципами создания замкнутых систем водоснабжения промышленных предприятий являются:

создание на предприятиях единой системы водного хозяйства;

водоотведение и очистка сточных вод перед их повторным использованием;

водообеспечение за счет очищенных производственных, городских и поверхностных сточных вод;

регенерация отработанных технологических растворов и утилизация извлеченных ценных компонентов.

Таким образом, научно–техническая задача создания замкнутых систем водного хозяйства промышленных предприятий состоит в совершенствовании технологии основной продукции и рациональном использовании водных, энергетических и других видов ресурсов. Эффективный путь снижения загрязненности производственных сточных вод–извлечение из них ценных веществ, которые попадают в сточные воды в виде отходов в процессе производства.

Водные объекты с допустимой степенью загрязнения могут использоваться для всех видов водопользования без ограничений; с умеренной степенью загрязнения- только для культурно- бытового водопользования; с высокой степенью загрязнения- опасны для любого вида водопользования. Водные объекты с чрезвычайно высокой степенью загрязнения абсолютно непригодны для всех видов пользования

Предельно допустимые сбросы (ПДС) веществ в водные объекты характеризуются максимальной допустимой массой веществ, которые могут быть отведены в установленном режиме в данном пункте в единицу времени для обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учётом ПДК вредных веществ в местах водопользования водоотведения, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

Предельно допустимые сбросы устанавливают в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в водные объекты» и «Инструкцией, о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование».

Значение ПДС определяется для всех категорий водопользования по основным вредным веществам:

ПДСi = Vобщ.Сстi; Vобщ. = (Vnp. + Vxб) – Vбв;

Где Сст.i-концентрация I-го вредного вещества в стоке;

Vhp – объём водопотребления для производственных нужд;

Vхб – объём водопотребления для хозяйственно – бытовых нужд;

Vбв – объём безвозвратного потребления воды.

Предприятия должны согласовать объёмы сбросов в водоёмы с органами охраны природы. При сбросе сточных вод в канализацию предприятие заключает договор с органами водного хозяйства на водопотребление и водоотведение. В договоре оговаривается объём водоотведения и водопотребления, права и обязанности сторон, особые условия по водопотреблению и водоотведению, порядок расчётов,

Помимо производственных хозяйственно – бытовых стоков, существуют ливневые стоки, которые отводятся с территории предприятия периодически.

Каждое предприятие должно иметь очистные сооружения и водохозяйственные системы, предназначенные для рационального водопользования и охраны вод. Для обеспечения санитарных требований к воде водопользователи обязаны:

проводить технологические, санитарно-технические, организационно-хозяйственные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу очистных сооружений и соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;

согласовать с органами Госкомприроды и санитарного надзора изменения в технологии производства, увеличения производственной мощности, величину предельно допустимых сбросов;

обеспечивать систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом и величиной сбросов сточных вод, за качеством воды;

иметь планы ликвидации аварий и разрабатывать режимы водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.

Сточные воды промышленных предприятий бывают трёх видов: бытовые, поверхностные и производственные.

Бытовые сточные воды предприятия образуются при эксплуатации столовых, душевых и т д. Предприятие не отвечает за качество данных сточных вод и направляет их на городские станции очистки.

Поверхностные воды образуются в результате смывания дождевой, талой и поливочной водой примесей, скапливающихся на территории предприятия. Каждое предприятие отвечает за загрязнение водоёмов, поэтому ведётся учёт объёма сточных вод данного типа. Расход поверхностных сточных вод рассчитывают в соответствии СНиП 2.04.03-85 «Нормы проектирования. Канализация. Наружные сети и сооружения». Производственные сточные воды образуются в результате использования воды в технологических процессах. Их количество, состав и концентрация определяются типов предприятия, его мощностью, видами используемых технологических операций. На основе анализа системы водоснабжения рассчитывают нормы потребляемой и сбрасываемой воды промышленного предприятия, которые учитывают при проектировании и реконструкции предприятии.

При спуске производственных сточных вод в водоёмы должно соблюдаться условие

;

где Ci – концентрация I-го вредного вещества в сточной воде,

ПДКi – предельно допустимая концентрация I-го вещества;

N - количество вредных веществ.

Участки водоёма, где перемещаются сточные воды, делятся на три зоны:

зона 1 – выравнивание скорости стока и течения реки;

зона 2 – выравнивание концентрации вредных веществ до фонового;

зона 3 – биологическое очищение воды.

Условия спуска производственных сточных вод в водоёмы регламентированы «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» и «Правилами санитарной охраны прибрежных районов морей».

Запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, содержащие вредные вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля. Не допускаются к сбросу сточные воды, которые после очистки можно использовать в оборотных и повторных схемах водоснабжения предприятий. Запрещается проводить залповые сбросы и сильно концентрированных производственных сточных вод в водоёмы и канализацию.

6.8.Хранение, транспортировка, обезвреживание и захоронение токсичных отходов

К токсичным относятся отходы, содержащие вредные для здоровья людей и природы вещества. По степени воздействия на организм человека вредные вещества делятся на пять классов опасности:

I класс – вещества чрезвычайно опасные;

II класс – вещества высоко опасные;

III класс – вещества умеренно опасные;

IV класс – вещества мало опасные;

V класс – практически неопасные

Министром здравоохранения РФ утверждён Временный классификатор токсичных промышленных отходов. Класс токсичных отходов определяется расчётным методом в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов».

На предприятии в начале года издаётся приказ о токсичных отходах, образующихся на предприятии, и проводится их инвентаризация. В конце года составляется «Отчёт об оборудовании, использовании и обезвреживании токсичных отходов» по форме, утверждённой Госкомстатом РФ. Учёту подлежат все виды токсичных отходов, а также химические вещества. Пришедшие в негодность в процессе хранения или перевозки.

В отчёт включают следующие данные: наименование и код отходов; место их образования; свойства отходов (растворимость, влажность, пожароопасность и др.), химический состав токсичного соединения, площадь хранилищ для отходов; фактическое количество токсичных отходов и их использование; количество отходов, захораниваемых в недра, а также отходов, вывозимых на полигоны; затраты на переработку, транспортировку, складирование, обезвреживание отходов.

Как правило, токсичные отходы накапливаются на территории предприятия.

Предельное количество отходов на территории рассчитывается и согласуется с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Временное хранение отходов допускается на специальных площадках или складах следующим образом: вещества–в герметизированной таре (контейнеры, бочки); вещества II класса опасности–в закрытой таре (ящики, пластиковые пакеты); вещества III класса опасности–в бумажных и тканевых мешках; вещества IV класса опасности–могут храниться насыпью.

Отходы I класса опасности необходимо вывозить с территории предприятия в течение суток. Площадки для хранения токсичных отходов должны быть забетонированы. Транспортировка токсичных отходов на полигоны проводится специально оборудованным транспортом. Обезвреживание и захоронение токсичных отходов осуществляется на специальных полигонах, с которыми предприятия заключают договора на сдачу определенных видов отходов.

Полигоны являются природоохранными сооружениями для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов. В состав полигона, как правило, входят в завод по обезвреживанию токсичных отходов, участок отходов, гараж специализированного транспорта, административные здания и хозяйственные постройки.

6.9 Влияние отраслей народного хозяйства на состояние окружающей среды. Общая характеристика структуры промышленного техногенеза

В настоящее время основной вклад в загрязнение окружающей среды на территории России вносят следующие отрасли: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.); предприятия черной металлургии, предприятия цветной металлургии и производство стройматериалов.

Все более определенную роль в состоянии воздушного бассейна крупных городов играет дорожно-транспортный комплекс, в котором выброс от передвижных и стационарных источников составляет более 60% от общего объема всех выбросов.

Основная доля энергии производиться за счет сжигания или переработки органического сырья–угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, а также использование энергии рек путем строительства гидроэлектростанций и сооружения водохранилищ.

Энергетические предприятия в зависимости от свойств используемых первичных ресурсов оказывают существенное влияние на состояние окружающей среды; загрязняют воздушный бассейн продуктами сгорания, вызывают тепловое загрязнение атмосферы, загрязнение водных объектов сточными водами, оказывают электромагнитное влияние (высоковольтные линии), радиоактивное загрязнение (атомная электростанция) и др. При этом происходит и частичное изъятие территории из использования.

В энергетике основными источниками загрязнения окружающей среды являются тепловые электростанции, деятельность которых сопровождается в первую очередь выделением вредных веществ в атмосферу воздуха.Энергетика–наиболее крупная отрасль по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (26,6 %общего количество выбросов всей промышленности России). Характерными загрязняющими веществами энергетического комплекса являются сернистый газ, оксид углерода, оксиды азота, сажа, а также наиболее токсичные ингредиенты –оксид ванадия (V2О5) и бенз(а)пирен. Основными источниками образования летучих выбросов в энергетике являются установки обогащения и брикетирования угля.

В процессе сжигания твердого или жидкого топлива в атмосферу выделяется дым, содержащий продукты полного (диоксид углерода и вода) и неполного (оксиды углерода, серы азота, углеводороды) сгорания. Объем выбросов вредных веществ тепловыми станциями очень велик. Современная электростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тысяч тонн угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680тонн SO2 SO3, 120–140 тонн твердых частиц (зола, пыль, сажа), 200 тонн оксидов азота.

Перевод установок на жидкое топливо (мазут) снижает выбросы золы, но практически не уменьшает выбросы оксидов серы и азота. Наиболее экологично газовое топливо, которое в три раза меньше загрязняет атмосферный воздух, чем мазут, и в пять раз меньше, чем уголь.

Угольная промышленность является одной из сложных отраслей промышленности по воздействию на природную среду. Добываемый уголь содержит много примесей и негорючих материалов. Состав и количество примесей от типа месторождения, методов добычи и типа угля. В выбросах предприятий угольной промышленности преобладают твердые вещества (28,2 % суммарного выброса в атмосферу), диоксид углерода (16,4 %), диоксид серы (14,5 %), оксиды азота (3,9 %), сероводород (0,05%), фториды (0,02 %) и другие вещества.

Наиболее водоемкими технологическими процессами в отрасли являются процесс гидродобычи угля, а также процессы мокрого обогащения угля и сланца, где водоснабжение, основано на оборотной системе. Предприятия отрасли сбрасывают в поверхностные водоемы сточные воды с большим количеством взвешенных частиц, сульфатов, хлоридов, нефтепродуктов, соединений железа, меди, алюминия, кобальта, марганца и других элементов.

При добыче, переработке, хранении, транспортировке природного газа наибольший вред окружающей среде наносится выбросами вредных веществ в атмосферный воздух. Выбросы в атмосферу предприятиями отрасли характеризуются наличием в них диоксида углерода (28,1 %), углеводородов (25,1 %), оксидов азота (7,1 %), диоксида серы (5,3 %).

На действующих магистральных газопроводах имеют случаи аварий с большими потерями газа. Наибольшая аварийность обусловлена браком строительно-монтажных работ и наружной коррозией сплава труб.

Черная металлургия занимает второе место по общему количеству выбросов в атмосферу. Основными источниками выбросов являются: дробильно-размольное оборудование, места разгрузки, погрузки и пересыпки материалов; доменные, мартеновские печи, установки непрерывной разливки стали и т. д. В атмосферу поступают: диоксида углерода (67,5 % суммарного выброса в атмосферу), твердые вещества (15,5 %), диоксида серы (10,8 %), оксиды азота (5,4 %). Особенно существенна доля отрасли по выбросам, содержащих токсичный хром. По данным аэрокосмической съемки снежного покрова зона действия предприятий черной металлургии прослеживается на расстоянии до 60–100 км от источника загрязнения.

При выплавке 100 тонн стали в атмосферу выбрасывается 4 тонны вредных частиц, 3 тонны оксидов серы, 5 тонн оксида углерода, а также такие опасные загрязнители, как соединения марганца, свинца фосфора, мышьяка, ванадия, ртути и др. В процессе сталеплавильного производства в атмосферу выбрасываются парогазовые смеси, состоящие из фенола, формальдегида, бензола, аммиака и других токсичных веществ.

Водопользование в черной металлургии составляет около 1700 млн. м3/год, большая часть воды используется на охлаждение металлургических печей и оборудование. Ежегодно в поверхностные объекты сбрасывается около 1,0 млн. м3 сточных вод. Вместе со сточными водами сбрасываются значительное количество загрязняющих веществ, в том числе взвешенные твердые частицы, сульфаты, хлориды, соединения железа, тяжелых металлов.

Воздействие на окружающую среду аналогично воздействию предприятий черной металлургии. Загрязнение атмосферы характеризуется в основном выбросами диоксида серы (75 %), диоксида углерода (10,5 %) и пыли (10,4 %). Источниками образования вредных выбросов при производстве алюминия, свинца, меди, олова, цинка, никеля и других драгоценных металлов являются различные виды печей, дробильно-размольное оборудование, места погрузки, выгрузки, пересыпки материалов, сушильные агрегаты и т. д.

Наибольшие количества загрязняющих веществ выбрасывают следующие предприятия: концерн «Норильский Никель», АО комбинат «ЮжУрал-Никель», комбинат «Североникель», медеплавильный завод (г. Ревда, Свердловской области), АО «Красноярский алюминиевый завод».

Предприятия цветной металлургии вносят существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха (до 20 % всех выбросов от промышленных стационарных источников. Особенно существенна доля отрасли в выбросах наиболее опасных веществ–соединений свинца (75 % массы его промышленных выбросов) и ртути (более 30 % выбросов ртути всей промышленностью России).

Ежегодно в цветной металлургии потребляется около 1200 млн. м3 воды. Сточные воды предприятий цветной металлургии загрязнены минеральными веществами, большинство из которых токсичны (цианиды, ксантогенаты, нефтепродукты), солями цветных металлов, соединениями мышьяка, ртути, сурьмы и т. д.

Крупные комбинаты цветной металлургии являются самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов как по интенсивности, так и по разнообразию загрязняющих веществ. По суммарному индексу загрязнения почвенного покрова первое место занимает Рудная пристань (Приморский край), в которой расположен завод по переработке свинцовых руд. В почвах зоны радиусом 5 км вокруг предприятия наблюдается загрязнение почв свинцом (300 ПДК), марганцем (20 ПДК) и другими веществами. Наибольшее количество твердых отходов образуется на Норильском горно -металлургическом комбинате, около 5 млн. тонн отвальных металлургических шлаков ежегодно.

Утилизация и использование отходов производства продолжают оставаться одной из серьезных проблем на предприятиях цветной металлургии.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Химический комплекс включает 26 отраслей химической, нефтехимической, агрохимической, микробиологической промышленности. Многообразие продукции, применяемых технологий и видов сырья, определяет широкий спектр загрязнений атмосферного воздуха, водных бассейнов и почв. Ряд выбросов, сбросов и отходов производства характеризуется большими объемами и высокой точностью. Из-за разнообразия технологических процессов химическая промышленность является одной из самых трудных для уменьшения выбросов. Основными источниками вредных веществ в атмосферу являются производство кислот, резинотехнических изделий, фосфора, пластмасс, красителей и моющих средств, искусственного каучука, минеральных удобрений, растворителей (толуола, ацетона, фенола, бензола). Решение экологических проблем в отрасли осложнено эксплуатацией значительного числа морально и физически устаревшего оборудования.

Для химической и нефтехимической промышленности характерными являются выбросы соединений ртути (50 % от общего объема выбросов), а также соединений хрома, ванадия и других элементов, относящихся к веществам I класса опасности. Основное количество оксидов азота и диоксида серы выбрасывается предприятиями агрохимической промышленности; сероводород и сероуглерод–промышленностью химических волокон; хлорорганики–хлорной промышленностью; олефинов–промышленностью синтетического каучука и т. д.

Со сточными водами предприятиями химической и нефтехимической промышленности сбрасываются нефтепродукты, взвешенные вещества, сульфаты, фосфаты, роданиды, спирты, бензол, фенол, фурфурол, пестициды и множество других органических и неорганических соединений.

Производственная деятельность предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности оказывает серьезное воздействие на окружающую среду. Процесс добычи нефти сопровождается выделением попутного газа (бутан-пентановая фракция), которой обычно не улавливается, а сжигается.

Предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности загрязняют атмосферу выбросами углеводородов (73 % суммарного выброса), диоксида серы (18 %), оксида углерода (7 %), оксидов азота (2 %).

Предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности требуют большого количества воды, поэтому их размещают вблизи водоемов и предпринимают меры по защите водных объектов от загрязнений.

Со сточными водами в водоемы поступает значительное количество нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, фенолов, соединений азота, солей тяжелых металлов. Нефтеперерабатывающие заводы являются источниками загрязнений почвы нефтепродуктами.

Строительная индустрия производит множество различных материалов: цементов, вяжущих материалов, асбестоцементных изделий, строительной керамики, тепло– и звукоизоляционных материалов, строительной керамики и др. материалов. Наиболее сильно загрязняют воздух цементные, асбестоцементные, известковые предприятия, а также керамзитобетонные заводы. На цементные заводы приходится 20 %, а на предприятия по производству строительных материалов–50 % общего объема выбросов по отрасли.

Вредные вещества при производстве извести, цемента, гипса выделяются из обжиговых печей, сушильных барабанов различных видов, реакторов гашения извести и т. д. Источниками выбросов загрязняющих веществ при производстве стекла и керамических изделий являются дробильно-размольное оборудование, сушильные машины, стекловаренные печи и т. д. При производстве асфальта вредные вещества выделяют битумно-плавильные агрегаты, сортировочные машины, сушильные агрегаты, смесители и т. д.

Вокруг заводов, производящих цемент, асбест, гипс и другие строительные материалы образуются зоны максимального загрязнения окружающей среды радиусом до 2 км с повышенным содержанием в воздухе пыли и частиц цемента, асбеста, кварца и других вредных веществ.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо -бумажная промышленность.

Основной проблемой лесной и деревообрабатывающей промышленности является сокращение потерь древесного сырья в процессе заготовки и переработки древесины.

Наиболее характерными загрязняющими веществами данной отрасли являются твёрдые вещества (29,8 % суммарного выброса в атмосферу), диоксид углерода (28,2 %), диоксид серы (26,7 %), оксиды азота (7,9 %), толуол (1 %), сероводород (0,9 %), ацетон (0,5 %), ксилол (0,45 %), бутилацетат (0,4 %), этилацетат (0,4 %), формальдегиды (0,1 %), метилмеркаптан (0,2 %)

Целлюлозно -бумажная промышленность является одной из самых водоёмных отраслей народного хозяйства, поэтому оказывает сильное воздействие на состояние поверхностных вод. Ежегодное потребление свежей воды в отрасли составляет около 2,0- 2,1 млрд. м3. Главным источником образования загрязнённых сточных вод в отрасли является производство целлюлозы, основанное на сульфатном и сульфитном способах получения древесины. Загрязнённые сточные воды предприятий отрасли характеризуются наличием в них таких вредных веществ, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, формальдегид, метанол, фурфурол, диметилдисульфид.

Основная причина негативного воздействия на окружающую среду данной отрасли – это использование старых технологий и устаревшего оборудования.

Большой объём сточных вод и высокая концентрация в них загрязнений вынуждают использовать громоздкие очистные сооружения, на которых образуется большое количество осадков, основная часть которых поступает в накопители, что приводит к их перегрузки и соответственно воздействию на подземные воды.

6.10 Оценка воздействия на окружающую среду

Статья 32 федерального закона РФ «Об охране окружающей среды посвящена проведению оценки воздействия на окружающую среду. Согласно этому закону оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную или иную деятельность с участием общественных объединений.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Оценка природных, экономических и социальных воздействий должно проводиться с учётом выгод от реализации проекта и затрат на его осуществление. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что влияние крупных региональных проектов (строительство электростанций, магистралей, создание водохранилищ) должно рассматриваться в трёх временных интервалах:

В первый –период строительства окружающая среда нарушается землеройной техникой, временными строительными сооружениями и дорогами. При этом качество окружающей среды деградирует за счёт разрушения почвенных ресурсов, а также загрязнения атмосферы и гидросферы. Второй период – период завершения строительства приводит к существенному изменению окружающей среды; происходит затопление речных долин при создании водохранилищ; изменение речных русел, перемещение сети дорог; при строительстве крупных промышленных комплексов происходит разрушение земельных и водных ресурсов, а также воздушной атмосферы.

Третий период – период завершения деятельности объекта, его демонтаж по истечении срока эксплуатации может оказать сильное разрушающее воздействие на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду проектов поворота северных рек, которые намечалось реализовать в 80-х, показала, климат многих стран претерпел бы существенные изменения.

Оценка воздействия на окружающую среду организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических, экономических, социальных и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливаются с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Результаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу.

ОВОС организуется и проводится при подготовке программ и планов социально- экономического развития, схем комплексного использования и охраны природных ресурсов, документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе. (статья 33,глава 6 закона «Об охране окружающей среды»).

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности её проведения, научной обоснованности и законности её выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Государственной экологической экспертизе подлежат:

предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

технико – экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий. Объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности;

проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

материалы комплексного экологического обследования участков территории для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программа по

реабилитации данных территорий;

материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемой за рубежом;

материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов,

проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории России.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть:

Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;

-положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления;

-материалы обсуждений воздействия объекта на окружающую среду с гражданами и общественными объединениями.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:;

-презумции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта;

-комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий. Должны учитываться ближайшие и отдалённые экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека, благосостояния населения, его экологической безопасности

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы

как государственной, так и общественной;

гласности, участия общественных объединений, учёта общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г.предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений.

Государственная экологическая экспертиза проводится:

экспертными комиссиями, образованными Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством природных ресурсов РФ, совместно с органами Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета санитарно- эпидемиологического надзора РФ и других заинтересованных министерств и ведомств.

Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза материалов, представленных на государственную экспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о реализации объекта экологической экспертизы. Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для финансирования и кредитования проекта. В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материала по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключение замечаниями и предложениями экспертной и представлены на повторное рассмотрение.

Экологическая экспертиза проектов является обязательным звеном общей экспертизы проектов. Она должна установить, что предприятие не будет сверхнормативно воздействовать на окружающую среду и препятствовать функционированию близлежащих предприятий, нарушая через окружающую среду ход технологических процессов. Экологическая экспертиза проектов предполагает оценку долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, фактора дальнейшего развития хозяйства и условия жизни людей. Объект может оказаться прибыльным и экологически выгодным в настоящее время, но быть убыточным и экологически неоправданным в более длительном интервале времени. Например, гидроэлектростанция. Воздвигаемые на срок не меньше 100 лет и занимающие большую площадь водохранилища, при изобретении других, более компактных электроисточников, станут убыточными,а демонтировать гидроэлектростанции практически невозможно. Поэтому экологическая экспертиза должна быть перспективной и учитывать расходы на демонтаж объекта по истечении срока его эксплуатации.

Определение степени воздействия предприятия на окружающую среду проводится с помощью экологических нормативов, которые представляют степень максимального вмешательства в экологические системы, обеспечивающую сохранение их структуры и динамических качеств. Для разработки проектных материалов используются природные нормы и правила проектирования и строительства (ПНиП), основой которых являются научно обоснованные и законодательно установленные величины предельно допустимого воздействия на окружающую среду. В России наиболее разработанными являются ПНиП проектирования мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, земель, недр, по борьбе с шумом. В меньшей степени разработаны или вообще отсутствуют нормы и правила по разработке мер по охране животного и растительного мира.

Раздел экологической экспертизы «Охрана окружающей природной среды«состоит из трёх подразделов:

охрана атмосферного воздуха от загрязнения;

охрана водоёмов от загрязнения сточными водами;

восстановление (рекультивация) земельного участка, использование плодородного слоя почвы, охрана недр и животного мира.

По результатам экологической экспертизы разработчику проекта выдаётся разрешение на выбросы отравляющих веществ стационарными источниками с указанием срока его действия. Если предельно допустимые выбросы по каким – то причинам не могут быть достигнуты, то возможно поэтапное снижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий, начиная с временно согласованных выбросов по ПДВ.

По итогам экологической экспертизы проекта составляется декларация воздействия на окружающую среду. В ней указываются все вредные последствия осуществления данного проекта: экономическая и экологическая оценки альтернатив; взаимосвязь между локальным использованием природной среды и изменением её в перспективе; необратимый ущерб.

Заключение экспертной комиссии является государственным документом, содержащим обоснование допустимости воздействия деятельности объекта экспертизы на окружающую среду.

6.12. Экологическая паспортизация объектов. Экологическая статистическая отчетность предприятия.

Экологический паспорт предприятия – это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Экологический паспорт содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод, а также характеристику газовых выбросов и твердых отходов. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ.

По стандарту ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 экологический паспорт

природопользователя должен включать следующие структурные элементы:

общие сведения о природопользователе

эколого-экономические показатели, включая капитальные и текущие затраты на охрану окружающей среды, а также, экологические и природно-ресурсные платежи.

сведения о выпускаемой продукции

краткие характеристики производства, включая характеристики оборудования по цехам, технологическим процессам и технологическим операциям с указанием мест поступления загрязняющих веществ в окружающую среду

характеристика применяемых в технологических процессах и производствах сырья и материалов

сведения о потреблении энергоносителей:

топливо

электроэнергии

сжатого воздуха

тепловой энергии

эколого-производственные показатели

сведения о землепользовании, включая основные показатели земельного баланса предприятия по статусу земель, их функциональному назначению и состоянию

сведения о лицензиях на природопользование и природоохранную деятельность

план природоохранных мероприятий по производствам и технологическим процессам

Экологический паспорт отражает несколько принципиальных моментов:

переход от изучения состояния окружающей среды к детальному дифференцированному анализу причин, вызывающих эти изменения

переход от рассмотрения общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производимой продукции и сопоставляемым с наилучшими показателями, достигнутыми в мире

Экологическая характеристика предприятия предполагает оценку прогрессивности используемой технологии, полноту использования сырья и топлива, применяемые схемы очистки сточных вод и газовых выбросов, характеристику потоков отходящих газов, сточных вод и твердых отходов, а также общую экономическую оценку ущерба, наносимого предприятием окружающей среде и диффереренциацию этой оценки по видам продукции и технологическим процессам.

Главными показателями влияния предприятия на состояние окружающей среды являются:

экологичность выпускаемой продукции (выпуск экологически чистой продукции)

влияние производства на водные ресурсы (объемы забираемой воды по различным источникам; использование воды на производственные цели; объемы воды, переданной другим предприятиям и организациям; сброшенные сточные воды; доля загрязненных сточных вод; концентрация вредных веществ в загрязненных сточных водах; степень очистки сточных вод; изменение объемов и количества сточных вод)

влияние на воздушные ресурсы (объем используемого атмосферного воздуха; количества отходящих вредных веществ по видам и источникам; количество вредных веществ, поступающих на очистные сооружения; доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества отходящих вредных веществ; количества вредных веществ, поступающих в атмосферу после очистки; изменение объемов и количества выбросов вредных веществ в атмосферу по сравнению с предшествующим периодом

влияние на окружающую среду отходов производства (масса утилизируемых вредных веществ, извлеченных из сточных вод и отходящих газов; масса образующихся твердых отходов; масса твердых отходов утилизированных или подлежащих захоронению, и т.д.)

влияния на земельные ресурсы (коэффициент застройки; объем продукции предприятия, выпускаемой с 1 га земли; соотношение основных, вспомогательных и обслуживающих площадей; влияние производственной площади на 1 рабочего, единицу оборудования; доля площади, занятой под отходы производства; доля площади занимаемой санитарно-защитной зоной

Основными показателями организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия являются:

оснащенность источников загрязнения очистными устройствами (количество источников вредных выбросов; количество неорганизованных источников вредных выбросов)

пропускная способность имеющихся очистных сооружений (количество и мощность основного технологического оборудования, функционирование которых сопровождается выделением определенных видов загрязнений; доля определенного вида загрязнений, образующихся при производстве единицы основной продукции; количество и мощность природоохранного оборудования)

технологические характеристики очистного оборудования (КПД применяемого очистного оборудования; доля очистного оборудования с высоким КПД и т.д.)

контроль за функционированием очистного оборудования (уровень обеспеченности очистного оборудования контрольно-измерительной аппаратуры; доля очистных сооружений, работающих под контролем аналитических приборов)

рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности (наличие природоохранных служб и отделов; оперативность руководства природоохранных служб и отделов при принятии решений, информационная обеспеченность и степень экономической самостоятельности природоохранных служб и отделов)

прочие показатели (отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов или к стоимости очистного оборудования или к стоимости используемых материалов и т.д.)

Анализ материальных затрат предприятия на природоохранную деятельность производят с помощью общих и частных показателей. Общий показатель характеризует отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведения.

Частные показатели характеризуют:

долю капитальных затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме капитальных затрат предприятия

доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия

доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность

доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов

доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов

доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий о общем объеме затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие должно разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения зарегистрированных данных по охране окружающей среды, включая записи о результатов мониторинга, проведенных анализов и проверок (протокола, отчета). Данные регистрации по охране окружающей среды необходимы не только для решения внутренних задач организации, но и для выполнения требований государственного учета и контроля.

В Российской Федерации в настоящее время каждое предприятие, использующее природные ресурсы или загрязняющее окружающую среду, представляет специально уполномоченным природоохранным органом следующие документы:

план общих природоохранных мероприятий

финансово-экономические документы, включая расчет платежей за выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ и за временное хранение и размещение отходов

отчеты по воздействию на атмосферу, включая инвентаризацию источников загрязнения атмосферы и проект предельно допустимых выбросов, графики контроля выбросов на соответствие проекту ПДВ на границе санитарно-защитной зоны предприятий (ежегодно), а также форму статистической отчетности № 2 ТП-воздух для предприятий, имеющих валовой выброс более 30 т/год

отчеты по загрязнению водных объектов включая проекты предельно допустимых сбросов в водные объекты, график контроля сточных вод и форму статистической отчетности № 2 ТП-водхоз (ежегодно)

отчетность о работе с отходами, включая проект лимитов размещения отходов, сведения об образовании отходов и планировку мест временного размещения с реализованным проектом временного хранения, а также договоры, акты и талоны сдачи отходов на полигоны

Кроме того, при необходимости сдаются формы статистической отчетности

№ 4-ОС «отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах», № 2-ТП (токсичные отходы) «отчет об образовании и удалении токсичных отходов», № 18-КС «отчет о капитальных вложениях на охрану о

кружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Экологический аудит

Экологический аудит является одним из механизмов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Термин «аудит» означает в переводе с английского языка «ревизию отчетности» следовательно «Экоаудит»- это «внутренняя экологическая отчетность, «сравнение экологической ситуации предприятия с требованиями экологического законодательства, «процедуре систематической проверки потенциала экологических рисков» и т.д.

Экоаудит- это эффективное действие организационных и технических природоохранных мероприятий внутри отдельного предприятия, достигаемое с помощью использования сравнительного анализа и составления соответствующей документации.

Основные характеристики экологического аудита:

сравнительный анализ;

документирование;

оценка.

Экологический аудит – это процедура засвидетельствования соответствия деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) требованиям законодательства по обеспечению техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия, достоверности его финансовых обязательств, отчетной и учетной бухгалтерской документации о платежах за природопользование, проводимая экологической аудиторской организацией (или экологическим аудитором) с целью повышения безопасности окружающих и окружающей среды и инвестиционной привлекаемости предприятий. Экологическое аудирование – экологоориентированная деятельность, осуществляемая независимыми аудиторскими организациями или аудиторами, и состоящая в организации и проведении экологического аудита предприятий и оказании им аудиторских услуг.

Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

выполнение экологической нормативности в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями

определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области ОС)

функционирование системы экоуправления

получение экологических сертификатов

выполнение финансовых обязательств и в оплату долгов

составление экологической декларации и отчет компании об экологической деятельности.

На экологический аудит могут быть распространены нормы федерального закона от 7 августа 2001г 119-ф3 «об аудиторской деятельности» основной нормативной базой для определения процедур экологического аудита являются российские стандарты ГОСТ Р НСО серии 14000

Экологический аудит – это деятельность по оценке состояния окружающей среды на конкретном объекте. В настоящее время существует несколько типов экоаудитора, отличающихся рассматриваемыми проблемами и целями

Аудит соблюдения стандартов. Этот аудит осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды национальным и международным стандартам.

Аудит ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб окружающей среды.

Аудит в системе экологической сертификации. Производится для соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям, (стандартам, нормативам.)

Аудит территории. Производится с целью оценки экологического состояния территории. Могут быть и другие виды экологического аудита.

Для методического обеспечения и нормативной регламентации проведения экологического аудита разработана специальная группа международных стандартов (ИСО 14010,14011,14012), которые содержат руководящие указания по вопросам экологического аудита (таблица 6). Кроме того, положения по вопросам экологического аудита содержатся в международных стандартах по системам управления окружающей средой-ИСО-14001 и 14004.В настоящее время эти стандарты приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21 октября 19998г №378 в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

При проведении экологического аудита различают первоначальную и системную проверки. Первый экологический аудит идентифицирует воздействие на окружающую среду определенных видов деятельности предприятия. При этом идентификация проводится не только в нормативных производственных условиях, а также в условиях аварийной ситуации.

Системные проверки основываются на результатах предыдущих проверок и способствуют совершенствованию деятельности предприятий по охране окружающей среды. После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение), в которое включается следующая информация:

идентификация проверяемой организации и клиента;

согласованные цели и объем аудита;

согласованные критерии, по которым проводится аудит;

период времени и дата, когда проводится аудит;

идентификация членов аудиторской группы;

идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;

заявление о конфиденциальном характере содержания;

перечень рассылки аудиторского заключения;

краткое изложение процесса аудита;

выводы по аудиту.

Наиболее разработанными являются вопросы проведения аудита систем управления окружающей средой. В настоящее время имеются все необходимые условия и предпосылки для развития системы экологического менеджмента, основные положения экоаудита используются для экологического обоснования инвестиционных проектов.

Официальное определение экологического аудита дано в Федеральном законе от 10 января 2002г №7-ф3 «об охране окружающей среды (ст.1)»

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектам хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности». Экологический аудит впервые был введен в 70-х годах в экономически развитых странах с целью снижения уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов экологический аудит рассматривается в качестве метода административного управления за производственной практикой и оценкой соответствия деятельности предприятия нормам экологического права. Начиная с 1993года система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) cтала реальным инструментом экологической политики, что обусловлено прежде всего усиливающими экономическими и административными санкциями за нарушение требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

6.14. Экологический менеджмент в Российской Федерации

В связи с переходом экономики России на рыночные отношения и выходом ряда предприятий на международный рынок возникла потребность во внедрении стандартов ИСО серии 14000 в отечественной практике (таблица 6). Первыми были приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 14001 – 98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководства по применению»

ГОСТ Р ИСО 14004 – 98 «Системы управления окружающей средой. Общие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»

ГОСТ Р ИСО 14011 – 98 «Руководящие указания по экологическом аудиту»

ГОСТ Р ИСО 14012 – 98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»

В 1999 г. были введены в действие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 14040 – 99 «Управление окружающей средой оценка жизненного цикла. Принципы и структура»

ГОСТ Р ИСО 14050 – 99 «Управление окружающей средой. Словарь»

ГОСТ Р ИСО 14020 – 99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»

В 2000 г. Постановлением Госстандарта России от 04 сентября 2000г. № 212 был принят ГОСТ Р ИСО 14041 – 2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели области исследования и инвентаризационный анализ»

В 2001 г. был утвержден Постановлением Госстандарта России № 193 от 25 апреля 2001 г. ГОСТ Р ИСО 14031 – 2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования»

Отечественные предприятия, работающие по реализации природоохранных мероприятий на основе стандартов ИСО 14000, обеспечивают себе базу для получения сертификата на систему управления охраны окружающей среды.

Таблица 6.2

Основные международные стандарты ИСО 14000

№ стандарта Наименование стандарта
  Система управления
ИСО 14001 Системы управления охраной окружающей среды. Требования и руководящие указания.
ИСО 14004 Системы управления охраной окружающей среды. Общее руководство по принципам и средствам обеспечения функционирования систем.
№ стандарта Наименование стандарта
  Экологический аудит
ИСО 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения.
ИСО 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Процедуры аудита систем управления окружающей средой
ИСО 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
  Экологические этикетки и декларации
ИСО 14020 Основные принципы этикетирования
ИСО 14021 Экологические заявления в виде самодекларации
ИСО 14022 Рекламации по декларации о соответствии требованиям в области охраны окружающей среды. Символы.
ИСО 14023 Экологическая маркировка. Руководящие принципы и процедуры.
ИСО 14024 Руководящие принципы, практика и критерии программ по сертификации. Руководство по процедурам сертификации.
  Оценка показателей окружающей среды
ИСО 14031 Руководящие указания по оценке показателей окружающей среды.
  Оценка жизненного цикла
ИСО 14040 Принципы и структура
ИСО 14041 Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ
ИСО 14042 Оценка воздействий жизненного цикла
ИСО 14043 Оценка улучшений жизненного цикла
ИСО 14050 Управление окружающей средой. Словарь.

Внедрение стандартов ИСО 14000 дает определенные преимущества и в экологической сфере, в частности способствует более осознанному использованию ресурсов и более целенаправленной работе с отходами производства, вследствие чего может быть экономия сырья и материалов. Кроме того, обеспечение высокой степени управляемости производственных процессов и систематический экологический контроль, способствуют предупреждению серьезных экологических ситуаций.

Применение международных стандартов по системам управления окружающей средой получает все большее распространение во многих странах мира. В настоящее время более чем в 90 странах мира выдано более 20000 сертификатов соответствия стандарту ИСО 14001, преимущественно в странах европейского союза, а также в Японии, США, Австралии, Швейцарии, Кореи, Таиланде, Китае, Индии, …

Система экологического менеджмента обеспечивает более успешное выполнение экологических требований к проектированию и оценки разрабатываемых предпроектных и проектных материалов, которые должна рассматриваться комплексно с учетом экологической ситуации в районе намечаемой деятельности. Необходимую информацию заказчику проекта может обеспечить только соответствующая система экологического менеджмента.

Другой важной задачей экологического менеджмента является постпроектный анализ, который позволит выявить методические ошибки при проектировании и экспертизе промышленных объектов.

Основным стимулом к внедрению систем управления охраной окружающей среды на отечественных предприятиях в настоящее время является заинтересованность в отношениях с зарубежными партнерами, развитие которых существенно облегчается при наличии у предприятии сертификационной системы управления охраны окружающей среды. Это особенно значимо при заинтересованности в получении иностранных инвестиций или кредитов.

Внедрение предпосылки для создания систем управлени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: