Политика и философско-идеологические принципы марксизма

Вся политическая логика социализма открыто базируется на честном признании невозможности мирной передачи власти идеологическому противнику, тем более на формальном основании современных либерально-демократических процедур. Политически справедливым признаётся необходимость сохранения и развития социалистического общества, прежде всего, экономического базиса, в контексте однопартийной политической системы и свободы критики недостатков в практике соответствующего социального строительства и управления.

В политике, где «одна партия уже достаточно организована, чтобы раз и навсегда положить конец игре в качели двух старых партий, сменяющих одна другую у кормила власти ради увековечивания господства капиталистов» [7. С. 400], решающую роль получает процесс формирования государства и его партийного авангарда. По сути, это самый сложный и технически малоразработанный уровень социалистического управления в аспекте поддержания классовой революционности и идеолого-нравственной преемственности власти. Тем более в условиях возможного скрытого и всемерного внутреннего противодействия, карьеризма и омещанивания трудящихся масс, а также агрессивно-внешнего капиталистического окружения и работы его агентуры под прикрытием различных «гуманитарных» оболочек. Современное разрушение социалистической си-стемы, во многом, определено именно нерешённостью этой проблематики. Во всяком случае, соответствующий анализ ведет нас к исследованию вопросов партийных льгот, дефицита, но главное – к сохранению классовой бдительнос- ти, народному просвещению и «политэкономии свободного времени».

Теперь можно составить иерархическую систему фундаментальных принципов марксистской идеологии, на основании которых формируются её теория, социальная практика и субъективное мировоззрение:

· утверждение приоритета общественной коллективности;

· определение класса как ведущего субъекта социальной эволюции;

· установка материальной триады социальных элементов (труд – развитие производительных сил – производственные отношения) как объективного фактора в созидании общественно-экономических формаций и двигателя вектора исторического прогресса социального развития;

· идея социального равенства в системе производственных отношений;

· утверждение общенародной формы собственности на средства производства и принципа распределения доходов по труду;

· определение народа как ведущего современного политического субъекта и управление обществом с целью развития социалистической экономики.

Социально-эволюционный ход в идеологической теории марксизма имеет спиральную форму, заключенную в движении от общеплеменной собственности средств производства первобытности к общенародному капиталу двух высших формаций через промежуточное состояние его частной (личной) принадлежности. Аналогичный путь имеет и историзм вторичных социальных элементов, на-пример, денег. Их исчезновение на коммунистической стадии социальной эволюции послужит необходимой предпосылкой к апогею модального личностного совершенства.

Свойством марксистской системы личность – общество является её замкнутость и неразрывность в виде двусторонней связи между двумя глобальными составляющими.

Марксизм очень часто упрекают в полной зависимости личности от коллективной социальности и даже в «неспособности индивида к самостоятельной активности».

Действительно, коммунистическая идея абсолютно связана с методологией диалектического материализма, который содержит в себе объективистский гносеологический подход, полагающий первичным в системе личность – общество коллективный материальный фактор. На этом основании образуются обще-ственно-экономические формации, вся социальная эволюция и личностное со-держание.

Учитывая это положение, можно конкретизировать структурную логику фундаментальных социологических категорий и понятий с точки зрения марк-систской идеологии:

социальный диалектический социальная социальная

интерес материализм справедливость свобода

и марксизм

класс, социальная социальное социальная

народ политика право инициатива

Классы, владея всеми важнейшими идеальными и материальными социа-льными ресурсами, выражают и поддерживают свои интересы непосредственно через политико-правововую активность. Конкретика формационной социально-сти и историзм эволюционных преобразований создаются и движутся на объек-тивно-материальном стержне труд – развитие производительных сил – произ-водственные отношения. На высокой стадии его социалистического прогресса «эстафету» ведущей социальной силы у класса «подхватывает» народ. Содержательно термин «народ» гуманитарная наука может употреблять только в контексте нейтрализации всех принципиальных барьеров, разделяющих общество на антагонистическо-позиционные группы. К таким социальным препятствиям, безусловно, следует отнести эксплуатацию и значительную полярность в эконо- мической иерархии, а также цивилизационную (этническую этико-религиоз-ную) вражду, сопровождающую, как правило, указанные экономические противоречия. Марксизм своим специфическим методом стремится и способен пре-одолеть этот негатив. Он выходит на формирование предельно целостной и ус-тойчивой социальной группы «народ» посредством общенародной формы соб-ственности и соответствующего равенства в системе производственных отноше-ний.

Такое общество характеризуется колоссальным материальным развитием и высокой степенью гуманизации сознания на идеологической базе научно-диа-лектического знания, массовым просвещением и высоким уровнем «политэкономии свободного времени».

В данном аспекте личность вторична и, действительно, несколько теряет-ся в коллективном объёме. Но это совершенно не значит, что она пассивна и аб-солютно задавлена общественными факторами. Для полноценного функционирования индивидуальности в плане её эволюции марксизм оставляет огромное поле деятельности, в том числе научное, трудовое, художественно-творческое, а главное – классово-политическое.

Энергия нравственного совершенства личности в условиях высшей обще-ственной формации направлена на максимальную нейтрализацию материальных потребностей, ликвидацию фундаментальных человеческих пороков – лени, алчности, зависти и формирования устойчивой модальной социальной активно-сти в векторе труд – знание – творчество. Здесь заключены самостоятельность и эволюционный смысл бытия человека. А также стратегическая социальная цель марксистской идеологии, где коллективно-классовый экономизм выполняет то-лько инструментальное назначение. Следует лишь учитывать, что любое социа-льное действие всегда проходит в рамках исторической необходимости, объек-тивно определяемых уровнем развития общества. Именно этот момент на пере-ломном этапе социальной истории должен исключить из субъективного созна- ния источник частнособственнической инициативы, что является высшим при-знаком социального прогресса и его процесса гуманизации мировоззрения.

Победившим сегодня капиталистическим классом ведётся откровенная пропагандистская война против марксизма. В ней очень часто используется отсутствие у человека глубокого социологического знания. Например, это касается вопроса отношений марксизма и религии.

Нетрудно заметить почти полное сходство марксистских социальных типов личности и основных действующих лиц христианской части Библии – Нового Завета, раскрывающего этическую сущность рабовладельческой общест-венно-экономической формации. Здесь также можно выделить четыре социаль-ных субъекта, которые, очевидно, сформированы местом в системе соответст-вующих производственных отношений. Это – Понтий Пилат – крупный рабовладелец-«капиталист» со своим нравственным содержанием. Иуда – мелкий лавочник-«предприниматель» с неустойчивым финансово-материальным положением, что, видимо, и определило весь негатив его общественной интеграции. Конечно, Христос – революционер, чей альтруизм, острое переживание несправедливости мира эксплуатации и классовая борьба за коллективный идеал социального равенства составляют в понимании марксизма основу христианства как традиционной религии. И, наконец – народ как пока пассивный социальный тип в форме ведомой толпы, которая всегда на стороне сильного и власть имущего. По существу, обе идеи говорят об одних и тех же вечных социальных проблемах. Но марксизм делает это новым научно-социологическим языком, оперируя, в отличие от абстрактных деклараций христианского мировоззрения, уже конк-ретностью идеологического содержания.

Литература

1. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: ГИПЛ, 1948. Т.1. С. 1 – 39.

2. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. / Ф. Энгельс. М.: ГИПЛ, 1948. Т.2. С. 160 – 310.

3. Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. / Ф. Энгельс. М.: ГИПЛ, 1948. Т.2. С. 83 – 145.

4. Маркс, К. Будущие результаты британского владычества в Индии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. / К. Маркс. М.: ГИПЛ, 1948. Т.1. С. 310 – 317.

5. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 12 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т.1.

6. Всегда человек / Композиция о Карле Марксе; сост.: Стан. Лесневский. М.: Молодая Гвардия, 1978.

7. Энгельс, Ф. Предисловие к «Положению рабочего класса в Англии» / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. / Ф. Энгельс. М.: ГИПЛ, 1948. Т.1. С. 386 – 401.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: