И логика социального построения либерализма

Содержание либеральной теории и соответствующей социальной практики определено понятием «социальная свобода» (сам термин «либерализм» несёт в себе греко-латинское происхождение, значимое как «свободный»).

Социальная свобода имеет относительную природу, что выражается в обя-зательном пояснении: от чего конкретно социальный субъект не зависит. Кроме того, её значение, в некотором смысле, находится в прямом противоречии с со-циализацией: чем шире и глубже социальный субъект связан с общественной системой, тем реактивнее он в отношении фундаментальных социальных проб-лем и полнее выражает эволюционную сущность социальной истории. Один из значительных парадоксов состоит в том, что наиболее творческая в общесоциа-льном плане активность ограничена жесткими рамками момента исторической необходимости.

Конечно, либерализм никогда не имел в виду освобождение личности от общественных отношений – это ложное, гибельное для неё направление. Любая идеология никогда не станет открыто призывать Человека к максимальному раз-рыву с социальной коллективностью, обеднению личностной социализации и формированию пассивного обывателя.

Концептуальное рождение либеральной мысли связано с развитием капи-талистических отношений в Западной Европе в эпоху Просвещения. Её фило-софская субнаучность, так или иначе поддерживая новую экономическую фор-мацию, выражала соответствующие взгляды в аспекте антимонархизма и анти-аристократизма, политического равенства выборной демократии, атеизма и кри-тики традиционной церкви, а также в декларативных утверждениях о граждан-ском обществе, правовом государстве и свободе личности. Решающий же прог-ресс в научном обосновании либерального знания определен 19-м веком и ста-новлением социологии в процессе системной конкретизации социально-фило-софской абстракции.

Социологическим основателем либеральной идеологии по праву считает-ся Макс Вебер. Его работы явились на стыке веков ответом со стороны капита-листического прогресса марксизму, который в то время был чрезвычайно популярен и идейно покорял одну за другой все европейские страны. В дальнейшем либерализм дополнился новыми принципиальными составляющими, которые существенно модернизировали и его фундамент. В результате либеральная теория приняла своё относительное завершение к середине 20-ого века и получила сегодня почти повсеместную социальную практику, геополитическое выражение которой носит название «глобализации».

Либеральная мысль абсолютно противоположна марксизму. Их коренное отличие заложено не только в идеологических принципах, но уже в философской методологии. Либерализм связан с субъективным идеализмом, чей гносеологический подход в понимании и построении системы личность – общество направлен от личностного изменения в виде основополагающего прогресса социальной мотивации к вторичности общественной трансформации. Так должно двигаться и изучение либеральной идеи, не забывая о необходимости конкретного определения сущности её социального освобождения.

Можно отметить либеральную логику социального формирования известной социологической формулой:

мотив социального субъективный социальная социальная

действия личности идеализм справедливость свобода

и либерализм

 
 


социальная социальное социальная

политика право инициатива

Веберовская концепция типологизирует следующие виды индивидуального мотива социальной активности, на основании которых далее будут сформированы модальные социальные типы личности и соответствующие им общественные формации:

· самое примитивное социальное действие, побуждаемое энергией психо- логических факторов – эмоциями и чувствами. Здесь мотив находится вне социальной составляющей идеального мира человека;

· социальное действие, диктуемое коллективной этической нормой, её религиозным выражением и юридическим правом, выстроенном на фундаменте вековых общинных социально обязующих канонов. Мотив этого действия тоже имеет внеличностную основу, но уже внешней социально-традиционной природы по отношению к индивиду. Он всегда «подобен чисто реактивному подражанию» [1. С. 628];

· социальное действие, обусловленное личностно-нравственными принципами. Так «действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях» [1. С. 628]. Этот личностный мотив может соответствовать общинно-тради- ционной норме, но согласован с ней уже самостоятельно;

· целерациональное действие личности как высший вид социальной активности, которое, «во всяком случае, не аффективно (прежде всего, не эмоцио-нально) и не традиционно» [1. С. 629].

Социальная эволюция, очевидно, движется от самых простых, начальных видов индивидуального действия к его высшему качеству – мотивационной целерациональности с аналогией изменения и в этике модальной личности, и в об-щественном устройстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: