Понятие «личность» следует отличать от близких по содержанию понятий «человек» и «индивид».
Когда мы говорим «человек», подразумеваем конкретный биологический вид – homo sapiens (человек разумный). Слово «индивид» используется для обозначения конкретного представителя этого вида. Индивид - это единица человеческого рода.
Личность - социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.
Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений.
Иначе говоря, процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы:
1) адаптация, т.е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
2) интеграция - активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.
Социализация - процесс формирования личности, ее приобщение к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. В процессе социализации индивид заимствует правила взаимодействия с другими людьми, их взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Он должен согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ними в конфликт.
Жизненный путь человека разделяется на отдельные периоды - детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаимодействий.
Весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа.
• первичная социализация - проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;
• вторичная социализация - развитие личности в последующие годы жизни.
На первом этапе социализации сильно влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных - компании друзей и сверстников.
Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье. Как распределяются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между членами семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются.
Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости.
В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают социальные институты, в том числе система образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества.
Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» - индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места и своих социальных ролей в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов.
Выводы
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:
1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.
2. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам.
3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т. е. способность общества как сложной системы своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
5. Общество отличается особым статусом субъектов, определяющих его развитие.
6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.
7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.