Социальное предприятие: механизм организация, виды, источник финанасирования

К «социальному предприятию», как правило, относят следующее предприятие:

во-первых, не имеющее извлечения прибыли в качестве главной цели своей хозяйственной деятельности. Целью является удовлетворение экономических и социальных нужд и потребностей граждан страны, региона, города, территории. В этом случае предприятие нередко имеет налоговые и иные льготы на национальном, региональном и местном уровнях;

во-вторых, не распределяющее полученную прибыль (в случае, если предприятие ведет хозяйственную деятельность) между собственниками его имущества — государством, регионом, городом, территорией, гражданами и их объединениями. Такая прибыль используется исключительно для реализации социальных и других общественно полезных целей. В некоторых странах, например в Испании и Франции, «социальное предприятие» может распределять полученную им прибыль, но в строго ограниченных размерах;

в-третьих, основанное на демократической системе отправления хозяйственной власти, базирующейся на участии его работников в управлении таким предприятием, прежде всего на основе трудовых прав (прав работников как участников процесса производства материальных благ и услуг);

в-четвертых, обладающее широкой автономией в управлении (в первую очередь когда это касается государственных и муниципальных предприятий);

в-пятых, поставленное под общественный контроль, прежде всего за целевым использованием государственных и иных средств, выделенных предприятию в рамках различного рода экономических и социальных программ и заказов.

Как показывает мировой опыт, организационно-правовые формы «социального предприятия» могут быть самыми различными.

Форма 1: казенное или госбюджетное предприятие, ориентированное (в отличие от другой разновидности государственных предприятий, главной целью хозяйственной деятельности которых является извлечение прибыли) на решение экономических и социальных проблем, с которыми рыночная конкуренция не справляется или в принципе справиться не может.

Форма 2: муниципальное предприятие, финансируемое из муниципального бюджета.

Форма 3: производственный кооператив (в случае, если в его учредительных документах имеется запись о том, что главной целью его хозяйственной деятельности является не прибыль, а удовлетворение экономических и социальных нужд граждан и их объединений).

Форма 4: так называемый социальный кооператив, деятельность которого нацелена исключительно на удовлетворение социальных нужд граждан конкретного региона, города, территории.

Форма 5: потребительский кооператив.

Форма 6: другие виды коллективного предприятия (в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и учредительными документами предприятия). Многие из них состоят членами Европейской конфедерации производственных кооперативов, предприятий «ассоциированного труда», «социальных кооперативов», а также предприятий, основанных на участии работников в управлении ими.

Форма 7: частное некоммерческое предприятие.

Форма 8: «предприятие самопомощи граждан».

В основе процесса «социализации» подобного рода предприятий, принявшего начиная с середины ХХ века характер устойчивой общемировой тенденции, лежат два феномена. Феномен 1. Расщепление «пучка» прав собственности на используемое в производстве имущество: прав владения, пользования и распоряжения им. Это предполагает передачу части данных прав от «титульного» собственника к работникам или их представительным органам, органам местного самоуправления, государственным, иным институтам (в объеме, порядке и на условиях, определенных законодательными и нормативными актами, в том числе внутренними, прежде всего уставом предприятия и коллективным договором). Феномен 2. Все большее осознание в обществе того обстоятельства, что обладание собственностью дает ее владельцам не только определенные права, отнюдь не абсолютные, но и налагает на них обязательства. Суть этих обязательств можно выразить формулой: «Собственность должна служить нации, территории, гражданам», включая, естественно, работников — непосредственных производителей всех товаров и услуг.

Формы и инструменты воздействия государства, общества, территорий, граждан и их объединений на политику социально значимых предприятий могут быть самыми различными:

1. Установление прямых адресных «социальных показателей», достижение которых носит обязательный характер для предприятий государственного сектора.

2. Определение «социальных целей» деятельности частных предприятий на договорной основе. В ряде случаев — в рамках общенациональных среднесрочных планов экономического и социального развития.

3. Предоставление государственных и муниципальных заказов, льготных кредитов.

4. Целевое направление инвестиций. Этим занимаются не только государственные, но и многочисленные негосударственные институты. В частности, Международная ассоциация инвесторов в социальную экономику (предоставляет «социальные займы», а кроме того, направляет «социальные инвестиции» в объеме до 10 млн евро в расчете на один «социальный проект»), а также Институт «За развитие социальной экономики» (дает целевые кредиты либо вкладывает инвестиции социального назначения в размере от 80 до 500 тыс. евро).

5. Использование специального права — так называемой «золотой акции», дающей ее владельцу (государству, муниципалитету, другому органу местного самоуправления) право заблокировать неугодные ему решения по целому ряду вопросов: внесение изменений и дополнений в устав предприятия, принятие решений о его реорганизации, ликвидации, совершении крупных сделок и др.

6. Установление ограничений прав «титульных» собственников имущества предприятия, включая различного рода обременения (сохранение производственного профиля предприятия, а также его персонала на протяжении достаточно продолжительного срока, определение предельного уровня рентабельности и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: