Транспортных системах

1. Транспортная система

На сегодняшний день дается множество определений такого обширного понятия, как «транспорт», но по своей сути в каждом определении имеется в виду следующее: транспортведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и гру­зов. Транспорт является основой географического разделения тру­да и активно воздействует на размещение производства. В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона транспорт опре­деляется как совокупность средств для передвижения грузов, войск и тому подобное.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспор­та существенно возросла. С одной стороны, от транспортного фак­тора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услуга­ми, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспечен­ность территории хорошо развитой транспортной системой явля­ется одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производитель­ных сил и дает интеграционный эффект.

Транспорт является основой географического разделения тру­да и активно воздействует на размещение производства. Значение транспорта определяется и его ролью в территориальном разделе­нии общественного труда: специализация районов, их комплекс­ное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не при­нимая его во внимание, нельзя достичь рационального размеще­ния производительных сил. Транспорт оказывает влияние на кон­центрацию производства.

По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский транспорт, а по назначению подразделяется на:

♦ транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;

♦ транспорт необщего пользования — внутрипроизводствен­ный, ведомственный;

♦ транспорт личного пользования — легковые автомобили,
мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.

По видам транспорт подразделяется на:

водный транспорт — общее название видов транспорта, использующих водные естественные (океаны, моря, реки, озе­ра) и искусственные (каналы, водохранилища) пути сооб­щения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт;

воздушный транспорт — вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью
летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать ес­тественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Грузоподъемность воздушных судов невелика, стоимость перевозок высока;

сухопутный транспорт — общее название видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транс­порт) или под землей (подземный транспорт). Сухопутный транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорож­ный, гужевой.

Транспортная система — комплекс различных видов транс­порта, находящихся в зависимости и взаимодействии при вы­полнении перевозок. Обычно термин «транспортная система» упот­ребляется применительно к государству, региону или крупному городу.

В настоящее время в состав государственной системы включа­ются следующие виды транспорта: железнодорожный, иногда име­нуемый рельсовым; морской; речной; автомобильный; воздушный; трубопроводный, который включает нефтепроводы, газопроводы. Необходимо помнить, что состояние и развитие транспортной си­стемы всегда имело для России исключительное значение, опреде­ляя уровень и динамику развития и страны в целом, и отдельных ее регионов.

Элементами транспортной системы России являются также:

♦ городской транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус), функционирующих обособленно в различных городах;

♦ промышленный транспорт, точнее производственный, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, также сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

В настоящее время стала очевидной необходимость создания в стране единой опорной транспортной сети без «разрывов», ликви­дация административных барьеров на транспорте, устранения дис­пропорций в транспортном развитии отдельных регионов для еди­ного экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения удельных транспортных издержек в экономике.

«Единая транспортная система» — понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта. Транспортная сеть — совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона. Именно это понятие отражает социально-экономическое единство и взаимодействие различных путей сообщения. В технико-эконо­мическом плане «транспортная сеть» представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциаль­ной транспортной обслуживаемости определенной территории или страны в целом и мощность транспорта.

Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.

Автотранспортная деятельность в области грузовых перевозок — это комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок грузов, включая транспортно-экспедиционную работу, техническую эксплуатацию авто­транспортных средств и пр.

Перевозчик — оператор, заключивший в установленном по­рядке договор автомобильной перевозки грузов. Деятельность пе­ревозчиков предусматривает, в частности, за вознаграждение пе­ревозки грузов, принадлежащих другим юридическим или физи­ческим лицам, а также предоставление клиентам связанных с перевозкой дополнительных услуг.

Преимущества автомобильного перед другими видами транс­порта состоят в следующем:

маневренностьвозможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем
любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;

срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка может быть организована по систе­ме «just in time» — точно в срок;

большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.

Автомобильные перевозки грузов подразделяются на:

♦ городские,

♦ пригородные,

♦ междугородные,

♦ международные.

Пассажирские автомобильные перевозки осуществляются перевозчиками на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Законом от 02.07.2005 г. «О внесении изменений в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» грузовые авто­мобильные перевозки лицензированию не подлежат.

К городским перевозкам относятся перевозки грузов, осуществляемые в пределах установленных границ города (или другого населенного пункта.)

Пригородные перевозки осуществляются за пределы черты города на расстояние до 50 км.

К междугородным относятся перевозки грузов, осуществляемые между пунктами на расстоянии свыше 50 км. Если при этом перевозка осуществляется по территории более чем одного субъекта Российской Федерации, то фактически имеет место межрегиональ­ная перевозка.

Международные перевозки грузов осуществляются между пунктами, находящимися на территории России и за ее пределами.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются даль­ние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ со­ставляют дороги с твердым покрытием. При небольших грузовых потоках и слабой интенсивности пассажирского движения строи­тельство дорог экономически неоправданно. В таких случаях связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улуч­шенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки связаны между собой благоустроенными доро­гами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети стра­ны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие ско­ростной проезд автотранспорта между столицами республик и цен­трами крупных экономических районов.

Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи круп­ных и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ETC РФ выполняют общую задачу — осуще­ствляют транспортно-экономические связи.


Традиционный тип услуг автотранспортного предприятия — это собственно перевозки грузов на ближние и дальние (свыше 50 км) расстояния. Перевозка отдельных видов грузов связана с обеспечением особых условий их сохранности, например, химически активные ве­щества, сыпучие грузы, жидкости, необходимость поддержания оп­ределенного температурного режима и так далее; и доставки, напри­мер, крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

На сегодняшний день применяется также комплексное транс­портное обслуживание клиента, которое сопровождается предос­тавлением разнообразных дополнительных услуг по транспорт­ной экспедиции, информационному обеспечению участников перевозочного процесса и осуществлению между ними необходимых взаиморасчетов, проведению погрузо-разгрузочных и складских работ, временному хранению груза и другие. Данные дополнительные услуги выполнятся оператором (непосредственным организатором перевозки), а также могут привлекаться к этой работе специализированные предприятия на договорной основе.

Транспортные предприятия, как правило, стремятся к росту объема реализации своих услуг путем рационализации структуры парка грузовых автомобилей и привлечения новых клиентов. Желательно расширение перечня транспортных услуг, в наибольшей степени отвечающих местным особенностям и запросам кли­ентов, включая систему разнообразных льгот и скидок. В свою очередь мотивы принятия клиентом решения при выборе перевоз­чика связаны с анализом соотношения «цена — качество», комп­лексно характеризующего условия транспортного обслуживания, в том числе требования грузовладельцев к срокам доставки и со­хранности грузов.

Автотранспортное предприятие организует свою деятельность по предоставлению транспортных услуг, обеспечивающих получе­ние прибыли на основе всестороннего изучения запросов клиентов и динамики платежеспособного спроса на перевозки, проводит тем самым маркетинговую политику завоевания рынков сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: