1. Транспортная система
На сегодняшний день дается множество определений такого обширного понятия, как «транспорт», но по своей сути в каждом определении имеется в виду следующее: транспорт — ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона транспорт определяется как совокупность средств для передвижения грузов, войск и тому подобное.
В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возросла. С одной стороны, от транспортного фактора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
|
|
Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. Значение транспорта определяется и его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства.
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский транспорт, а по назначению подразделяется на:
♦ транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
♦ транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный, ведомственный;
♦ транспорт личного пользования — легковые автомобили,
мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.
По видам транспорт подразделяется на:
♦ водный транспорт — общее название видов транспорта, использующих водные естественные (океаны, моря, реки, озера) и искусственные (каналы, водохранилища) пути сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт;
♦ воздушный транспорт — вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью
летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать естественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Грузоподъемность воздушных судов невелика, стоимость перевозок высока;
|
|
♦ сухопутный транспорт — общее название видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транспорт) или под землей (подземный транспорт). Сухопутный транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, гужевой.
Транспортная система — комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляется применительно к государству, региону или крупному городу.
В настоящее время в состав государственной системы включаются следующие виды транспорта: железнодорожный, иногда именуемый рельсовым; морской; речной; автомобильный; воздушный; трубопроводный, который включает нефтепроводы, газопроводы. Необходимо помнить, что состояние и развитие транспортной системы всегда имело для России исключительное значение, определяя уровень и динамику развития и страны в целом, и отдельных ее регионов.
Элементами транспортной системы России являются также:
♦ городской транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус), функционирующих обособленно в различных городах;
♦ промышленный транспорт, точнее производственный, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, также сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.
В настоящее время стала очевидной необходимость создания в стране единой опорной транспортной сети без «разрывов», ликвидация административных барьеров на транспорте, устранения диспропорций в транспортном развитии отдельных регионов для единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения удельных транспортных издержек в экономике.
«Единая транспортная система» — понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта. Транспортная сеть — совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона. Именно это понятие отражает социально-экономическое единство и взаимодействие различных путей сообщения. В технико-экономическом плане «транспортная сеть» представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуживаемости определенной территории или страны в целом и мощность транспорта.
Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.
Автотранспортная деятельность в области грузовых перевозок — это комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок грузов, включая транспортно-экспедиционную работу, техническую эксплуатацию автотранспортных средств и пр.
Перевозчик — оператор, заключивший в установленном порядке договор автомобильной перевозки грузов. Деятельность перевозчиков предусматривает, в частности, за вознаграждение перевозки грузов, принадлежащих другим юридическим или физическим лицам, а также предоставление клиентам связанных с перевозкой дополнительных услуг.
|
|
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в следующем:
♦ маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем
любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;
♦ срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка может быть организована по системе «just in time» — точно в срок;
♦ большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.
Автомобильные перевозки грузов подразделяются на:
♦ городские,
♦ пригородные,
♦ междугородные,
♦ международные.
Пассажирские автомобильные перевозки осуществляются перевозчиками на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Законом от 02.07.2005 г. «О внесении изменений в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» грузовые автомобильные перевозки лицензированию не подлежат.
К городским перевозкам относятся перевозки грузов, осуществляемые в пределах установленных границ города (или другого населенного пункта.)
|
|
Пригородные перевозки осуществляются за пределы черты города на расстояние до 50 км.
К междугородным относятся перевозки грузов, осуществляемые между пунктами на расстоянии свыше 50 км. Если при этом перевозка осуществляется по территории более чем одного субъекта Российской Федерации, то фактически имеет место межрегиональная перевозка.
Международные перевозки грузов осуществляются между пунктами, находящимися на территории России и за ее пределами.
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым покрытием. При небольших грузовых потоках и слабой интенсивности пассажирского движения строительство дорог экономически неоправданно. В таких случаях связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улучшенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки связаны между собой благоустроенными дорогами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети страны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие скоростной проезд автотранспорта между столицами республик и центрами крупных экономических районов.
Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи крупных и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ETC РФ выполняют общую задачу — осуществляют транспортно-экономические связи.
Традиционный тип услуг автотранспортного предприятия — это собственно перевозки грузов на ближние и дальние (свыше 50 км) расстояния. Перевозка отдельных видов грузов связана с обеспечением особых условий их сохранности, например, химически активные вещества, сыпучие грузы, жидкости, необходимость поддержания определенного температурного режима и так далее; и доставки, например, крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
На сегодняшний день применяется также комплексное транспортное обслуживание клиента, которое сопровождается предоставлением разнообразных дополнительных услуг по транспортной экспедиции, информационному обеспечению участников перевозочного процесса и осуществлению между ними необходимых взаиморасчетов, проведению погрузо-разгрузочных и складских работ, временному хранению груза и другие. Данные дополнительные услуги выполнятся оператором (непосредственным организатором перевозки), а также могут привлекаться к этой работе специализированные предприятия на договорной основе.
Транспортные предприятия, как правило, стремятся к росту объема реализации своих услуг путем рационализации структуры парка грузовых автомобилей и привлечения новых клиентов. Желательно расширение перечня транспортных услуг, в наибольшей степени отвечающих местным особенностям и запросам клиентов, включая систему разнообразных льгот и скидок. В свою очередь мотивы принятия клиентом решения при выборе перевозчика связаны с анализом соотношения «цена — качество», комплексно характеризующего условия транспортного обслуживания, в том числе требования грузовладельцев к срокам доставки и сохранности грузов.
Автотранспортное предприятие организует свою деятельность по предоставлению транспортных услуг, обеспечивающих получение прибыли на основе всестороннего изучения запросов клиентов и динамики платежеспособного спроса на перевозки, проводит тем самым маркетинговую политику завоевания рынков сбыта.