1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.
2. Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Легитимность и легальность государственной власти.
4. Демократический политический режим.
5. Верховенство правового закона и равенство всех перед законом.
6. Политический и идеологический плюрализм.
7. Свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.
8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.
9. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Структура гражданского общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Структура гражданского общества.
1. Социальная система отношений. Это совокупность социальных институтов и отношений: 1) связанных с продолжением рода человеческого, воспитанием детей (семья); 2) конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубы по интересам, общественные объединения и т.п.); 3) отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями).
2. Экономическая система отношений. Это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта, т.е. трудовые и производственные отношения (акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и т.п.).
3. Духовно-культурная система отношений. Это совокупность отношений между людьми, их объединениями, в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных) через которые реализуются эти отношения.
4. Информационная система отношений. Складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации (организации, учреждения, предприятия, граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации).