Основные идеи цивилизационного (человеко-центричного) видения права

1. Возникновение и развитие права - эволюционный, естественно-исторический процесс, т.е. переход от обезличенности, растворения человека в массе, коллективе к индивидуальности, личной свободе, самостоятельности, осознанию своего «Я», своих возможностей, к равноправному взаимодействию с себе подобными.

Цивилизационное понимание права исходит из того, что человек начинает выделяться из общины и нуждается в чётком определении свободы, своих прав. Наиболее зрелые, подготовленные становились личностями (правовыми). Для закрепления своих прав они создают государство. Право возникает у одних людей в ущерб другим. Появление права - эволюционный процесс, это прогресс - шаг вперёд.

Существует преемственность права различных стадий цивилизации. Право вечно - пока существует человеческое общество.

Право - свойство личности - человек по своей сути правовая личность, а поэтому право возникло до государства, возникло как особое качество и свойство человека. Человек открывает потребность к самостоятельности, отхода от коллективизма, выражение этой потребности - право.

Право имеет свою историю, корни. С появлением права начинается цивилизация, новый этап развития человечества. Новый этап не отрицает предыдущего, а его новое качественное развитие - присутствие преемственности.

Право и мораль взаимосвязаны, взаимодополняемы, но не тождественны. Что развело? Право и мораль - мера возможного поведения, величайшие ценности, достижения цивилизации и культуры, они вечны. Механизм реализации морали - долг, совесть, внутренняя саморегуляция. Право открывает простор усмотрения. Человек никому ничего не должен, он только может. Первые свободные лица - граждане.

2. Государство является явлением цивилизации и культуры, оно подчинено праву. Государство обеспечивает право, отсюда ни человек для государства, а государство для человека. Государство должно обеспечивать развитие личности. Правом определены границы, пределы действия государства, государство деградирует, если право перестаёт функционировать. Право незаменимо, его отсутствие или замена чем-то другим - разложение государства. Не принижает ли это государство? Не уменьшает ли его роль? Ценность государства высока, человечество обязано ему своим выживание, появлением и развитием.

3. Возникновение и существование права определено множеством факторов. Право обладает собственной ценностью. Есть такие права, которые не зависят от экономического состояния, например, право на жизнь, свободу, достоинство и т.п. От экономики зависят только экономические права. На право влияют также религиозные, географические, политические и др. факторы.

4. В праве выражена не воля государства, а воля определённой общности людей.Воля людей, проживающих на планете земля (международное право), в государстве (внутригосударственное право). Государство появляется в результате компромисса, договорённости людей.

5. Главное в праве - права и свободы человека и гражданина. Права и свободы не даруются государством. Основные права и свободы человека присущи ему от рождения. Идея - человек рождается правовой личностью.

6. В соотношении права и государства ведущая роль принадлежит праву. Право не может обеспечиваться без государства. Государство не может действовать без правового поля, оно действует в рамках права, оно подчинено праву. Право сдерживает государство, останавливает от бесправных действий.

7. Право и закон не совпадают - они различаются. Право это содержание, а закон форма. Идеальное состояние заключается в совпадении права и закона, но в действительности это трудно сделать. Право и закон не совпадают: тогда, когда закон ущемляет права и свободы, является несправедливым, негуманным и т.п. Конституционное правосудие разрешает эту проблему. В праве главное права и свободы, не всякий закон может быть правовым. Закон один из источников права, право может быть выражено и в других источниках: в других нормативных актах, так как закон не охватывает все отношения; право выражается не только в национальных источниках, но и в международных. Права и свободы человека имеют непосредственное действие, т.е. отсутствие закона не является основанием для отказа в осуществлении прав.

8. Право это права и свободы. Право возникает исходя из понимания человека как правовой личности. Основные права и свободы человека неотчуждаемы. Государство не может наделять или лишать прав. Право в юридическом смысле предполагает эгоизм. Отказаться от реализации права тоже нельзя заставить.

9. Если государство желает, чтобы человек исполнял обязанности и реализовывал права нужно обеспечить позитивное воздействие (содействие, стимулирование, формирование правосознания, правовая помощь) в сочетании негативным воздействием (принуждение), но приоритет должен оставаться за позитивным воздействием.

10. Обеспеченность права многоаспектная проблема. Суть права не столько в ограничении и запрете, сколько в возможности активного и плодотворного правового поведения. Права и свободы реализуются по инициативе человека. Принуждение имеет место только при невыполнении (необеспеченности) права.

Общий вывод: любая теория имеет практический смысл, имеет конкретные цели. Классовая теория вела к отчуждению человека от права, а отсюда низкий уровень правовой культуры, правопорядка, человек оказывался за пределами пространства права. Цивилизационный наоборот.

Любая из этих теорий заработает, но для этого нужно подготовить базу - народ - правосознание, правовоспитание, законодательную базу.

Классовый подход до недавнего времени доминировал в нашей стране долгое время. Цивилизационный начал осуществляться недавно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: