Экономический анализ следует классифицировать по следующим признакам:
1. Объект управления: народнохозяйственный, отраслевой, региональный, анализ в масштабе союзов, концернов, ассоциаций и т.п., в масштабе предприятия и внутризаводской (внутрихозяйственный) анализ.
2. Аспект исследования:
- общеэкономический или финансово-экономический анализ. Он базируется на исследовании показателей в стоимостном выражении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского, налогового, оперативного и статистического учета;
- технико-экономический анализ. Такой анализ является логическим продолжением общеэкономического анализа и позволяет определить влияние факторов техники, технологии, организации, управления и т.п. Здесь используются не только стоимостные показатели, но и технико-производственные показатели в натуральных, условно-натуральных и трудовых измерителях;
- функционально-стоимостной анализ. Это инженерный анализ, например, изучение снижения себестоимости на предпроектном этапе исследования;
- функциональная диагностика - новое направление экономического анализа.
3. Субъект анализа: внешний и внутренний анализ.
4. Время проведения: ежедневный, подекадный, ежемесячный, поквартальный, годовой.
5. Характер решений, принимаемых на основе экономического анализа:
- итоговый (последующий, периодический, ретроспективный). Осуществляется по окончании отчетного периода. Его преимущество – достоверность, так как он базируется на данных отчетности и учета, кроме того, результаты такого анализа могут быть использованы в будущем (при планировании);
- оперативный или текущий. Может быть либо финансовым, либо производственным, проводится по ходу осуществления хозяйственных процессов. При его проведении используются данные оперативного учета;
- перспективный или прогнозный. Методика составления плана развития предприятия.
6. По содержанию:
- полный или комплексный;
- тематический (выборочный, частичный).
7. По широте охвата: внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Требования к экономическому анализу
Экономический анализ должен быть объективным, конкретным, комплексным, системным, регулярным, экономичным, действенным.
Литература
(1); (3); (4); (5); (6); (9); (10); (11); (13)
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте пользователей аналитической информации, их интересы и цели анализа.
2. Назовите основные элементы традиционной методики анализа.
3. Назовите информационные источники анализа финансово-коммерческой деятельности предприятия.