double arrow

Краткий теоретический материал

При разработке графика движения поездов исходят из определенных значений веса и длины составов. Вес поезда определяет скорость его движения на одном и том же участке и при одной и той же мощности локомотива: чем больше вес, тем ниже скорость. Поэтому определение наиболее рациональных (оптимальных) норм веса и скорости представляет собой сложную эксплуатационную задачу, при решении которой учитывается большое число факторов: мощность локомотива, длина приемоотправочных путей, характер вагонопотоков, продольный профиль пути, погонная нагрузка вагонов и др. Максимальное число вагонов, которое может быть включено в состав поезда, зависит в основном от установленных норм веса поезда и длины состава, а также погонной нагрузки вагонов.

Максимальный вес поезда определяется силой тяги локомотива, расчетным подъемом и удельным сопротивлением локомотива и вагонов при движении на расчетном подъеме. Современные локомотивы при электрической и тепловозной тяге на основных железнодорожных линиях, имеющих расчетный подъем 6...9%о (тысячных), позволяют установить значительные нормы веса. А если учесть возможность работы локомотивов по системе многих единиц, то можно считать, что сила их тяги практически не ограничивает вес поезда.

Величину составов поездов ограничивает в основном недостаточная длина приемоотправочных путей на станциях — 850 м. На основных наиболее грузонапряженных направлениях они удлине­ны до 1050 м. В отдельных случаях пути удлиняются до 1250 м.

Однако на некоторых имеющих важное значение линиях еще сохранились раздельные пункты с полезной длиной приемоотправочных путей 720 м. Это объясняется тем, что все резервы для удлинения здесь исчерпаны (профиль и длина станционных площадок) и дальнейшее увеличение протяженности путей требует крупной реконструкции. Учитывая, что длина условного вагона равна 14 м и на установку локомотива требуется 50 м, протяженность путей длиной 1050 м позволяет устанавливать 71 условный вагон; 850 м — 57 условных вагонов; 720 м — 48 условных вагонов.

Вес поезда зависит не только от числа вагонов в составе, но и от их грузоподъемности и от того, как грузоподъемность фактически используется. При одном и том же числе вагонов, ограниченном длиной пути, вес поезда определяется нагрузкой на 1 м пути. Это число тонн брутто, которое приходится на 1 м длины пути, занимаемого вагоном.

Например, погонная нагрузка крытого порожнего вагона 15 т/м, груженого, когда грузоподъемность использована на 80 % — 49 т/м, полностью загруженного 4-осно-го полувагона — 61 т/м, а 8-осного — 82 т/м. Если полезная длина пути 850 м, нагрузка на 1 м пути 15 т/м, то вес поезда может быть 1 200 т; при нагрузке 49 т/м вес поезда 4 000 т. Удлинение пути до 1050 м при нагрузке 82 т/м позволит увеличить вес поезда до 8 200 т.

Поскольку в настоящее время главным фактором в определении максимальной величины веса и состава поезда является длина станционных приемоотправочных путей, выраженная числом условных вагонов, то норма веса поезда устанавливается в зависимости от нормы состава (т), т.е. от числа условных вагонов, включаемых в состав поезда. В большинстве случаев эта норма рассматривается как технический параметр, т.е. параметр, зависящий лишь от технических возможностей: мощности локомотива и длины приемоотправочных путей.

Конструкция и техническое состояние грузовых вагонов, прицепляемых к пассажирским и почтово-багажным поездам, должны обеспечивать безопасное следование поезда с установленной для него скоростью.

Грузовые поезда формируют без подборки вагонов по количеству осей и весу (массе). В сборных поездах для облегчения и ускорения маневровой работы на промежуточных станциях вагоны подбирают группами по станциям назначения.

При размещении вагонов в грузовых поездах должно соблюдаться требование обязательного прикрытия имеющихся в составе поезда вагонов, занятых людьми, вагонов с грузами отдельных категорий, требующих особой осторожности, т.е. отделения их от локомотива и остальных вагонов поезда вагонами, служащими прикрытием.

Перечень вагонов, которые запрещается ставить в поезда, указан в пп. 15.26, 15.28, 15.30 и 15.33 Правил технической эксплуатации железных дорог.

Порядок размещения вагонов, требующих прикрытия, а также размещения и. следования в поездах вагонов с негабаритными грузами, специального подвижного состава и другие требования при формировании поездов указаны в пп. 15.25—15.36 ПТЭ.

Контрольные вопросы

1. Чем определяется максимальный вес поезда?

2. Главный фактор в определении максимальной величины веса и состава поезда?

3. От чего зависит величина составов поезда?

4. Требования к размещению грузовых вагонов в поездах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: