Общие организационно- методические указания

Калининградский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Методические рекомендации

по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения

по направлению 030900 - Юриспруденция «бакалавриат».

Калининград

2014 г.

Автор: к.ю.н., доцент Мешкова В. С.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин

«____»_______________2014 г. Протокол №___________

Рецензент: к.ю.н., доцент Перцев Д.В.


Содержание

1. Общие организационно-методические указания.

2. Цели и задачи дисциплины.

3.Требования к уровню освоения дисциплины.

4.Объем дисциплины и виды учебной деятельности.

5. Содержание учебной дисциплины.

6. Содержание семинарских и практических занятий.

7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

8. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ студентами заочной формы обучения.

9. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

10. Перечень основной и дополнительной литературы.

11. Глоссарий


Общие организационно- методические указания.

Уголовное право - одна из основных дисциплин, изучаемая будущими юристами. Изучение и знание основ уголовного права, его Общей и Особенной частей в их взаимосвязи - залог успешной профессиональной деятельности юриста. Умение четко ориентироваться в уголовно-правовой теории, действующем законодательстве, его изменениях и практике его применения, облегчает реализацию принципа законности в правоприменительной деятельности.

Преподавание курса уголовного права преследует цель вооружить студентов фундаментальными теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, которые обеспечат правильное и эффективное применение уголовного законодательства.

Изучение курса уголовного права основывается на общих принципах и методике преподавания уголовно-правовых дисциплин. Включает в себя получение знаний об основных теоретических положениях уголовного права, изучаемых в Общей части уголовного права (состав преступления, соучастие в преступлении и т.д.); вопросы квалификации преступлений, отграничение совершенного преступления от смежных составов; спорные вопросы квалификации отдельных видов преступлений в Особенной части, т.е. все теоретически и практически значимые вопросы Общей и Особенной части действующего законодательства.

Изучение дисциплины «Уголовное право» осуществляется в форме учебных занятий и в форме самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (как индивидуальная, так и групповая); коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, рефераты, научные сообщения и их обсуждение и т.д.

Лекции является основным и наиболее сложным видом занятий. Ее предназначение - дать студентам знания о наиболее актуальных проблемах дисциплины, сообщить необходимые сведения о научном подходе к изучаемым вопросам, пробудить у студентов творческий интерес к дальнейшему самостоятельному изучению уголовного права, его практики, анализу уголовного законодательства. Для интенсификации обучения, повышения наглядности и интереса обучаемых к предмету следует широко использовать компьютерную информацию, лекционные демонстрации и технические средства обучения, дидактические и другие наглядные материалы.

Лекция – один из важнейших видов учебных занятий в высшем учебном заведении, когда основные знания передаются слушателям от преподавателей в устной форме. Лекция дает систематическое представление об изучаемом курсе, в ней иллюстрируется все то ценное и новое, что есть в данной науке на сегодня, и то, что не нашло отражения в пособиях и учебниках.

Подготовка к лекции может включать:

- просмотр перед каждой лекцией содержания пройденной темы по конспекту;

- ознакомление с примерным содержанием соответствующей темы данного методического издания;

- выявление вопросов, на которые необходимо обратить внимание при слушании лекции;

- подготовку основных и вспомогательных материалов для работы на лекции (тетрадь, ручка, цветные карандаши, маркеры и др.).

Конспектирование содержания лекции существенно облегчает понимание и запоминание материала. Осуществлять запись лекции не так просто. Важно научиться выбирать и записывать главные научные положения и факты, выводы и обобщения. Наиболее целесообразным является тезисный характер конспекта, в котором отражаются только основные положения и ряд подкрепляющих их аргументов. Для ускорения записи необходимо широко применять сокращения слов, условные знаки, символы. Полезно придумать индивидуальную систему сокращений, записать и запомнить принятые обозначения, символы и пополнять их по мере появления новых терминов и понятий.

Рекомендации по оформлению конспекта лекции:

- конспект каждой новой лекции начинайте с новой страницы, запишите дату занятия, название темы, цель и план лекции;

- оставляйте на страницах тетради широкие поля, на которых во время самостоятельной работы можно записывать свои замечания, дополнения, цитаты, короткие выписки из учебников и другой литературы;

- осуществляйте записи содержательно, разборчиво, грамотно, выделяйте разделы их составные части, темы;

- пользуйтесь цветными красителями, фломастерами, маркерами для выделения названий тем лекций, вопросов плана, заголовков, основных положений.

Проведение семинарских и практических занятий преследует цель закрепления и углубления теоретических знаний, получаемых студентами на лекциях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы по изучению материала.

Для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям тематическим планом отводятся часы на самостоятельную подготовку. В это время студенты должны самостоятельно выполнить указанные в плане задания, что позволит им закрепить полученные теоретические знания и лучше подготовиться к аудиторным занятиям.

Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам программы. Они имеют целью углубить и закрепить теоретические знания обучаемых, полученные ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, а также привить им навыки письменного и устного изложения материала, умение ориентироваться в законодательном материале.

Тема семинара является общей для всей группы. Каждый студент готовится по всем рассматриваемым на семинаре вопросам. Выступления и доклады обсуждаются. Занятие должно проводиться путем организации творческих дискуссий, взаимного обмена мнениями обучаемых по актуальным правовым вопросам. Преподаватель на семинаре должен добиваться высокой активности обучаемых, создавать творческую обстановку для глубокого и творческого усвоения темы занятия. Преподаватель управляет семинаром, вовлекая в обсуждение вопросов всех студентов, при необходимости дополняет и поправляет ответы студентов.

Выступление студента на семинарском занятии должно удовлетворять ряду требований:

1) в выступлении должны быть даны четкие определения по теме;

2) ответ не должен замыкаться на простом пересказе материала- должна быть постановка проблемы;

3) ответ должен содержать ссылки на соответствующие нормативные правовые акты;

4) в выступлении должна быть самостоятельная оценка и выводы по вопросу;

Практические занятия проводятся методом решения задач и обсуждения опубликованных материалов судебной практики.

На практических занятиях основное внимание должно быть уделено выработке навыков умелого применения теории к анализу различных ситуаций, возникающих в практической деятельности. Для этого целесообразно использовать материалы уголовных дел, приговоры по которым вступили в законную силу.

На практических занятиях студенты показывают свои знания по рассматриваемой теме, отрабатывают умения и навыки. Практическое занятие предполагает решение задач (из сборников задач, имеющихся в библиотеке университета). В фабуле описывается конкретное правонарушение, взятое из судебной практики. Студент, на основе полученных знаний во время лекций, семинаров и самостоятельной работы, должен уметь отграничить преступное деяние от других правонарушений, установить признаки состава преступления и т.д. (по Общей части), и правильно квалифицировать деяние (по Особенной части), аргументируя свое решение.

Самостоятельная работа занимает особое место в изучении дисциплины. Ее обязательными формами являются: прочтение учебников, изучение и повторение текстов лекций, комментариев к уголовному законодательству, а также знакомство с дополнительной монографической и научной литературой. Кроме того, в процессе самостоятельной работы студент должен научиться правилам решения задач, уметь аргументировать свои ответы, отвечать на вопросы, приобретать навыки по изложению своих мыслей в письменных работах, научных сообщениях, рефератах, докладах и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: