Упражнения. 1. Определите, какие из следующих мыслей являются суждениями

1. Определите, какие из следующих мыслей являются суждениями:

А) “Защита Лужина” В. Набокова. Б) Ученье - путь к уменью.

В) Чудес не бывает. Г) Хочешь много знать, надо мало спать.

Д) Основоположником логики является Аристотель.

2. Найдите субъект и предикат в следующих суждениях и запишите в символической форме:

А) Чижа захлопнула злодейка-западня.

Б) Только великие страсти могут поднять душу до великих дел (Д. Дидро).

В) Скупой спускается пушкинский рыцарь подвалом своим любоваться и рыться (В. Маяковский).

Г) Липутин или слаб, или нетерпелив, или вреден, или... завидует (Ф. Достоевский).

Д) Не все то золото, что блестит.

3. Определите, какими по качеству и количеству являются следующие суждения:

А) Все юристы - грамотные люди.

Б) Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым.

В) Национализм чрезвычайно опасен.

Г) Древние греки внесли большой вклад в развитие логики.

Д) В бумагу огонь не завернешь (китайская пословица).

4. Установите вид каждого из следующих суждений по характеру предиката (какое оно: или атрибутивное, или релятивное, или экзистенциальное):

А) Социальная революция является скачком в развитии общества.

Б) Ялуторовск восточнее Тюмени.

В) В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).

Г) Достоевский - современник Тургенева.

Д) Основным принципом внешней политики России является борьба за сохранение и укрепление мира.

5. Определите (авторскую и читательскую) распределённость терминов в следующих суждениях:

А) Бытие определяет сознание.

Б) Нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть упорным трудом.

В) Всякая жидкость, будучи нагрета до определённой температуры, превращается в газ.

Г) Ни один ученый не мыслит формулами (А. Эйнштейн).

Д) Всякий ученый, как правило, скромен.

6. Подберите суждения к каждой из следующих схем:

       
 
   
 


А) Б)

S P

S P

       
   
 


В) Г)

S P S = P

7. Составьте суждения, используя следующие понятия:

а) крестьянский бунт (субъект распределен) и восстание, закончившееся победой (предикат распределен);

б) русский феодал (субъект не распределён) и сторонники преобразований Петра 1 (предикат распределен);

в) комета (субъект распределен) и тело Солнечной системы (предикат не распределен);

г) выдающийся музыкант (субъект не распределен) и абсолютный слух (предикат не распределен);

д) человек (субъект не распределен) и флегматик (предикат распределен).

8. Используя логический квадрат, для данных суждений назовите противоположные, противоречащие, подчиненные и субпротивоположные (установите их истинность):

А) Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.

Б) Ни один нацистский преступник не уйдет от возмездия.

В) По некоторым делам предусматривается законом обязательное

проведение экспертиз.

Г) Некоторые предложения не являются суждениями.

Д) Ни один подложный документ не является доказательством.

9. Из приведенных суждений подберите противоположные, противоречащие, подчиняющиеся и субпротивоположные:

А) Некоторые государства являются федеративными.

Б) Все государства являются демократическими.

В) Некоторые государства не являются федеративными.

Г) Ни одно государство не является демократическим.

Д) Ни одно государство не является федеративным.

10. Проведите анализ (установите тип суждения - А, Е, I, О; определите вид по характеру предиката - атрибутивное, релятивное, экзистенциальное; проверьте распределенность терминов) суждений:

А) Незаконная сделка является недействительной.

Б) Некоторые люди страдают за правду.

В) Все террористы являются преступниками.

Г) Хулиганство - это умышленное действие.

Д) Ничто не проходит бесследно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: