Управление производственным процессом

Управление производством имеет индивидуальные особенности в зависимости от вида деятельности предприятия, производимой продукции, размера, специфики его организации и др. Но в целом производственный менеджмент должен базироваться на следующих принципах:

1. соблюдение технологической цепочки по ГОСТу;

2. соблюдение ритмичности производства;

3. наличие специалистов, знакомых с технологией производства;

4. соответствие оборудования требованиям производства и надлежащему качеству производимых товаров и услуг;

5. организация производства согласно требованиям технологии, правилам техники безопасности, электро и пожарной безопасности производства;

6. наличие контроля (общего и операционного) за технологическим процессом и выпускаемой продукцией.

Организация планирования

Планирование деятельности предприятия входит в сис­тему организации управления им и определяется его це­лью. Планирование — это непрерывный циклический про­цесс. Осуществляется стратегическое (долгосрочное), среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование широко применяется в ми­ровой практике и у нас в стране. Оно охватывает трех­летний или пятилетний периоды. Долгосрочное планиро­вание носит описательный характер и определяет общую стратегию компаний, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долго­срочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. В рамках долгосрочного планирования раз­рабатывается новая стратегия «продукт — рынок» с це­лью устранения разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует компания.

На этой же стадии изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции, и уточняется полити­ка в функциональных сферах. Результатом этого этапа является формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной полити­ки в основных областях. Как правило, долгосрочные планы являются документами, представляющими коммерческую тайну.

Исходя из принятого долгосрочного плана, составляется среднесрочный план (от года до трех лет), который содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются на основе изменений номенклатуры и характера конкурентной борьбы для каждой группы продукции.

Процесс принятия среднесрочного плана содержит три этапа. Первый этап предусматривает составление каждым хозяйственным подразделением прогноза развития на ос­нове собственной базы данных. На втором этапе эти про­гнозы сопоставляются, и таким образом выявляются основ­ные расхождения. На завершающем этапе руководство пред­приятия разрабатывает общий сценарий развития и пере­дает его на более высокий иерархический уровень, напри­мер, руководству регионального отделения фирмы, кото­рое, в свою очередь разрабатывает сценарий среднесрочного развития предприятия в целом.

Описанный метод среднесрочного планирования явля­ется достаточно надежным, поскольку учитывает возмож­ности всех подразделений на основе их собственной оцен­ки. Этот метод обеспечивает высокую степень взаимодействия всех хозяйственных подразделений.

Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д. Его называют тактическим, т. к. оно отражает тактику предприятия.

Краткосрочное планирование тесно связывает различных партнеров и поставщиков, поэтому краткосрочные планы должны с ними согласовываться. Краткосрочное планирование в практике чаще называют текущим планированием.

Приведенные выше виды планирования дают наилуч­ший эффект, если их использовать параллельно. Во многих компаниях промышленно развитых стран широко распространена практика составления планов, как в количественных, так и качественных показателях.

Текущее планирование в коммерческих структурах по реализации товара включает:

· планирование сбыта;

· планирование материально-технического обеспечения;

· планирование закупок.

Планирование сбыта охватывает всю систему сбытовой деятельности и охватывает следующие этапы:

1. изучение и формирование среды сбыта,

2. определение сбытовой стратегии и планирование сбытовой политики,

3. формирование текущих планов сбыта, поставок и реализации.

Планирование МТО охватывает всю систему деятельности по обеспечению ресурсами предприятия и предусматривает следующие основные этапы работ:

1. изучение и формирование среды обеспечения,

2. формирование текущих планов МТО, закупок ресурсов.

Планирование закупок включает следующие этапы:

1. расчет потребности в ресурсах,

2. определение состава и объемов ресурсов,

3. поиск и анализ поставщиков,

4. оценка и выбор поставщиков,

5. формирование заказов, заключение сделок.

Процесс планирования кроме этих основных этапов может включать дополнительные, текущие моменты, возникающие в ходе коммерческой деятельности. Результаты планирования могут изменить форс-мажорные обстоятельства, которые приведут к расхождению фактических и запланированных результатов.

Разновидностью планов являются бюджеты и сметы. Выделяют следующие методы составления планов:

· планы, составляемые по принципу сверху вниз;

· планы, составляемые снизу вверх;

· встречное планирование.

Планирование, как всякий управленческий процесс может быть эффективным, если основывается на достоверной информации.

Планирование – это неотъемлемая часть управления предприятием, залог его успешного развития. Планирование позволяет более эффективно использовать ресурсы, значительно снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается сущность и необходимость планирования на предприятиях.

2. Назовите виды планирования и раскройте их содержание.

3.3 Управление маркетингом

Маркетинг представляет собой систему организации де­ятельности предприятия по разработке, производству и сбы­ту товаров на основе изучения запросов потребителей с це­лью получения высокой прибыли.

Термин «маркетинг» происходит от английского «mar­ket» — рынок — и означает деятельность в сфере рынка, сбыта, которая предлагает тщательное и всестороннее изу­чение рынка, активное на него воздействие, формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Ф. Котлер предлагает развернутое опреде­ление: «Управление маркетингом — это анализ, планиро­вание, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупате­лями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.»

В основу концепции маркетинга положены идеи удов­летворения нужд и потребностей потенциальных потре­бителей.

Главным принципом организации маркетинговой дея­тельности предприятия является ориентация на потреби­теля, т.е. выявление того, что желает потребитель и обес­печение егоэтой продукцией. Под влиянием потребностей меняется номенклатура товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Неудовлетворенное желание потребителя рав­нозначно нереализованной возможности получить прибыль.

Важным принципом маркетинга является заполнение рынка това­рами наивысшего качества, обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уров­ня и качества продукции, предоставления покупателю боль­шего объема и лучшего качества сопутствующих услуг.

Главное в маркетинге — целевая ориентация и комп­лексность, что заставляет подчинить производственную, техническую, коммерческую и экономическую, финансо­вую и другие виды деятельности предприятия целям мар­кетинга.

Служба маркетинга определяет виды продукции, пользующейся спросом, и в случае необходимости направляет свою деятельность на разработку и подготовку выпуска новой продукции. Именно момент появления новой продукции на рынке определяет экономический успех, дает возможность предприятию получать максимальную при­быль. Таким образом, маркетинг представляет комплекс­но-системный подход к решению проблем рынка, охваты­вающий все стадии движения товара в рыночных услови­ях, начиная с изучения потребностей и прогнозирования спроса, с разработки ассортиментной политики и программ производства продукции, доведения их до конечного потребителя с организацией послепродажного обслуживания, вплоть до утилизации вы­шедших из употребления изделий.

Комплекс маркетинга представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для удовле­творения потребностей определенного рынка с учетом внешней среды.

Комплекс маркетинга содержит четыре составляющих:

1. товар — разработка и изго­товление такого продукта, который необходим потребителю с соответствующей упаковкой и обслуживанием;

2. цена — установление цен, приемлемых для потребителей и обеспечивающих достаточную прибыль про­изводителю;

3. продвижение — продвижение товара, вклю­чая рекламу, которая не только информирует потребите­лей о появлении нового товара, но и формирует потреб­ность в нем;

4. место — доставка товара к определенному месту продажи, используя различные каналы.

Функциональные задачи маркетинга на предприятии

Наиболее трудоемким и длительным этапом процесса маркетинга являются маркетинговые исследования. Они являются основой для принятия эффективных решений.

Исследование рынка проводится по ряду направлений:

1. Изучение самого рынка: определение емкости рын­ка и возможной доли продаж, структурный анализ рынка, острота конкуренции, уровень монополиза­ции, определение торгово-политических и экономи­ко-географических особенностей, конъюнктуры рын­ка.

2. Изучение товара: новизна и конкурентоспособность товаров и услуг, способность удовлетворить потреб­ности потенциальных покупателей, выявление не­ удовлетворенных потребностей и необходимости модернизации товара, изучение развития товара под влиянием научно-технического прогресса.

3. Изучение конкурентов: основные конкуренты, владе­ющие рынком, особенности товаров, предпочтитель­ные для покупателей, ценовая политика, формы и методы сбытовой деятельности.

4. Изучение покупателей: определение характера требо­ваний и потребностей потенциальных и реальных потребителей, выделение групп возможных потреби­телей с одинаковыми требованиями, анализ побуди­тельных мотивов при выборе товаров и факторов, влияние научно-технического прогресса на развитие потребностей.

5. Изучение сбытовой деятельности: анализ причин роста или снижения сбытовых мероприятий, ком­мерческий анализ мероприятий по формированию спроса.

Проведение рыночных исследований требует сбора и анализа большого объема информации. При изучении рын­ка можно выделить три главных источника информации:

1) внутренние сведения, данные деятельности пред­приятия и его конкурентов;

2) результаты специальных исследований и наблюде­ний;

3) общие социально-экономические показатели разви­тия страны, региона, конкретной местности и т.д.

Основными источниками рыночной информации счи­таются: статистическая отчетность; результаты специальных наблюдений, осуществ­ляемых соответствующими учреждениями, институтами, самой фирмой; оперативные бухгалтерские и другие фи­нансово-хозяйственные сведения фирм, предприятий, уч­реждений, организаций, сведения о научно-техническом прогрессе.

Существует ряд зарекомендовавших себя на практике методов сбора специальной информации о рынке. Главный из них — выборочный метод, при котором наблюдение ведется не за всей совокупностью объектов, а только за частью целого. Главное достоинство выборочного метода — в его просто­те, быстроте и относительной дешевизне получения инфор­мации.

Одним из широко применяемых и надежных методов сбора информации о спросе является опрос покупателей и экспертов. Опросы позволяют получить информацию о фак­тах и причинах, их обусловивших, такую информацию трудно или даже невозможно получить иным путем. С по­мощью опросов рекомендуется собирать данные, ха­рактеризующие структуру потенциального спроса, отно­шение покупателей к новым товарам, оценку потребитель­ских свойств и ассортимента предлагаемых товаров и ус­луг, причины отказа от покупок, обеспеченность семей и юридических лиц различными изделиями и услугами и причины их замены, отношение к моде, воздействие рекламы, места покупок, намерения относительно покупок в предстоящем периоде. Опросы проводят чаще двумя способами анкетами и интервью.

Исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в за­висимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыноч­ной сегментации.

Сегментация рынка — это разделение рынка на сег­менты, различающиеся по своим параметрам или по своей реакции на те или иные виды деятельности — на рекламу, методы сбыта, и т.д.

Объектами сегментации могут быть потребители, това­ры, каналы распределения и др. Под сегментацией рынка также понимают выделение однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково ре­агирующих на маркетинговые предложения.

Сегментация рынка может проводиться с использова­нием различных критериев. Основные критерии: геогра­фические, демографические, социально-экономические, психологические.

К географическим признакам относятся: масштаб ре­гиона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), уда­ленность от предприятия-производителя. Применение это­го критерия необходимо, так как существуют климати­ческие различия между регионами, культурные, нацио­нальные, исторические традиции.

Демографические признаки — это возраст, пол, размер и жизненный цикл семьи, количество детей. Проводя сег­ментацию по демографическому критерию, выделяют спе­цифические запросы к качеству, ассортименту и цене.

Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей по признаку общности социальной и профессиональной принадлежности, уровню образования и доходов.

Сегментация служит базой для разработки маркетин­говой программы (выбор вида товара, ценовой и реклам­ной политики, каналов сбыта), ориентированной на кон­кретных потребителей.

Предприятие, ориентированное на определенный сегмент рынка, специализируется на производстве продукции, бо­лее полно удовлетворяющей потребности покупателя именно этого сегмента.

Товар, попав на рынок, живет своей особой товарной жизнью, называемой жизненным циклом товара. Жиз­ненный путь товара проходит различные этапы, и задача маркетинга состоит в том, чтобы удлинить продолжитель­ность жизненного цикла товара на рынке.

Жизненный цикл товара включает следующие стадии:

1) исследование и разработка;

2) внедрение;

3) рост;

4) зрелость;

5) спад.

В зависимости от этапа изменяются, объем прибыли и продаж.

На стадии исследования и разработки идея воплощает­ся в товар. Для предприятия данный этап — это только затраты. Задача маркетинга заключается в том, чтобы разъяснить потенциальным потребителям, какую пользу может принести новая идея, воплощенная в товаре.

Второй этап — внедрение. Товар начинает поступать в продажу. Для предприятия данный этап означает наибо­лее высокие затраты. Новая технология требует доработ­ки. Покупатель пока не решил, покупать или не покупать данный товар. Потребитель должен получить максимальную информацию о преимуществах и полезных свойствах товара.

Этап третий — рост. Новый товар удовлетворяет потребности, и объем продаж начинает расти очень быс­тро. Реклама распространила сведения о том, что на рынке появился новый хороший товар. Спрос на рынке растет. Пред­приятие начинает получать значительную прибыль; фир­ме выгодно продлить этот этап. Это возможно путем по­вышения качества товара, освоения новых рынков, уси­ления активности рекламы.

Этап четвертый — зрелость. Товар выпускается круп­ными партиями по отработанной технологии с повышен­ным качеством. Идет более медленное, чем на этапе роста, но неуклонное возрастание продаж до максимального зна­чения. Для удержания конкурентных позиций требуется улучшение качества товара, что в большинстве случаев отвлекает средства. Необходим поиск дополнительных рынков для нового товара.

Пятый этап — спад. Объем продаж начинает умень­шаться. Этому способствует усиленная деятельность кон­курентов, изменение предпочтений потребителей. Прибыль резко сокращается, товары продаются с убытком. Конкуренты начинают покидать рынок данного товара, оставшиеся производители умень­шают объем производства. В этой ситуации возможны следующие вари­анты действий:

1) продлить жизненный цикл товара путем более ин­тенсивной рекламы, изменения его упаковки, манев­ренности цен, реорганизации системы сбыта;

2) допродать товар, получить всю оставшуюся прибыль, резко сократить затраты на производство и сбыт;

3) прекратить выпуск товара, снять его с продажи.

Благополучие предприятия обеспечивается только тог­да, когда жизненные циклы различных товаров перекры­вают друг друга. Это означает, что еще до момента насы­щения рынка одним товаром на рынок должен быть вве­ден следующий, новый товар.

Вывод товара в сферу реализации, сопровождаемый специальными маркетинговыми средствами продвижения во многом определяет объемы будущих продаж. В связи с этим представляется важным обоснование возможных страте­гий позиционирования товаров. Принципиальной основой для этого служит матрица «цена — маркетинговые затра­ты».

1. Интенсивный маркетинг наиболее эффективен, если:

• покупатели в своей массе не осведомлены о това­ре;

• те, кто знает о товаре, не стоят за ценой;

В этом случае предприятие устанавливает более высо­кую цену на товар и расходует больше средств на стиму­лирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значи­тельная прибыль, а большие усилия по стимулирования сбытапозволяют быстро проникнуть на рынок.

2. Выборочное проникновение на рынок используется, когда:

· емкость рынка невелика;

· товар большинству покупателей известен;

· покупатели готовы платить высокую цену за то­вар;

· интенсивность конкуренции невысокая.

В данной ситуации цена устанавливается выше, чем в среднем у конкурентов при низких затратах на маркетинг.

3. Широкое проникновение на рынок имеет смысл, если:

· велика емкость рынка;

· покупатели плохо осведомлены о товаре;

· высокая цена неприемлема для большинства поку­пателей;

· на рынке существует жесткая конкуренция;

· увеличение масштаба производства уменьшает удельные издержки на производство.

Предпочтение в рамках данной стратегии отдается низ­кой цене и высоким затратам на маркетинг. Она наиболее успешна для быстрого выхода на рынок и захвата макси­мально возможной его доли.

4. Пассивный маркетинг используется, если:

• емкость рынка велика;

• существует хорошая осведомленность о товаре;

• покупатели отказываются приобретать дорогой то­вар;

• интенсивность конкуренции незначительна.

В этом случае низкая цена и незначительные расходы на стимулирование сбыта являются наиболее приемлемой альтернативой.

Предприятие должно стремиться обезопасить свой биз­нес созданием разветвленной и гибкой сети реализации продукции. Эффективность ее работы во многом опреде­ляется уровнем организации каналов распределения продукции и используемой системой товародвижения.

Построение сбытовой сети определяется числом уровней каналов распределения продукции:

· Канал нулевого уровня: производитель —> потребитель;

· Одноуровневый канал: производитель —> розничный торговец —> потребитель;

· Двухуровневый канал: производитель —> оптовый торговец —> розничный торговец —> потребитель.

При выборе той или иной схемы распределения товаров важно иметь в виду, что первый вариант считается вы­годным, если:

1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и поку­пателя;

2) цена на товар часто меняется;

3) количество потребителей небольшое;

4) все потребители расположены на небольшой террито­рии, близко к сбытовым подразделениям производи­теля.

Одноуровневый канал подразумевает наличие розничной торговли. Отсутствие розничной сети у предприятия всегда рассматривается как его слабость. Дело в том, что, помимо ежедневного контакта с потребителями, который позволяет более точно опре­делить предпочтения и будущие намерения покупателей, розничная сеть является местом непосредственного кон­такта и с продаваемым товаром. Это звено реализации, в котором как нельзя лучше можно оценить реальную сто­имость продукции и, следовательно, необходимость (возможность) изменения цены.

Однако организация розничной торговли (особенно на начальных стадиях) связана со значительными издерж­ками. Это обстоятельство часто является критическим при выборе одноуровневого канала распределения продукции. Появление, помимо розничной, еще и оптовой сбыто­вой сети свидетельствует об увеличении масштаба бизнеса и стремлении предприятия захватить большую долю рын­ка. Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал второго уровня) считается выгодным, если:

1) рынок расположен на большой территории;

2) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети;

3) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству крупных потребите­лей.

Задачи предприятия в области стимулирования продаж сводятся к созданию у потребителей мощных эмоци­ональных стимулов к покупке. К основным методам стимулирования сбыта относятся:

1. Реклама посредством телевидения, радио, газет, журналов, листовок, буклетов, щитов на улицах, движу­щихся средствах и т.д. Издержки на рекламу, как правило, высоки и они в значительной степени удорожают продукцию. Поэтому предприятие должно проводить оценку эффективности рекламы

2. Продвижение торговли: де­монстрация товаров, торговые шоу, отраслевые выставки, презентации и т.д.

3. Связи с общественностью: статьи в печатных изда­ниях, интервью, информационные листы, брошюры для потенциальных потребителей.

3. Персональная работа с покупателем с целью пере­манивания потенциального потребителя у конкурентов.

Хорошие результаты дает использование таких мето­дов стимулирования сбыта, как предоставление бесплатных об­разцов продукции, распространение купонов по почте, через газеты, журналы, непосредственно агентами по сбы­ту, гарантирование возврата денег, премиальная прода­жа, скидки, демонстрация товара в пункте продажи, кон­курсы, лотереи.

Организация службы маркетинга на предприятии

Маркетинговая деятельность требует организации осо­бой службы на предприятии. Существуют различные виды орга­низации службы маркетинга: функциональная, товарная и рыночная.

При функциональной организации службы маркетинга ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц. Функциональная организация (ФО) эффективна, если производственная и сбытовая деятельность постоянна и однообразна. Чаще всего применяется в небольших фир­мах, выпускающих один или ограниченное наименование продуктов.

При товарной организации службы маркетинга весь мар­кетинг разделен по отдельным товарам, товарным груп­пам. При товарной организации (ТО) по каждому товару есть управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи. ТО эффективна для фирм с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на однородных (одинаковых) рынках.

Применение рыночной организации (РО) по географи­ческим рынкам эффективно, если предприятие произво­дит ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на достаточно большом количестве рынков.

Перечисленные варианты организации служб маркетинга могут сочетаться между собой, например, существуют товарно-рыночная и товарно-функциональная организация.

Выбирая тот или иной вариант организации маркетин­говой службы, необходимо стремиться к более простой структуре, что обеспечивает более быструю реализацию мар­кетинговых решений. Масштаб маркетинговой службы предприятия должен соответствовать его размерам и результатам работы.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается сущность маркетинга.

2. Что включает в себя комплекс маркетинга.

3. Назовите основные направления маркетинговых исследований.

4. По каким признакам осуществляется сегментация рынка.

5. Какие этапы содержит жизненный цикл товаров.

6. Назовите маркетинговые стратегии и раскройте их содержание.

7. Какими методами осуществляется стимулирования сбыта.

8. Назовите виды организации маркетинговой службы на предприятии и раскройте их особенности.

3.4 Сущность и виды цен. Ценовая политика фирмы.

В условиях рыночных отношений цена является связующим звеном между потребителем и производителем и механизмом взаимодействия спроса и предложения. Цена — это денежное выражение стоимости товара, ключевой элемент рыночной экономики, сердце­вина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.

От уровня цены зависят:

• величина прибыли предприятия;

• конкурентоспособность предприятия и его продукции;

• финансовая устойчивость предприятия.

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставлен­ных в своем бизнесе целей. Цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положе­ние и доходы предпринимателя. Поэтому основой успешной предпринимательской деятельности становится использование хорошо проработанной и обоснованной ценовой политики.

Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования,охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издерж­ках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы.

Ценовая политика фирмы — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.

Разработка ценовой политики включает несколько последовательных этапов:

1. выработку целей ценообразования;

2. анализ ценообразующих факторов (определение спроса, ана­лиз предложения, цен конкурентов и др.);

3. выбор метода ценообразования;

4. принятие решения об уровне цены.

Ценовая политика предприятия включает не только установление конкретного уровня цены, но и формирование систем скидок и надба­вок к цене, корректировку ценового поведения предприя­тия в зависимости от складывающейся рыночной конъюн­ктуры.

В процессе ценообразования предприниматель должен, прежде всего, определить, каких целей он желает достичь с помощью про­дажи своего товара. При формировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространены следующие цели ценовой политики:

Выживание предприятия. В условиях конкурентного рынка часто идут на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществ­ляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рента­бельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесо­образно ставить в краткосрочном периоде. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке.

Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта ведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны.

Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эту цель преследуют, как правило, крупные, зарекомендовавшие себя компании, она отражает лидирующее положение фирмы на рынке при установлении це­новых уровней.

В практике предприятиями применяются следующие методы ценообразования:

· на основе издержек производства;

· по доходу на капитал;

· с ориентацией на спрос;

· по уровню текущих цен.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов: себестоимость, прибыль, налоги, торговые наценки. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уров­не.

Система цен и их классификация.

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаи­моотношение различных видов цен. Она состоит из раз­личных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, клас­сифицируют по следующим основным признакам:

1. По характеру обслуживаемого оборота:

· оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную про­дукцию другим предприятиям;

· закупочные цены, по которым производители сель­скохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей пе­реработки;

· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

· розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

· тарифы грузового и пассажирского транспорта;

· тарифы на платные услуги населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

2. В зависимости от сферы ре­гулирования:

· свободные цены, которые устанавливаются произ­водителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

· договорно-контрактные цены, которые устанавлива­ются по соглашению сторон и регистрируются в кон­тракте;

· регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов фе­дерации.

3. В зависимости от территории действия:

· единые или поясные цены;

· региональные цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются феде­ральными органами исполнительной власти на газ природный, продукцию ядерно-топливного цикла, электроэнергию, драгоценные металлы и сплавы, пе­ревозки грузов, пассажиров, багажа и почты на желез­нодорожном транспорте.

Региональные цены устанавливаются органами испол­нительной власти регионов и учитывают природно-кли­матические, географические, социально-экономические ус­ловия и особенности отдельных территорий.

Региональные органы исполнительной власти устанав­ливают цены на газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам, оплату населением жилья и ком­мунальных услуг, топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению и др.

4. По времени действия:

· постоянные (твердые), которые не меняются в тече­ние всего срока действия контракта или договора;

· текущие, меняющиеся и отражающие изменения ситуации на рынке;

· сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

5. По степени обоснованности:

· базисные, применяемые в качестве исходной базы
при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;

· справочные (прейскурантные), публикуемые в каталогах, прейскуран­тах, журналах, справочниках;

· фактические цены сделок, учитывающие примене­ние различных надбавок или скидок к базисной цене;

· цены потребления, определяющие все затраты по­купателя, связанные с приобретением товара, его, до­ставкой и расходами по эксплуатации.

6. По использованию в статистике:

• текущие;

• средние;

• сопоставимые;

Статистические цены являются обобщенными, агре­гированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен и осуществлять анализ стоимостных пока­зателей.

Составной частью системы ценообразования является система скидок с установленных прейскурантом цен.

Различают следующие виды скидок:

· за оплату товара наличными; такая форма платежа улучшает финансовое положение производителя с точки зрения наличных денег; в зависимости от сум­мы сделки скидки могут составлять от 3% до 6%;

· количественная скидка; снижение цены за покупку крупных партий товара; производителю такие скид­ки выгодны, поскольку снижается себестоимость продукции по мере увеличения объема партии;

· дилерская скидка; предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с про­движением товаров к конечному потребителю;

· специальная скидка предоставляется специальным покупателям;

· сезонная скидка предоставляется покупателю на предоставление несезонного товара или в период сезонной распродажи, иногда доходят до 80%;

· бонусная скидка предоставляется постоянным покупателям, если они приобретают определенное количество товара.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается сущность цен и ценовой политики предприятий.

2. Перечислите виды ценовой политики и раскройте их содержание.

3. Приведите классификацию цен.

3.5 Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Проблема взаимоотношений государства и предпринимательства является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие мас­штабы современной экономической деятельности, усложнение харак­тера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоян­но менялись. В любой стране, при любой общественно-политичес­кой и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. Под государственным регулированием понимают комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством для изменения деятельности хозяйствующих субъектов в нужном для государства направлении.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства госу­дарства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.

Государственное регулирование экономики направлено как на ограничение или даже на подавление не­желательных для общества видов экономической деятельности, та­ких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хо­зяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социаль­но незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемле­ны устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Го­сударственное регулирование направлено также на защиту интере­сов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвраще­ние ее загрязнения, гибели природы. Основными направлениями государственного регулирования являются:

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифферен­циации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов го­сударственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии госу­дарства на денежное обращение и объем денежной массы. Государ­ство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банков­ского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, нор­му резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государст­венные органы обладают возможностью распределять средства го­сударственного бюджета по различным направлениям их расходо­вания. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и денежные накопления.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заклю­чается в том, что государство может устанавливать предельный уро­вень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, на­носимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально-незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достой­ных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхова­ния здоровья и жизни людей.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодатель­ства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда.

Государственное регулирование охраны и восстановления окру­жающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуще­ствлению обязательных природозащитных и природоохранных ме­роприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделе­ния предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монопо­листов, за исключением области естественной монополии. Государ­ственное антимонопольное законодательство предусматривает сан­кции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, го­сударственное регулирование экономики распространяет свое вли­яние на самые разные сферы экономической жизни, но оно не лишает предприятия, предпринимателей и граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регу­лирования оно носит довольно ограниченный характер. У компа­ний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том слу­чае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономи­ки, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Это могут быть требова­ния национальной безопасности, социальная напряженность в об­ществе, негативные явления в экономике (кризис, спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

Функции государства

Государство в регулировании предпринимательства выполняет ряд важных функций:

1. Создает правовое поле для развития предприниматель­ства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечива­ет контроль качества предпринимательской продукции.

2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществ­ления предпринимательской деятельности.

З. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.

4. Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам.

5. Принимает меры по защите конкуренции и ограниче­нию монополии.

6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.

7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Методы государственного воздействия на предпринима­тельскую деятельность.

1. Экономические методы. К ним относятся:

• налогообложение;

• перераспределение доходов и ресурсов;

• кредитно-финансовые механизмы;

2. Административные методы. Среди них:

• принятие и корректировка законодательства;

• контроль за его соблюдением.

Эти методы используются только в том случае, когда эко­номические — неэффективны или неприемлемы.

Проведение экономической политики государствавключает:

1) фискальную (бюджетную) политику — регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она прово­дится с помощью следующих средств:

1. финанси­рование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и фирм;

2. уменьшения размера налогов, взи­маемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса;

3. разработки гибкой системы налогообложения, пре­дусматривающей возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сфе­рах экономики и льгот для малых предприятий.

2) кредитно-денежную политику — целенаправленное уп­равление со стороны государства банковским процентом, де­нежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воз­действуют на потребительский и инвестиционный спрос.

3) научно-техническую политику — обеспечение комп­лексного развития науки и техники, которая предусматри­вает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем фи­нансирования, и др.;

4) амортизационную политику — определение норм амор­тизации, порядка ее исчисления и использования;

5) инвестиционную политику — создание усло­вий для привлечения частных инвестиций в экономику;

6) осуществление государственного предприниматель­ства — участие государственных предприятий в производ­стве и сбыте товаров и услуг;

7) индикативное прогнозирование и планирование, регу­лирование экономическим развитием. Оно основано на ре­зультатах анализа развития экономики, исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макро­экономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уров­ни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и др.;

8) ценовую политику — регулирование цен на важней­шие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фик­сированных цен;

9) внешнеэкономическую политику — обес­печение условий для притока иностранных инвестиций и сво­бодного выхода отечественных предпринимателей на миро­вой рынок с помощью таможенных тарифов, протекциониз­ма, принятия соответствующих законов.

Контрольные вопросы.

1. Раскройте сущность и основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Перечислите методы государственного регулирования и раскройте их содержание.

3. Назовите и раскройте функции государства в регулировании предпринимательства.

4. Какие элементы включает государственная экономическая политика.

3.6 Имидж предпринимателя.

В переводе с английского имидж — это образ, пре­стиж, репутация. Применительно к предпринимателю это оценка его морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми.

Имидж — это самопрезентация, конструирование человеком сво­его образа для других.

Первый этап формирования имиджа должен быть связан с по­вышением самооценки. Поэтому первым делом предприниматель должен уважать, полюбить самого себя, научиться любоваться собой, украшать свое физическое «Я». Заняться своим лицом, фигурой. Предприни­матель должен научиться носить красивую одежду, и если элегант­ность войдет в его плоть и кровь, то он начнет тактично относиться к людям, уважать их взгляды и мнения. И чем глубже образ прони­кает в личность, тем большее влияние он на нее оказывает. После того как предприниматель научится уважать свою физи­ческую красоту, убедится в своей привлекательности в глазах окру­жающих, следует перейти ко второму этапу — к воспитанию хоро­ших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.

Однако имидж формируется не только внешними чертами чело­века, но и личностными: предприимчивостью, смелостью, творчес­ким типом характера, целеустремленностью.

Предпринимательство, осуществляемое через частное предпри­ятие, отличается тем, что за одним лицом закрепляются функции, связанные с деятельностью фирмы: предприниматель-собственник, управляющий, исполнитель. Достоинство данной формы очевидно: полная самостоятельность и, соответственно, неограниченная личная инициатива. Впрочем, есть и «обратная сторона»: столь же нео­граниченная ответственность в случае неудачи.

Ведущий принцип деятельности предпринимателя — самостоятельность в принятии решений, их неразрыв­ность с действиями, установка на личный контроль над ситуацией с неохотным делегированием своих полномочий другим. Таким образом, происходит профессиональная деформация лич­ности, модификация ее структуры. Человек может приобрести чер­ты скрытности, авторитарности, черствости под влиянием своей деятельности. С другой стороны, предприниматель преобразует свою деятельность исходя из своих личностных черт, желаний, мо­тивов, понимания задач фирмы, способностей.

В книге под ред. Ю.М. Осипова приводится несколько советов предпринимателю, который хочет стать цивилизованным и преус­певающим. Формируя себя как предпринимателя, прежде всего, не­обходимо иметь привлекательный имидж — мы имеем в виду веж­ливость, деликатность, терпимость, умение вести себя в обществе, чувство меры, доброжелательность, умение управлять своими эмо­циями. Имидж предпринимателя гарантирует вам не только поло­вину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Если вы хотите стать цивилизованным предпринимателем, то:

• помните, что предприниматель высокого класса способен пре­вращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (по­могающее достижению цели);

• выработайте привычку — все, с чем вы сталкиваетесь, рас­сматривать с точки зрения пользы для вашего дела;

• выполняйте обещания в срок;

• помните, что ничто так не компрометирует предпринимате­ля, как его растерянность;

• руководствуйтесь в работе тремя «не» — не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;

• будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не
мешают вашему бизнесу;

• не страшитесь талантливых подчиненных;

• хвалите на людях, а порицайте с глазу на глаз;

• умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

Потенциал предпринимателя.

Приметой нового мышления предпринимателя является обращение к личности человека, признание ее суверенности и ценности, установление приоритетов при рассмотрении любых социальных и производ­ственных процессов.

Предприимчивость является одной из важнейших черт делового человека. Специалисты, говоря о предприимчивости как о сложном, многомерном явлении хозяйственной жизни, выделяют ряд основ­ных ее признаков:

1. самостоятельность и нестандартность поведения хозяйствую­щих субъектов;

2. новаторство и новизна в достижении целей с опорой на соб­ственную инициативу;

3. деловитость и практичность;

4. смелость и изобретательность;

5. состязательность и не боязнь хозяйственного риска;

6. ориентация на достижение наивысших результатов, эффек­тивное использование ресурсов.

Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяй­ственные мероприятия, связанные с хозяйственным риском, может лишь собственник средств производства, субъект хозяйствования, выполняющий функции владения, распоряжения и использования. Иначе говоря, во всех без исключения общественно-экономичес­ких формациях хозяйственная предприимчивость является функци­ей собственника или владельца.

Творчество, новаторство в обществе не всегда ценились, но сей­час это важные ценности предпринимательства, и значение их будет расти.

Одним из главных личностных качеств предпринимателя явля­ется наличие организаторских способностей.

Организаторский потенциал как личное качество руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям. Навыки руководства можно упрощенно определить следу­ющим образом:

1. Анализ своей роли.

2. Определение рабочих задач для других людей.

3. Передача полномочий и ответственности.

4. Вознаграждение эффективной работы.

5. Умение работать с трудными людьми.

Предприниматель должен видеть дальше других и думать над це­лью или возможным вкладом в общую деятельность организации.

Этика деловых отношений

Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведе­ния и следовать этикету делового человека. Этикет предпринимателя включает:

• нормы обращения, приветствия и знакомства;

• субординацию в деловых отношениях;

• организацию деловых контактов;

• деловую переписку;

• культуру телефонного разговора;

• деловой протокол;

• культуру речи;

• внешний облик, манеры;

• деловую одежду.

Деловые отношения — это один из типов общественных отно­шений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, кол­легами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

В деловых отношениях существуют три типа этических правил и норм:

• формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществом;

• общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д.);

• нормы группового поведения (профессиональные).

Культура делового общения включает в себя культуру делового разговора, делового совещания, приема посетителей и общения с ними, ведения телефонного разговора, деловых приемов, презента­ции, одежды и манер, письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.

Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются важным средством по­вышения его эффективности. Это правила этикета, согласования, взаимодействия и самоподачи.

Правила этикета определяют порядок общения и представле­ния (младшего старшему и т.д.), способы именования (по должно­сти, званию, фамилии), форму обращения (вы, ты) и т.д. Каждая деталь таких правил (а их существует множество — от умения дер­жаться за столом и одеваться до формулы приветствия и прошения) отработана и выверена годами. Выполнение правил этикета — обязательно, поскольку нарушивший их теряет статус полноправ­ного участника общения.

Правила согласования взаимодействия предполагают, например, что, вступая в деловой разговор, необходимо соблюдать такие тре­бования: высказываться не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; не отклоняться от темы; выражаться четко, ста­раться, чтобы высказывания соответствовали истине.

Правила самоподачи связаны с индивидуальным успехом участ­ников. Они довольно подробно описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

Техника общения — совокупность средств (приемов), исполь­зуемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Они бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные), в том числе мимика, позы, жесты, тон, контакт глаз, интонация речи, а также пространственно-временная организация.

Критерием коммуникабельности считается умение слушать, задавать вопросы, поскольку в процессе слушания реализуются важнейшие функции: восприятие информации и осуществлений обратной связи, т.е. передача говорящему информации о том, как воспринимаются его речь и поведение. Исследования показали, что выслушивать собеседника спокойно и целенаправленно умеют не более 10% людей.

В процессе контакта важную роль играет проявление эмоций: манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет более точно определить позицию собеседника, предупредить о том, как изме­нить свое поведение, чтобы достичь нужного результата.

Эффективность общения зависит от его пространственно-временной организации. Следует считаться с местом, где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), со временем (рабочее время, свободное). «Ориентация в ситуации» помогает определить стратегию и так­тику делового общения. Вам предстоит развить у партнера интерес к общению, вовлечь его в круг совместных интересов. Для того чтобы вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, необ­ходимо создать непринужденную обстановку общения. Здесь будет уместна похвала в адрес собеседника, сообщение интересной информации, напоминание о приятных событиях.

В процессе обсуждения вопроса, проблемы важно подчеркивать сходство позиций, что позволит сблизиться с партнером. Если это не удалось и возникли разногласия, то выражать контрастные фра­зы следует так, чтобы они не носили личностного характера и не задевали партнера. В такой ситуации следует максимально проявлять умение слушать и умение убеждать. Ни в коем случае нельзя проявлять категоричность в своих суждениях. Это вызовет немед­ленную негативную реакцию собеседника.

Широко известны шесть правил Д. Карнеги, следование которым позволяет не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что на любом языке имя человекаэто самый сла­достный и самый важный для него звук.

4. Будьте хорошим слушателем.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это
искренне.

Существуют несколько правил поведения, гарантирующих успех предпринимателю:

Правило первое — делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым при­знаком того, что на человека нельзя положиться и в исполнители он не годится.

Правило второе — не болтайте лишнего. Утечка информации может привести к непоправимым последствиям.

Правило третье — будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные, могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.

Правило четвертое — думайте о других, а не только о себе.

Правило пятое — одевайтесь как положено. Этой теме в зарубежной литературе посвящены целые трактаты. Главный прин­цип здесь — необходимо вписаться в ваше окружение на службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уров­ня. На каких бы ролях вы ни находились в фирме, одеваться надо со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, правильно подбирать аксессуары, иначе говоря — выглядеть самым лучшим образом.

И наконец, правило шестое — говорите и пишите хо­рошим языком. Считается, что тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

Дж. Ягер приводит контрольные ситуации, чтобы определить, что значит для бизнесмена деловой этикет.

1. Получив приглашение на деловую встречу, я отвечаю на него
в течение недели.

2. Если мне кто-то звонит, я перезваниваю ему в тот же день.

3. Я никогда не употребляю бранных слов на работе или дома.

4. На важные письма я отвечаю сразу, а остальную почту разби­раю и реагирую на нее в течение недели.

Контрольные вопросы.

1. Раскройте сущность и содержание имиджа человека.

2. Назовите особенности и содержание потенциала предпринимателя.

3. В чем заключается сущность этики деловых отношений, выделите основные направления делового этикета.

4. Перечислите основные правила успешного общения.

Список литературы

1. Предпринимательство: учеб. / под ред. В. Я. Горфинкеля [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 735 с.

2. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М.: ИНФРА-М, 2007. - 454 с.

3. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник / М.: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.

4. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / под ред. А.Д. Шеремета. - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 479с.

5. Александров Д. Н. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя: Учеб. пособие М.: Изд-во "Флинта", 2004.

6. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учеб. - М.: ИТК "Дашков и К", 2003.

7. Бусыгин А. В. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о создании собственного дела М.: 2003.

8. Гусева Т.А. Как начать свой бизнес СПб.: Питер, 2004.

9. Макеева, В. Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие М.: ЮНИТИ, 2002.

11. Мочерный, С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник М.: ПРИОР, 2004.

12. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 384c.

13. Основы бизнеса: Учеб. / Под ред. Ю. Б. Рубина. - 5-е изд. - М.: Маркет ДС, 2003.

14. Основы предпринимательства / Под ред. А. С. Пелиха. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс. лекций М.: Палеотип: Логос, 2004.

16. Бабайцева Елена Анатольевна. Предпринимательство в России: историко-правовые аспекты: научное издание / Элиста: Джангар, 2007. - 287 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: