Управление производством имеет индивидуальные особенности в зависимости от вида деятельности предприятия, производимой продукции, размера, специфики его организации и др. Но в целом производственный менеджмент должен базироваться на следующих принципах:
1. соблюдение технологической цепочки по ГОСТу;
2. соблюдение ритмичности производства;
3. наличие специалистов, знакомых с технологией производства;
4. соответствие оборудования требованиям производства и надлежащему качеству производимых товаров и услуг;
5. организация производства согласно требованиям технологии, правилам техники безопасности, электро и пожарной безопасности производства;
6. наличие контроля (общего и операционного) за технологическим процессом и выпускаемой продукцией.
Организация планирования
Планирование деятельности предприятия входит в систему организации управления им и определяется его целью. Планирование — это непрерывный циклический процесс. Осуществляется стратегическое (долгосрочное), среднесрочное и краткосрочное планирование.
|
|
Долгосрочное планирование широко применяется в мировой практике и у нас в стране. Оно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Долгосрочное планирование носит описательный характер и определяет общую стратегию компаний, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. В рамках долгосрочного планирования разрабатывается новая стратегия «продукт — рынок» с целью устранения разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует компания.
На этой же стадии изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции, и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого этапа является формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Как правило, долгосрочные планы являются документами, представляющими коммерческую тайну.
Исходя из принятого долгосрочного плана, составляется среднесрочный план (от года до трех лет), который содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются на основе изменений номенклатуры и характера конкурентной борьбы для каждой группы продукции.
Процесс принятия среднесрочного плана содержит три этапа. Первый этап предусматривает составление каждым хозяйственным подразделением прогноза развития на основе собственной базы данных. На втором этапе эти прогнозы сопоставляются, и таким образом выявляются основные расхождения. На завершающем этапе руководство предприятия разрабатывает общий сценарий развития и передает его на более высокий иерархический уровень, например, руководству регионального отделения фирмы, которое, в свою очередь разрабатывает сценарий среднесрочного развития предприятия в целом.
|
|
Описанный метод среднесрочного планирования является достаточно надежным, поскольку учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Этот метод обеспечивает высокую степень взаимодействия всех хозяйственных подразделений.
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д. Его называют тактическим, т. к. оно отражает тактику предприятия.
Краткосрочное планирование тесно связывает различных партнеров и поставщиков, поэтому краткосрочные планы должны с ними согласовываться. Краткосрочное планирование в практике чаще называют текущим планированием.
Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать параллельно. Во многих компаниях промышленно развитых стран широко распространена практика составления планов, как в количественных, так и качественных показателях.
Текущее планирование в коммерческих структурах по реализации товара включает:
· планирование сбыта;
· планирование материально-технического обеспечения;
· планирование закупок.
Планирование сбыта охватывает всю систему сбытовой деятельности и охватывает следующие этапы:
1. изучение и формирование среды сбыта,
2. определение сбытовой стратегии и планирование сбытовой политики,
3. формирование текущих планов сбыта, поставок и реализации.
Планирование МТО охватывает всю систему деятельности по обеспечению ресурсами предприятия и предусматривает следующие основные этапы работ:
1. изучение и формирование среды обеспечения,
2. формирование текущих планов МТО, закупок ресурсов.
Планирование закупок включает следующие этапы:
1. расчет потребности в ресурсах,
2. определение состава и объемов ресурсов,
3. поиск и анализ поставщиков,
4. оценка и выбор поставщиков,
5. формирование заказов, заключение сделок.
Процесс планирования кроме этих основных этапов может включать дополнительные, текущие моменты, возникающие в ходе коммерческой деятельности. Результаты планирования могут изменить форс-мажорные обстоятельства, которые приведут к расхождению фактических и запланированных результатов.
Разновидностью планов являются бюджеты и сметы. Выделяют следующие методы составления планов:
· планы, составляемые по принципу сверху вниз;
· планы, составляемые снизу вверх;
· встречное планирование.
Планирование, как всякий управленческий процесс может быть эффективным, если основывается на достоверной информации.
Планирование – это неотъемлемая часть управления предприятием, залог его успешного развития. Планирование позволяет более эффективно использовать ресурсы, значительно снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.
Контрольные вопросы.
1. В чем заключается сущность и необходимость планирования на предприятиях.
2. Назовите виды планирования и раскройте их содержание.
3.3 Управление маркетингом
Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения высокой прибыли.
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» — рынок — и означает деятельность в сфере рынка, сбыта, которая предлагает тщательное и всестороннее изучение рынка, активное на него воздействие, формирование потребностей и покупательских предпочтений.
|
|
Ф. Котлер предлагает развернутое определение: «Управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.»
В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд и потребностей потенциальных потребителей.
Главным принципом организации маркетинговой деятельности предприятия является ориентация на потребителя, т.е. выявление того, что желает потребитель и обеспечение егоэтой продукцией. Под влиянием потребностей меняется номенклатура товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Неудовлетворенное желание потребителя равнозначно нереализованной возможности получить прибыль.
Важным принципом маркетинга является заполнение рынка товарами наивысшего качества, обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг.
Главное в маркетинге — целевая ориентация и комплексность, что заставляет подчинить производственную, техническую, коммерческую и экономическую, финансовую и другие виды деятельности предприятия целям маркетинга.
Служба маркетинга определяет виды продукции, пользующейся спросом, и в случае необходимости направляет свою деятельность на разработку и подготовку выпуска новой продукции. Именно момент появления новой продукции на рынке определяет экономический успех, дает возможность предприятию получать максимальную прибыль. Таким образом, маркетинг представляет комплексно-системный подход к решению проблем рынка, охватывающий все стадии движения товара в рыночных условиях, начиная с изучения потребностей и прогнозирования спроса, с разработки ассортиментной политики и программ производства продукции, доведения их до конечного потребителя с организацией послепродажного обслуживания, вплоть до утилизации вышедших из употребления изделий.
|
|
Комплекс маркетинга представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для удовлетворения потребностей определенного рынка с учетом внешней среды.
Комплекс маркетинга содержит четыре составляющих:
1. товар — разработка и изготовление такого продукта, который необходим потребителю с соответствующей упаковкой и обслуживанием;
2. цена — установление цен, приемлемых для потребителей и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;
3. продвижение — продвижение товара, включая рекламу, которая не только информирует потребителей о появлении нового товара, но и формирует потребность в нем;
4. место — доставка товара к определенному месту продажи, используя различные каналы.
Функциональные задачи маркетинга на предприятии
Наиболее трудоемким и длительным этапом процесса маркетинга являются маркетинговые исследования. Они являются основой для принятия эффективных решений.
Исследование рынка проводится по ряду направлений:
1. Изучение самого рынка: определение емкости рынка и возможной доли продаж, структурный анализ рынка, острота конкуренции, уровень монополизации, определение торгово-политических и экономико-географических особенностей, конъюнктуры рынка.
2. Изучение товара: новизна и конкурентоспособность товаров и услуг, способность удовлетворить потребности потенциальных покупателей, выявление не удовлетворенных потребностей и необходимости модернизации товара, изучение развития товара под влиянием научно-технического прогресса.
3. Изучение конкурентов: основные конкуренты, владеющие рынком, особенности товаров, предпочтительные для покупателей, ценовая политика, формы и методы сбытовой деятельности.
4. Изучение покупателей: определение характера требований и потребностей потенциальных и реальных потребителей, выделение групп возможных потребителей с одинаковыми требованиями, анализ побудительных мотивов при выборе товаров и факторов, влияние научно-технического прогресса на развитие потребностей.
5. Изучение сбытовой деятельности: анализ причин роста или снижения сбытовых мероприятий, коммерческий анализ мероприятий по формированию спроса.
Проведение рыночных исследований требует сбора и анализа большого объема информации. При изучении рынка можно выделить три главных источника информации:
1) внутренние сведения, данные деятельности предприятия и его конкурентов;
2) результаты специальных исследований и наблюдений;
3) общие социально-экономические показатели развития страны, региона, конкретной местности и т.д.
Основными источниками рыночной информации считаются: статистическая отчетность; результаты специальных наблюдений, осуществляемых соответствующими учреждениями, институтами, самой фирмой; оперативные бухгалтерские и другие финансово-хозяйственные сведения фирм, предприятий, учреждений, организаций, сведения о научно-техническом прогрессе.
Существует ряд зарекомендовавших себя на практике методов сбора специальной информации о рынке. Главный из них — выборочный метод, при котором наблюдение ведется не за всей совокупностью объектов, а только за частью целого. Главное достоинство выборочного метода — в его простоте, быстроте и относительной дешевизне получения информации.
Одним из широко применяемых и надежных методов сбора информации о спросе является опрос покупателей и экспертов. Опросы позволяют получить информацию о фактах и причинах, их обусловивших, такую информацию трудно или даже невозможно получить иным путем. С помощью опросов рекомендуется собирать данные, характеризующие структуру потенциального спроса, отношение покупателей к новым товарам, оценку потребительских свойств и ассортимента предлагаемых товаров и услуг, причины отказа от покупок, обеспеченность семей и юридических лиц различными изделиями и услугами и причины их замены, отношение к моде, воздействие рекламы, места покупок, намерения относительно покупок в предстоящем периоде. Опросы проводят чаще двумя способами анкетами и интервью.
Исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.
Сегментация рынка — это разделение рынка на сегменты, различающиеся по своим параметрам или по своей реакции на те или иные виды деятельности — на рекламу, методы сбыта, и т.д.
Объектами сегментации могут быть потребители, товары, каналы распределения и др. Под сегментацией рынка также понимают выделение однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково реагирующих на маркетинговые предложения.
Сегментация рынка может проводиться с использованием различных критериев. Основные критерии: географические, демографические, социально-экономические, психологические.
К географическим признакам относятся: масштаб региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя. Применение этого критерия необходимо, так как существуют климатические различия между регионами, культурные, национальные, исторические традиции.
Демографические признаки — это возраст, пол, размер и жизненный цикл семьи, количество детей. Проводя сегментацию по демографическому критерию, выделяют специфические запросы к качеству, ассортименту и цене.
Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей по признаку общности социальной и профессиональной принадлежности, уровню образования и доходов.
Сегментация служит базой для разработки маркетинговой программы (выбор вида товара, ценовой и рекламной политики, каналов сбыта), ориентированной на конкретных потребителей.
Предприятие, ориентированное на определенный сегмент рынка, специализируется на производстве продукции, более полно удовлетворяющей потребности покупателя именно этого сегмента.
Товар, попав на рынок, живет своей особой товарной жизнью, называемой жизненным циклом товара. Жизненный путь товара проходит различные этапы, и задача маркетинга состоит в том, чтобы удлинить продолжительность жизненного цикла товара на рынке.
Жизненный цикл товара включает следующие стадии:
1) исследование и разработка;
2) внедрение;
3) рост;
4) зрелость;
5) спад.
В зависимости от этапа изменяются, объем прибыли и продаж.
На стадии исследования и разработки идея воплощается в товар. Для предприятия данный этап — это только затраты. Задача маркетинга заключается в том, чтобы разъяснить потенциальным потребителям, какую пользу может принести новая идея, воплощенная в товаре.
Второй этап — внедрение. Товар начинает поступать в продажу. Для предприятия данный этап означает наиболее высокие затраты. Новая технология требует доработки. Покупатель пока не решил, покупать или не покупать данный товар. Потребитель должен получить максимальную информацию о преимуществах и полезных свойствах товара.
Этап третий — рост. Новый товар удовлетворяет потребности, и объем продаж начинает расти очень быстро. Реклама распространила сведения о том, что на рынке появился новый хороший товар. Спрос на рынке растет. Предприятие начинает получать значительную прибыль; фирме выгодно продлить этот этап. Это возможно путем повышения качества товара, освоения новых рынков, усиления активности рекламы.
Этап четвертый — зрелость. Товар выпускается крупными партиями по отработанной технологии с повышенным качеством. Идет более медленное, чем на этапе роста, но неуклонное возрастание продаж до максимального значения. Для удержания конкурентных позиций требуется улучшение качества товара, что в большинстве случаев отвлекает средства. Необходим поиск дополнительных рынков для нового товара.
Пятый этап — спад. Объем продаж начинает уменьшаться. Этому способствует усиленная деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей. Прибыль резко сокращается, товары продаются с убытком. Конкуренты начинают покидать рынок данного товара, оставшиеся производители уменьшают объем производства. В этой ситуации возможны следующие варианты действий:
1) продлить жизненный цикл товара путем более интенсивной рекламы, изменения его упаковки, маневренности цен, реорганизации системы сбыта;
2) допродать товар, получить всю оставшуюся прибыль, резко сократить затраты на производство и сбыт;
3) прекратить выпуск товара, снять его с продажи.
Благополучие предприятия обеспечивается только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга. Это означает, что еще до момента насыщения рынка одним товаром на рынок должен быть введен следующий, новый товар.
Вывод товара в сферу реализации, сопровождаемый специальными маркетинговыми средствами продвижения во многом определяет объемы будущих продаж. В связи с этим представляется важным обоснование возможных стратегий позиционирования товаров. Принципиальной основой для этого служит матрица «цена — маркетинговые затраты».
1. Интенсивный маркетинг наиболее эффективен, если:
• покупатели в своей массе не осведомлены о товаре;
• те, кто знает о товаре, не стоят за ценой;
В этом случае предприятие устанавливает более высокую цену на товар и расходует больше средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулирования сбытапозволяют быстро проникнуть на рынок.
2. Выборочное проникновение на рынок используется, когда:
· емкость рынка невелика;
· товар большинству покупателей известен;
· покупатели готовы платить высокую цену за товар;
· интенсивность конкуренции невысокая.
В данной ситуации цена устанавливается выше, чем в среднем у конкурентов при низких затратах на маркетинг.
3. Широкое проникновение на рынок имеет смысл, если:
· велика емкость рынка;
· покупатели плохо осведомлены о товаре;
· высокая цена неприемлема для большинства покупателей;
· на рынке существует жесткая конкуренция;
· увеличение масштаба производства уменьшает удельные издержки на производство.
Предпочтение в рамках данной стратегии отдается низкой цене и высоким затратам на маркетинг. Она наиболее успешна для быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли.
4. Пассивный маркетинг используется, если:
• емкость рынка велика;
• существует хорошая осведомленность о товаре;
• покупатели отказываются приобретать дорогой товар;
• интенсивность конкуренции незначительна.
В этом случае низкая цена и незначительные расходы на стимулирование сбыта являются наиболее приемлемой альтернативой.
Предприятие должно стремиться обезопасить свой бизнес созданием разветвленной и гибкой сети реализации продукции. Эффективность ее работы во многом определяется уровнем организации каналов распределения продукции и используемой системой товародвижения.
Построение сбытовой сети определяется числом уровней каналов распределения продукции:
· Канал нулевого уровня: производитель —> потребитель;
· Одноуровневый канал: производитель —> розничный торговец —> потребитель;
· Двухуровневый канал: производитель —> оптовый торговец —> розничный торговец —> потребитель.
При выборе той или иной схемы распределения товаров важно иметь в виду, что первый вариант считается выгодным, если:
1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя;
2) цена на товар часто меняется;
3) количество потребителей небольшое;
4) все потребители расположены на небольшой территории, близко к сбытовым подразделениям производителя.
Одноуровневый канал подразумевает наличие розничной торговли. Отсутствие розничной сети у предприятия всегда рассматривается как его слабость. Дело в том, что, помимо ежедневного контакта с потребителями, который позволяет более точно определить предпочтения и будущие намерения покупателей, розничная сеть является местом непосредственного контакта и с продаваемым товаром. Это звено реализации, в котором как нельзя лучше можно оценить реальную стоимость продукции и, следовательно, необходимость (возможность) изменения цены.
Однако организация розничной торговли (особенно на начальных стадиях) связана со значительными издержками. Это обстоятельство часто является критическим при выборе одноуровневого канала распределения продукции. Появление, помимо розничной, еще и оптовой сбытовой сети свидетельствует об увеличении масштаба бизнеса и стремлении предприятия захватить большую долю рынка. Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал второго уровня) считается выгодным, если:
1) рынок расположен на большой территории;
2) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети;
3) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству крупных потребителей.
Задачи предприятия в области стимулирования продаж сводятся к созданию у потребителей мощных эмоциональных стимулов к покупке. К основным методам стимулирования сбыта относятся:
1. Реклама посредством телевидения, радио, газет, журналов, листовок, буклетов, щитов на улицах, движущихся средствах и т.д. Издержки на рекламу, как правило, высоки и они в значительной степени удорожают продукцию. Поэтому предприятие должно проводить оценку эффективности рекламы
2. Продвижение торговли: демонстрация товаров, торговые шоу, отраслевые выставки, презентации и т.д.
3. Связи с общественностью: статьи в печатных изданиях, интервью, информационные листы, брошюры для потенциальных потребителей.
3. Персональная работа с покупателем с целью переманивания потенциального потребителя у конкурентов.
Хорошие результаты дает использование таких методов стимулирования сбыта, как предоставление бесплатных образцов продукции, распространение купонов по почте, через газеты, журналы, непосредственно агентами по сбыту, гарантирование возврата денег, премиальная продажа, скидки, демонстрация товара в пункте продажи, конкурсы, лотереи.
Организация службы маркетинга на предприятии
Маркетинговая деятельность требует организации особой службы на предприятии. Существуют различные виды организации службы маркетинга: функциональная, товарная и рыночная.
При функциональной организации службы маркетинга ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц. Функциональная организация (ФО) эффективна, если производственная и сбытовая деятельность постоянна и однообразна. Чаще всего применяется в небольших фирмах, выпускающих один или ограниченное наименование продуктов.
При товарной организации службы маркетинга весь маркетинг разделен по отдельным товарам, товарным группам. При товарной организации (ТО) по каждому товару есть управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи. ТО эффективна для фирм с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на однородных (одинаковых) рынках.
Применение рыночной организации (РО) по географическим рынкам эффективно, если предприятие производит ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на достаточно большом количестве рынков.
Перечисленные варианты организации служб маркетинга могут сочетаться между собой, например, существуют товарно-рыночная и товарно-функциональная организация.
Выбирая тот или иной вариант организации маркетинговой службы, необходимо стремиться к более простой структуре, что обеспечивает более быструю реализацию маркетинговых решений. Масштаб маркетинговой службы предприятия должен соответствовать его размерам и результатам работы.
Контрольные вопросы.
1. В чем заключается сущность маркетинга.
2. Что включает в себя комплекс маркетинга.
3. Назовите основные направления маркетинговых исследований.
4. По каким признакам осуществляется сегментация рынка.
5. Какие этапы содержит жизненный цикл товаров.
6. Назовите маркетинговые стратегии и раскройте их содержание.
7. Какими методами осуществляется стимулирования сбыта.
8. Назовите виды организации маркетинговой службы на предприятии и раскройте их особенности.
3.4 Сущность и виды цен. Ценовая политика фирмы.
В условиях рыночных отношений цена является связующим звеном между потребителем и производителем и механизмом взаимодействия спроса и предложения. Цена — это денежное выражение стоимости товара, ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.
От уровня цены зависят:
• величина прибыли предприятия;
• конкурентоспособность предприятия и его продукции;
• финансовая устойчивость предприятия.
Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя. Поэтому основой успешной предпринимательской деятельности становится использование хорошо проработанной и обоснованной ценовой политики.
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования,охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы.
Ценовая политика фирмы — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.
Разработка ценовой политики включает несколько последовательных этапов:
1. выработку целей ценообразования;
2. анализ ценообразующих факторов (определение спроса, анализ предложения, цен конкурентов и др.);
3. выбор метода ценообразования;
4. принятие решения об уровне цены.
Ценовая политика предприятия включает не только установление конкретного уровня цены, но и формирование систем скидок и надбавок к цене, корректировку ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
В процессе ценообразования предприниматель должен, прежде всего, определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. При формировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространены следующие цели ценовой политики:
Выживание предприятия. В условиях конкурентного рынка часто идут на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.
Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочном периоде. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке.
Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта ведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны.
Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эту цель преследуют, как правило, крупные, зарекомендовавшие себя компании, она отражает лидирующее положение фирмы на рынке при установлении ценовых уровней.
В практике предприятиями применяются следующие методы ценообразования:
· на основе издержек производства;
· по доходу на капитал;
· с ориентацией на спрос;
· по уровню текущих цен.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов: себестоимость, прибыль, налоги, торговые наценки. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.
Система цен и их классификация.
Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам:
1. По характеру обслуживаемого оборота:
· оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям;
· закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
· розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· тарифы на платные услуги населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
2. В зависимости от сферы регулирования:
· свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
· договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в контракте;
· регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов федерации.
3. В зависимости от территории действия:
· единые или поясные цены;
· региональные цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти на газ природный, продукцию ядерно-топливного цикла, электроэнергию, драгоценные металлы и сплавы, перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте.
Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.
Региональные органы исполнительной власти устанавливают цены на газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам, оплату населением жилья и коммунальных услуг, топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению и др.
4. По времени действия:
· постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта или договора;
· текущие, меняющиеся и отражающие изменения ситуации на рынке;
· сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
5. По степени обоснованности:
· базисные, применяемые в качестве исходной базы
при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;
· справочные (прейскурантные), публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, справочниках;
· фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;
· цены потребления, определяющие все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его, доставкой и расходами по эксплуатации.
6. По использованию в статистике:
• текущие;
• средние;
• сопоставимые;
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен и осуществлять анализ стоимостных показателей.
Составной частью системы ценообразования является система скидок с установленных прейскурантом цен.
Различают следующие виды скидок:
· за оплату товара наличными; такая форма платежа улучшает финансовое положение производителя с точки зрения наличных денег; в зависимости от суммы сделки скидки могут составлять от 3% до 6%;
· количественная скидка; снижение цены за покупку крупных партий товара; производителю такие скидки выгодны, поскольку снижается себестоимость продукции по мере увеличения объема партии;
· дилерская скидка; предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному потребителю;
· специальная скидка предоставляется специальным покупателям;
· сезонная скидка предоставляется покупателю на предоставление несезонного товара или в период сезонной распродажи, иногда доходят до 80%;
· бонусная скидка предоставляется постоянным покупателям, если они приобретают определенное количество товара.
Контрольные вопросы.
1. В чем заключается сущность цен и ценовой политики предприятий.
2. Перечислите виды ценовой политики и раскройте их содержание.
3. Приведите классификацию цен.
3.5 Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Проблема взаимоотношений государства и предпринимательства является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. Под государственным регулированием понимают комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством для изменения деятельности хозяйствующих субъектов в нужном для государства направлении.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.
Государственное регулирование экономики направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. Основными направлениями государственного регулирования являются:
Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.
Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком.
Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и денежные накопления.
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально-незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей.
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.
Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономической жизни, но оно не лишает предприятия, предпринимателей и граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.
Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Это могут быть требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (кризис, спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.
Функции государства
Государство в регулировании предпринимательства выполняет ряд важных функций:
1. Создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
З. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
4. Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам.
5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.
Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
1. Экономические методы. К ним относятся:
• налогообложение;
• перераспределение доходов и ресурсов;
• кредитно-финансовые механизмы;
2. Административные методы. Среди них:
• принятие и корректировка законодательства;
• контроль за его соблюдением.
Эти методы используются только в том случае, когда экономические — неэффективны или неприемлемы.
Проведение экономической политики государствавключает:
1) фискальную (бюджетную) политику — регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств:
1. финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и фирм;
2. уменьшения размера налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса;
3. разработки гибкой системы налогообложения, предусматривающей возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики и льгот для малых предприятий.
2) кредитно-денежную политику — целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.
3) научно-техническую политику — обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, и др.;
4) амортизационную политику — определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;
5) инвестиционную политику — создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;
6) осуществление государственного предпринимательства — участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;
7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики, исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и др.;
8) ценовую политику — регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен;
9) внешнеэкономическую политику — обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.
Контрольные вопросы.
1. Раскройте сущность и основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.
2. Перечислите методы государственного регулирования и раскройте их содержание.
3. Назовите и раскройте функции государства в регулировании предпринимательства.
4. Какие элементы включает государственная экономическая политика.
3.6 Имидж предпринимателя.
В переводе с английского имидж — это образ, престиж, репутация. Применительно к предпринимателю это оценка его морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми.
Имидж — это самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.
Первый этап формирования имиджа должен быть связан с повышением самооценки. Поэтому первым делом предприниматель должен уважать, полюбить самого себя, научиться любоваться собой, украшать свое физическое «Я». Заняться своим лицом, фигурой. Предприниматель должен научиться носить красивую одежду, и если элегантность войдет в его плоть и кровь, то он начнет тактично относиться к людям, уважать их взгляды и мнения. И чем глубже образ проникает в личность, тем большее влияние он на нее оказывает. После того как предприниматель научится уважать свою физическую красоту, убедится в своей привлекательности в глазах окружающих, следует перейти ко второму этапу — к воспитанию хороших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.
Однако имидж формируется не только внешними чертами человека, но и личностными: предприимчивостью, смелостью, творческим типом характера, целеустремленностью.
Предпринимательство, осуществляемое через частное предприятие, отличается тем, что за одним лицом закрепляются функции, связанные с деятельностью фирмы: предприниматель-собственник, управляющий, исполнитель. Достоинство данной формы очевидно: полная самостоятельность и, соответственно, неограниченная личная инициатива. Впрочем, есть и «обратная сторона»: столь же неограниченная ответственность в случае неудачи.
Ведущий принцип деятельности предпринимателя — самостоятельность в принятии решений, их неразрывность с действиями, установка на личный контроль над ситуацией с неохотным делегированием своих полномочий другим. Таким образом, происходит профессиональная деформация личности, модификация ее структуры. Человек может приобрести черты скрытности, авторитарности, черствости под влиянием своей деятельности. С другой стороны, предприниматель преобразует свою деятельность исходя из своих личностных черт, желаний, мотивов, понимания задач фирмы, способностей.
В книге под ред. Ю.М. Осипова приводится несколько советов предпринимателю, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим. Формируя себя как предпринимателя, прежде всего, необходимо иметь привлекательный имидж — мы имеем в виду вежливость, деликатность, терпимость, умение вести себя в обществе, чувство меры, доброжелательность, умение управлять своими эмоциями. Имидж предпринимателя гарантирует вам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
Если вы хотите стать цивилизованным предпринимателем, то:
• помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
• выработайте привычку — все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
• выполняйте обещания в срок;
• помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность;
• руководствуйтесь в работе тремя «не» — не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
• будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не
мешают вашему бизнесу;
• не страшитесь талантливых подчиненных;
• хвалите на людях, а порицайте с глазу на глаз;
• умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
Потенциал предпринимателя.
Приметой нового мышления предпринимателя является обращение к личности человека, признание ее суверенности и ценности, установление приоритетов при рассмотрении любых социальных и производственных процессов.
Предприимчивость является одной из важнейших черт делового человека. Специалисты, говоря о предприимчивости как о сложном, многомерном явлении хозяйственной жизни, выделяют ряд основных ее признаков:
1. самостоятельность и нестандартность поведения хозяйствующих субъектов;
2. новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;
3. деловитость и практичность;
4. смелость и изобретательность;
5. состязательность и не боязнь хозяйственного риска;
6. ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.
Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяйственные мероприятия, связанные с хозяйственным риском, может лишь собственник средств производства, субъект хозяйствования, выполняющий функции владения, распоряжения и использования. Иначе говоря, во всех без исключения общественно-экономических формациях хозяйственная предприимчивость является функцией собственника или владельца.
Творчество, новаторство в обществе не всегда ценились, но сейчас это важные ценности предпринимательства, и значение их будет расти.
Одним из главных личностных качеств предпринимателя является наличие организаторских способностей.
Организаторский потенциал как личное качество руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям. Навыки руководства можно упрощенно определить следующим образом:
1. Анализ своей роли.
2. Определение рабочих задач для других людей.
3. Передача полномочий и ответственности.
4. Вознаграждение эффективной работы.
5. Умение работать с трудными людьми.
Предприниматель должен видеть дальше других и думать над целью или возможным вкладом в общую деятельность организации.
Этика деловых отношений
Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения и следовать этикету делового человека. Этикет предпринимателя включает:
• нормы обращения, приветствия и знакомства;
• субординацию в деловых отношениях;
• организацию деловых контактов;
• деловую переписку;
• культуру телефонного разговора;
• деловой протокол;
• культуру речи;
• внешний облик, манеры;
• деловую одежду.
Деловые отношения — это один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.
В деловых отношениях существуют три типа этических правил и норм:
• формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществом;
• общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д.);
• нормы группового поведения (профессиональные).
Культура делового общения включает в себя культуру делового разговора, делового совещания, приема посетителей и общения с ними, ведения телефонного разговора, деловых приемов, презентации, одежды и манер, письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.
Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются важным средством повышения его эффективности. Это правила этикета, согласования, взаимодействия и самоподачи.
Правила этикета определяют порядок общения и представления (младшего старшему и т.д.), способы именования (по должности, званию, фамилии), форму обращения (вы, ты) и т.д. Каждая деталь таких правил (а их существует множество — от умения держаться за столом и одеваться до формулы приветствия и прошения) отработана и выверена годами. Выполнение правил этикета — обязательно, поскольку нарушивший их теряет статус полноправного участника общения.
Правила согласования взаимодействия предполагают, например, что, вступая в деловой разговор, необходимо соблюдать такие требования: высказываться не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; не отклоняться от темы; выражаться четко, стараться, чтобы высказывания соответствовали истине.
Правила самоподачи связаны с индивидуальным успехом участников. Они довольно подробно описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
Техника общения — совокупность средств (приемов), используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Они бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные), в том числе мимика, позы, жесты, тон, контакт глаз, интонация речи, а также пространственно-временная организация.
Критерием коммуникабельности считается умение слушать, задавать вопросы, поскольку в процессе слушания реализуются важнейшие функции: восприятие информации и осуществлений обратной связи, т.е. передача говорящему информации о том, как воспринимаются его речь и поведение. Исследования показали, что выслушивать собеседника спокойно и целенаправленно умеют не более 10% людей.
В процессе контакта важную роль играет проявление эмоций: манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет более точно определить позицию собеседника, предупредить о том, как изменить свое поведение, чтобы достичь нужного результата.
Эффективность общения зависит от его пространственно-временной организации. Следует считаться с местом, где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), со временем (рабочее время, свободное). «Ориентация в ситуации» помогает определить стратегию и тактику делового общения. Вам предстоит развить у партнера интерес к общению, вовлечь его в круг совместных интересов. Для того чтобы вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, необходимо создать непринужденную обстановку общения. Здесь будет уместна похвала в адрес собеседника, сообщение интересной информации, напоминание о приятных событиях.
В процессе обсуждения вопроса, проблемы важно подчеркивать сходство позиций, что позволит сблизиться с партнером. Если это не удалось и возникли разногласия, то выражать контрастные фразы следует так, чтобы они не носили личностного характера и не задевали партнера. В такой ситуации следует максимально проявлять умение слушать и умение убеждать. Ни в коем случае нельзя проявлять категоричность в своих суждениях. Это вызовет немедленную негативную реакцию собеседника.
Широко известны шесть правил Д. Карнеги, следование которым позволяет не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук.
4. Будьте хорошим слушателем.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это
искренне.
Существуют несколько правил поведения, гарантирующих успех предпринимателю:
Правило первое — делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться и в исполнители он не годится.
Правило второе — не болтайте лишнего. Утечка информации может привести к непоправимым последствиям.
Правило третье — будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные, могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.
Правило четвертое — думайте о других, а не только о себе.
Правило пятое — одевайтесь как положено. Этой теме в зарубежной литературе посвящены целые трактаты. Главный принцип здесь — необходимо вписаться в ваше окружение на службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. На каких бы ролях вы ни находились в фирме, одеваться надо со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, правильно подбирать аксессуары, иначе говоря — выглядеть самым лучшим образом.
И наконец, правило шестое — говорите и пишите хорошим языком. Считается, что тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.
Дж. Ягер приводит контрольные ситуации, чтобы определить, что значит для бизнесмена деловой этикет.
1. Получив приглашение на деловую встречу, я отвечаю на него
в течение недели.
2. Если мне кто-то звонит, я перезваниваю ему в тот же день.
3. Я никогда не употребляю бранных слов на работе или дома.
4. На важные письма я отвечаю сразу, а остальную почту разбираю и реагирую на нее в течение недели.
Контрольные вопросы.
1. Раскройте сущность и содержание имиджа человека.
2. Назовите особенности и содержание потенциала предпринимателя.
3. В чем заключается сущность этики деловых отношений, выделите основные направления делового этикета.
4. Перечислите основные правила успешного общения.
Список литературы
1. Предпринимательство: учеб. / под ред. В. Я. Горфинкеля [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 735 с.
2. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник / М.: ИНФРА-М, 2007. - 454 с.
3. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник / М.: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.
4. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / под ред. А.Д. Шеремета. - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 479с.
5. Александров Д. Н. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя: Учеб. пособие М.: Изд-во "Флинта", 2004.
6. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учеб. - М.: ИТК "Дашков и К", 2003.
7. Бусыгин А. В. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о создании собственного дела М.: 2003.
8. Гусева Т.А. Как начать свой бизнес СПб.: Питер, 2004.
9. Макеева, В. Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие М.: ЮНИТИ, 2002.
11. Мочерный, С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник М.: ПРИОР, 2004.
12. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 384c.
13. Основы бизнеса: Учеб. / Под ред. Ю. Б. Рубина. - 5-е изд. - М.: Маркет ДС, 2003.
14. Основы предпринимательства / Под ред. А. С. Пелиха. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
15. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс. лекций М.: Палеотип: Логос, 2004.
16. Бабайцева Елена Анатольевна. Предпринимательство в России: историко-правовые аспекты: научное издание / Элиста: Джангар, 2007. - 287 с.