Основные сочинения: «Основы философии будущего», «Сущность христианства» и др.
Л.Фейербах был первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Свою философскую систему он называет «новой философией» и «философией будущего». Он доказывает необходимость обновления философии, придания ей антропологического характера. Единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии, а сама философия – учением о человеке, или антропологией.
Материалистически решая основной вопрос философии, мыслитель убежден в познаваемости мира, противник агностицизма. Границы познания постоянно расширяются, человеческий разум в своем развитии, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса способен открывать глубочайшие тайны природы. Он последовательный сторонник сенсуализма, основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагал философ.
|
|
Бога как самостоятельной реальности нет, он есть порождение сознания человека.
Религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Мысль о Боге – сверхсильном, разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты.
Бог в действительности не является творцом, он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) – человек.
Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе. Основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви, которая должна на место любви к богу поставить любовь людей друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, на место веры в Бога – веру человека в самого себя. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Смыслом жизни человека, причиной общественного развития должно стать стремление к счастью.
Ключевые понятия: трансцендентный, антиномия, априорный, абсолют, абсолютная идея, тезис, антитезис, категорический императив, «вещь в себе», ноумен, феномен, триада