Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)

Основные сочинения: «Основы философии будущего», «Сущность христианства» и др.

Л.Фейербах был первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Свою философскую систему он называет «новой философией» и «философией будущего». Он доказывает необходимость обновления философии, придания ей антропологического характера. Единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии, а сама философия – учением о человеке, или антропологией.

Материалистически решая основной вопрос философии, мыслитель убежден в познаваемости мира, противник агностицизма. Границы познания постоянно расширяются, человеческий разум в своем развитии, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса способен открывать глубочайшие тайны природы. Он последовательный сторонник сенсуализма, основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагал философ.

Бога как самостоятельной реальности нет, он есть порождение сознания человека.

Религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Мысль о Боге – сверхсильном, разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты.

Бог в действительности не является творцом, он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) – человек.

Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе. Основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви, которая должна на место любви к богу поставить любовь людей друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, на место веры в Бога – веру человека в самого себя. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Смыслом жизни человека, причиной общественного развития должно стать стремление к счастью.

Ключевые понятия: трансцендентный, антиномия, априорный, абсолют, абсолютная идея, тезис, антитезис, категорический императив, «вещь в себе», ноумен, феномен, триада



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: