Основной вопрос философии

Онтологические проблемы бытия.

План

1. Основной вопрос философии.

2. Структура философии.

3. Специфика философского знания.

4. Генезис философии.

Основной вопрос философии.

Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:

Эта проблема существует в различных формулировках:

- как отношение духа к природе;

мышления к бытию;

- отношения души и тела;

- «Я» и «Не-Я»;

- создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.

Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому - вопрос об отношении материи и сознания.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем илинепознаваем мир?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Представим это в виде схемы 12.

Схема 12

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм;

- материализм;

- вульгарный материализм;

- дуализм;

- деизм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

- рационализм.

Материализм (в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

В соответствии с взглядами материалистов:

- материя реально существует;

- она существует независимо от сознания;

- материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.

Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.

Идеализм (в литературе часто – линия Платона) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

- субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон.

Согласно взглядам представителей объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле);

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

- каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:

- всё существует только в сознании познающего человека (субъекта);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.

И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм. Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.

Дуализм – основан Декартом, суть его заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной)

- материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

- основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Плюрализм (субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).

Деизм  – направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).

Эклектизм – направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.

Структура философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

Схема 13

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия (наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: