1. Зарождение философии: где и когда
2. Веды, 4 составные части Вед
3. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман
4. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии
5. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии
6. Астика в философии Древней Индии.
7. Настика в философии Древней Индии
8. Понятие сансары в древнеиндийской философии
9. Понятие кармы в древнеиндийской философии
10. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизмв трактовке смысла жизни
11. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма.
12. Страдание есть суть человеческой жизни по буддизму
13. «Средний путь» - главная идея буддизма.
14. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.
15. Философия конфуцианства. «Лунь юй».
16. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фуцзы).
17. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».
|
|
18. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция.
19. Главная идея даосизма.Лао-цзы – основоположник даосизма. Понятия «дао», «у-вэй».
20. Моизм и принцип «всеобщей любви».
21. Легизм – философия сильной государственной власти.
22. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.
23. Представление о сущности человека характерное для античной философии.
24. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.
25. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» и «стойхейон» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
26. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).
27. Проблема первоначала по Гераклиту.
28. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»
29. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.
30. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».
31. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».
32. Апории Зенона.
33. Основатели атомистики – вершины античного материализма – представители школы.
34. Школа софистов -от физиса и космоса к проблеме человека.
35. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина».
36. Философия Протагора. «Человек – есть мера всех вещей».
37. Этический рационализм Сократа. «Добродетель есть знание».
38. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».
|
|
39. «Майевтика» - философский метод Сократа, его суть.
40. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» и «мир чувственных вещей».
41. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.
42. Академия Платона.
43. Философия Аристотеля – энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики.«Логика есть орудие научного познания».
44. Философская школа Аристотеля.
45. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».
46. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников.
47. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. «Сад» Эпикура.
48. Философия стоицизма. Идеал человекав понимании стоиков.
49. Воздержание от суждений («эпохе») - основная идея философии скептицизма.
50. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, проведенциализм, их суть.
51. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».
52. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии. Человек есть образ и подобие Бога.
53. Суть догматизма –как метода средневековой теологической философии.
54. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану. «Верую, ибо нелепо».
55. Патристика и схоластика - 2 основных этапа и формы христианской философии.
56. Учение христианских отцов церкви.
57. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идея христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем» А. Августина.
58. Проблема универсалий (природы общих понятий) в схоластической средневековой философии. Номинализм и реализм в споре об универсалиях.
59. Фома Аквинский – создатель томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.
60. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья
61. Школа мутакалимов и мутазилитов.
62. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.
63. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн- Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма).Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.
64. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Правители добродетельного города по аль-Фараби.
65. Фалсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.
66. Ибн Рушд (Авероэсс) - автор теории о «двойственной истине». Соотношение разума и веры в трактовкеИбн Рушда.
67. Философия суфизма. Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.
68. Аль-Газали – представитель суфизма в арабомусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».
69. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.
70. «Человек – творец, художник»; преобладание эстетического начала человека над нравственным - понимание характерное для философии Ренессанса.
71. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Величие и могущество человека – сущность гуманизма ренессанса
72. Основные представители итальянского гуманизма.
73. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».
74. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».
|
|
75. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители, пантеизм.
76. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.
77. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.
78. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».
79. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».
80. Философия Реформации. Мартин Лютер – основатель немецкого реформационного движения. Чистая вера как «божий дар» в спасении человека.
81. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.
82. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание –сила».
83. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.
84. Учение об «идолах» - заблуждениях, ошибках, препятствующих познанию.
85. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».
86. Суть «картезианского сомнения».
87. Разработка метода познания – дедукции Р. Декартом.
88. Дуализм Декартав учение о субстанции: протяженная (материальная) и мыслящая (духовная).
89. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».
90. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabularasa» («чистая доска»). «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».
91. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница
92. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.
93. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.
94. Механистический материализм и натурфилософия XVIIIв.: представители.
95. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.
96. Натурфилософия Д. Дидро – выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автора идеи создания «Энциклопедии».
97. Географический детерминизм Монтескье
98. Философия Ламетри. «Человек – машина».
99. Немецкая классическая философия – идеалистическое и материалистическое направление, их представители.
100. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»
|
|
101. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта
102. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).
103. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».
104. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии, объективный идеализм. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля.
105. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.
106. Гегель о предмете философии: «Философия есть эпоха схваченная мыслью».
107. Антропологический материализм Л. Фейербаха – «философия будущего» - учение о человеке.
108. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.
109. Философия марксизма. Диалектический и исторический материализм – историческая форма материализма. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.
110. Теоретические источники марксизма.
111. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.
112. Социально-экономические факторы и классовая борьба как детерминанты общественного развития в трактовке марксистской философии.
113. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».
114. Позитивизм и его три исторические формы. О. Конт – основоположник позитивной философии.
115. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.
116. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.
117. Сущность иррациональной философии (иррационализма). Основатели иррационализма, критики принципа рационализма – А. Шапенгауэр, Ф. Ницше.
118. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.
119. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.
120. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.
121. Понимание бытия в философских концепциях XX в.
122. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма.
123. Представители французской школы экзистенциализма
124. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю
125. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация
126. Понятие «архетип» в «аналитической психологии» К.Г. Юнга
127. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»
128. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа
129. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов
130. Зарождение русской философии. Киевский митрополит Илларион – первый русский философ
131. Основополагающие идеи русской философской мысли: идеи богочеловечества, всеединства, свободы человеческой личности, русская идея
132. Мировоззрение Ф.М. Достоевского как основа западного экзистенциализма
133. Философия ненасилия и всеобщей любви Л.Н. Толстого
134. Полемика славянофильства и западничества о будущих путях развития России
135. Философия положительного всеединства В.С. Соловьева
136. Идеи экзистенциализма в творчестве Н. Бердяева
137. Сущность русского космизма
138. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов. Тенгри – верхний мир, тенгрианство.
139. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства и философия политики и права Ч. Валиханова
140. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»
141. Главный принцип нравственно-этической философии – «Будь человеком». Человек – хозяин и создатель своей судьбы.
142. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека
143. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть
144. Этимология термина «философия»
145. Определение философии как науки
146. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии
147. Понятие мировоззрения
148. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии. Что их объединяет? Отличие философии от мифологии и религии
149. Понятие религии.
150. Понятие теоцентризма
151. Понятие деизма
152. Понятие пантеизма
153. Понятие монотеизма и политеизма
154. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии
155. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая
156. Материализм и идеализм как философские направления.
157. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития
158. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть
159. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения
160. Философское определение материи. Ленинское определение материи.
161. Понятие атрибута материи.
162. Движение, пространство, время как атрибуты и формы бытия материи
163. «Время» как философская категория
164. Диалектика, ее изначальная форма
165. Диалектика как философская теория и метод
166. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм.софистика
167. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития
168. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.
169. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью
170. Натурфилософия как философия природы
171. Гносеология как философское учение
172. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира
173. Рационализм как гносеологическая концепция
174. Эмпиризм как гносеологическая концепция
175. Сенсуализм как гносеологическая концепция
176. Основные формы познания: чувственное и рациональное
177. Формы чувственного познания
178. Формы рационального познания
179. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический
180. Понятие практики
181. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии
182. Определение понятия «общество»
183. Два подхода в типологизации этапов общественного развития: формационный и цивилизационный
184. Понятие социальной структуры общества
185. Философская антропология как учение
186. Логика как учение
187. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.
188. Эстетика как учение
189. Аксиология как учение
190. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений
191. Понятие гедонизма
192. Понятие «архэ»
193. Основные подходы к определению сущности человека: биологизаторский (натуралистический); социологизаторский, теологический
194. Понятие личности
195. Процесс социализации личности
196. Понятие антропогенеза
197. Понятие антропоцентризма
198. Понятие «Я» в философском смысле слова как интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр