Вопрос № 8 Философия античного скептицизма

СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно извлиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историюскептицизма представляют разделенной на два течения: пирронизм (см. Пиррон) и академическийскептицизм (см. Академия). Самоназвание «скептики» (οἱ Σκεπτικοί) было принято представителямипирронизма; представители других школ называют их также «эфектиками» (οἱ Ἐφεκτικοί - от ἐπέχω, воздерживаюсь [от суждения], отсюда «эпохе», - D. L. IX 70; Amm. In Cat. 2, 8 слл., Simpl. In Cat. 4, 4-5); «зететиками», «апоретиками» (см. Секст Эмпирик, Pyrrh. I 7, параграф «О названиях скептического образамысли»). Приверженцы эллинистической Академии - «академики».

Представители античного скептицизма: Пиррон из Элиды и Тимон из Флиунта\ академики: Аркесилай,Лакид, Карнеад, Клитомах, Филон из Ларисы и др. Начиная с 1 в. до н. э. скептицизм представленпирронизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.), возникшем как реакция на возобновление вафинской Академии при Антиохе Аскалонском догматического учения в духе Платона и Аристотеля; многиеего представители совмещали скептические принципы в философии и практическую медицину (6 из 8названных Диогеном Лаэртием пирронистов после Энесидема — практикующие врачи-«эмпирики», D. L. IX116); в поздний период сохранялся интерес к скепсису в среде интеллектуалов второй софистики (Фавориниз Арелаты, Александр из Дамаска).

Неопирронизм, порвав с Академией, не имел своей школьной институции; однако его приверженцысчитали себя новой философской школой (αἵρεσις) по сравнению с традиционными, поскольку былисторонниками определенного образа мысли (ἀγωγή) со своим способом описания явлений, хотя несвязывали себя школьной догматикой (ср. Sext. Pyrrh. I 16).

Источники по истории античного скептицизма весьма ограниченны: Пиррон, Аркесилай, Лакид и Карнеадне оставили письменных сочинений, философское наследие их последователей известно фрагментарно попозднейшим изложениям, из которых важны: ряд сочинений Цицерона («Академика», «О природе богов» идр.); «Три книги Пирроновых положений» (важнейший источник) и «Против ученых» Секста Эмпирика; «Список академиков» Филодема из Гадары (см. по изд.: IAHerc); разделы доксогра-фического компендия Диогена Лаэртия (D. L. IV 28-67; IX 61-116); цитаты из истории Аристокла из Мессены, посвященныеПиррону и скептикам у Евсевия Кесарийского (Рг. Εν. XIV 18, 1-4; 18, 5-30), а также полемическое сочинениеАвгустина «Против академиков».

Пиррон. Устное учение Пиррона (ок. 365-275 до н. э.) получило известность благодаря Тимону из Флиунта(ок. 315-225 до н. э), автору поэм «Силлы» и «Образы». Согласно Тимону, Пиррон выдвинул три вопроса овозможности познания, предпосылая их поиску ответа на вопрос о счастливой жизни: каковы вещи поприроде? как мы должны к ним относиться? что для нас из этого проистекает? - и отвечая на них пришел кпровозглашению атараксии (невозмутимости) как искомому идеалу счастья: вещи по природе безразличны,мы не можем иметь о них определенное мнение, но можем лишь говорить: «не более да, чем нет, или и даи нет, или ни да ни нет» (Eus. Pr. Εν. XIV 18, 2-5), такой метод ведет к безмолвию (афасии) и затем - кневозмутимости. Учение Пиррона было сосредоточено на этической проблематике, в этом его отличие отпоздних версий скептицизма, основное внимание уделявших рассмотрению логико-гносеологическихвопросов.

Академия. «Скептический» период в истории Академии продолжался с 270 до н. э. (при Аркесилае) по 85до н. э. (конец схолархата Филона из Ларисы). В «Списке академиков» Филодема (IAHerc. XXI 37-42)представлено членение Академии на «Среднюю» (с Аркесилая) и «Новую» (с Лакида, ср. D. L. 114; 119; IV59); по другим источникам, «Новую» следует начинать с Карнеада (Sext. Pyrrh. I 220; ср. Clem. Strom. I 64, 1).Согласно Клименту, круг Филона и Хармида составил «Четвертую Академию» (Pyrrh. I 220, ср. 235). В этотпериод особое внимание в учебной практике уделялось аргументации за и против одного и того же тезиса(«исостения», признание равной достоверности противоположных суждений), восходящей к софистическомуискусству спора (эристике). Академический скепсис был нацелен на опровержение стоицизма идемонстрацию самопротиворечивости постулатов о «схватывающем представлении», «согласии» и др.Критерий истины в теории (отказ от признания которого приводил к «эпохе») имел практический коррелят - «вероятное», «убедительное», составлявшее основу практического действия.

Пирронизм. Провозгласив Пиррона родоначальником скептицизма, скептики 1 в. до н. э. возобновили и егоучение об атараксии. Согласно изложению Секста, скептик отказывается от догматических суждений иговорит осторожно: «не более», «пожалуй», «ничего не определяю», Pyrrh. I 187-209; отсюда - эпохе и далее- атараксия (I 1-30). Известны тропы (аргументы) скептиков в пользу эпохе (см. 10 тропов Энесидема и 5тропов Агриппы - I 31-186), указывающие как на различие представлений у разных субъектов восприятия (уразных живых существ, разных людей и даже у одного человека в разных состояниях, на ограниченностьотдельных чувств), так и на особенности восприятия предмета (зависящие от среды и удаленности впространстве; от массы и объема; от обычности или необычности и пр.). Скептицизм, демонстрируя, чтосодержание мысли о предмете никогда не совпадает с содержанием явления, отказывается отдогматический высказываний, не ставя вопрос о бытии вещей, не отрицая внешнего мира, что также былобы необоснованной догмой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: