Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:
- специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);
- экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы;
- заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы:обязательные условия и этапы проведения. Нарушения и ответственность в области гос. Экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориальным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контролировать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.
ПроведениеГЭЭвключает:
- Организацию и проведение анализа и оценки объектов экспертизы с позиций: эффективности, полноты, обоснованности предусмотренных в них мер по охране здоровья населения; рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды; правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой деятельности; экологически вредных воздействий экспертируемых объектов на окружающую природную среду, а также возможных социальных экономических и экологических последствий.
- Оценку соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации.
- Анализ всей документации и информации, характеризующих предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду.
- Подготовку выводов ГЭЭ, своевременную передачу их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы.
- Информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических, экологических и иных последствиях намечаемой деятельности.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:
непредставление документации на экологическую экспертизу;
фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
реализация объема экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководителями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспертизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:
нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
фальсификация таких выводов;
сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздействие на окружающую природную среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданамиявляются финансирование и кредитование объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.
Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за появилась в Россиив начале 80-х годов. Первоначально развитие ее носило довольно стихийный характер. Отсутствовало правовое регулирование общественного участияв экологической экспертизе, не были четко обозначены и формы этого участия. Первым документом, внесшим некоторую определенность, стал Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) В законе упоминалось, что государственная экологическая экспертиза должна проходить гласно, с участием общественности, а также впервые законодательно закреплялось понятие «общественная экологическая экспертиза». Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), существенно изменивший права общественности