4.1.1 Понятия "государственное регулирование" и "правовоерегулирование" различаются.
Государственное регулирование – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально–экономической системы в изменяющихся условиях.
Государственная экономическая политика – это основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики выступают законы и подзаконные акты. В правовом регулировании хозяйственной деятельности большую роль играет судебная практика.
4.1.2 Экономическая политика государства осуществляется по следующим направлениям:
|
|
· поддержание и улучшение функционирования рыночного механизма;
· развитие и модификация рыночной системы в соответствии с изменяющимися условиями
Основные ограничения рыночного механизма государством вызваны тем, что:
· рынок не может решать социальные вопросы;
· рынок не в состоянии обеспечить стратегический прорыв в области науки и технологии, а также не может осуществить необходимые структурные преобразования производства;
· рынок не обеспечивает удовлетворение потребностей в общественных товарах;
· рынок не решает экологические проблемы производства.
Основными экономическими функциями государства являются:
· обеспечение правовой и социальной среды эффективного функционирования рынка;
· поддержание рациональных масштабов рыночной конкуренции;
· перераспределение дохода и богатства;
· перераспределение ресурсов;
· контроль за уровнем занятости и инфляции;
· стимулирование экономического роста;
· проведение эффективной внешнеэкономической политики.
4.1. 3. Субъекты государственного регулирования
Носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов – социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку, доходам, видам деятельности, при аналогичных доходах – по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразители хозяйственных интересов – объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п.
Исполнители хозяйственных интересов – исполнительные органы хозяйственных интересов, построенные по иерархическому принципу и включающие органы власти и центральный национальный банк.
|
|
4.1.4 Цели государственного регулирования в морских портах являются:
- Обеспечение национальной безопасности РФ при создании, функционировании и развитии морских портов;
- Обеспечение безопасности мореплавания и порядок в морском порту;
- Эффективное использование федерального имущества
- Создание равных условий для осуществления всех видов хозяйственной деятельности и доступа к предоставляемым портом услугам;
- Предотвращение загрязнения окружающей среды;
Осуществление конкретных мероприятий по государственному регулированию возложено на Администрацию морского порта.
4.2 Рыночная экономика и государство
4.2. 1. Система условий рынка, формируемых государством.