С правовых, юридических позиций налоги можно характеризовать как устанавливаемые законодательным актом нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
С экономических позиций налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников.
Основная задача налогового регулирования доходов ¾ сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящих перед народом, страной, регионами, отраслями в целом.
К основным принципам налогообложения относят:
1) равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
|
|
2) определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
3) простоту и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
4) неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
Эти принципы разработаны А. Смитом и применимы к современному налогообложению. Однако превращение налога из простого изъятия средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие накладывает свой отпечаток и на принципы проведения налоговой политики.
В Налоговом кодексе Российской Федерации, части 1, введенной в действие 1 января 1999 г., выдвинуты следующие принципы:
1) всеобщность ¾ охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
2) стабильность ¾ устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
3) равнонапряженность ¾ взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными доходами;
4) обязательность ¾ принудительность налога, неизбежность его выплаты;
5) социальная справедливость ¾ установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем современные принципы налогообложения должны предусматривать дополнительно, по крайней мере, три пункта:
|
|
1) налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли;
2) налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать;
3) налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.
Построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудно совместимы, противоречивы. В этом наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для России постсоветского периода, состоит причина неустойчивости российского налогового законодательства, изменения и вида налогов и налоговых ставок. Вместе с тем динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика ¾ часть экономической политики и социально-политического курса в целом. В связи с этим колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. Следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета не может не коснуться налогов.