Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.
К нарушителям налогового законодательства могут быть применены меры ответственности. В зависимости от вида ответственности санкции могут состоять в уплате штрафа, лишении свободы, ограничении свободы, аресте, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства может выступать в форме административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:
1) представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
2) наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
3) применяется компетентными органами и должностными лицами;
4) состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
5) применяемые санкции строго определены законом.
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором установлено, что субъектами административной ответственности являются не только физические лица, но и юридические лица, а также закреплены все составы правонарушений против порядка налогообложения.
Наиболее распространенными нарушениями налогового законодательства являются:
· нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе;
· осуществление деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе;
· нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
· неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) и др.
Административное правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Правонарушение характеризуется наличием определенных признаков:
1. Наличие факта поведения субъекта права, выражается в действии или бездействии (деянии).
В зависимости от длительности деяния административные правонарушения могут быть разовыми и длящимися.
Длящимся административным правонарушением признается деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания.
2. Поведение противоправно, т. е. деяние нарушает правовое предписание. Поступки, которые противоречат всем иным социальным нормам, кроме правовых, правонарушениями не являются.
3. Противоправное деяние является виновным, т. е. таким, в котором ярко выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к защищенным правом интересам общества, государства, личности.
4. Деяние совершено только деликтоспособным лицом, т. е. обладающим способностью понимать противоправность своих деяний.
За выявленные налоговыми органами административные правонарушения применяются следующие меры ответственности:
· штраф и предупреждение самостоятельно налоговыми органами;
· штраф, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения — судами.
Административная ответственность в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налагается отдельно за каждое нарушение.
При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений административные взыскания налагаются отдельно за каждое административное правонарушение, при этом окончательное взыскание определятся по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения, но не выше установленного законодательством размера санкции.
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности:
1) вследствие малозначительности правонарушения;
2) при наличии смягчающих обстоятельств (для физического лица):
· предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
· добровольного возмещения или устранения причиненного вреда;
· совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) в случаях, когда физическое лицо заболело после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью.
Органом, ведущим административный процесс, является:
1) налоговый орган, рассматривающий дело об административном правонарушении;
2) должностное лицо, уполномоченное вести административный процесс.
От имени налоговых органов дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции, вправе рассматривать Министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители, начальники инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их заместители.
При рассмотрении дела об административном правонарушении руководитель налогового органа (его заместитель) обязан выяснить:
· было ли фактически совершено правонарушение;
· виновно ли конкретное физическое либо юридическое лицо в совершении именно этого правонарушения;
· подлежит ли административной ответственности это физическое или юридическое лицо;
· наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств;
· причинен ли вред;
· иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, когда дело об административном правонарушении рассматривалось во время отсутствия лица, в отношении которого велось это дело, копия постановления высылается указанному лицу, в течение трех суток заказным письмом.
Действия и решения должностного лица налогового органа, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
Жалоба на действия и решения может быть подана в течение срока ведения административного процесса вышестоящему должностному лицу налогового органа, в вышестоящий налоговый орган, прокурору или в суд. Если жалоба подается вышестоящему должностному лицу, то эту жалобу должен рассмотреть начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь либо его заместитель.
Жалоба рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления с участием лица, подавшего жалобу. Уведомление лица производится извещением. Неявка надлежаще уведомленного лица не препятствует рассмотрению жалобы.
При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу.
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению после его вступления в законную силу, если оно не обжаловалось в установленном порядке. В случае обжалования постановления о наложении административного взыскания его исполнение производится после вынесения постановления по жалобе об оставлении ее без удовлетворения.
Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение (не начато исполнение) в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Постановление о наложении налоговым органом административного взыскания в виде штрафа исполняется должностным лицом налогового органа, вынесшего постановление.
Штраф должен быть уплачен физическим лицом и индивидуальным предпринимателем не позднее одного месяца со дня вступления постановления в законную силу, юридическим лицом — не позднее 15 дней со дня вступления постановления в законную силу, а если постановление было обжаловано, то со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае наложения штрафа по постановлению, вынесенному без составления протокола, штраф должен быть уплачен в течение пяти дней со дня вынесения такого постановления.
Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не уплатил штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания суммы штрафа со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если штраф не уплачен лицом, подвергнутым административному взысканию добровольно в установленный срок, не взыскан через банк, в связи с отсутствием денежных средств на его счете, то должностное лицо налогового органа направляет представление о принудительном взыскании штрафа, постановление о наложении административного взыскания и другие необходимые документы (информация банка об отсутствии денежных средств на счете), в суд (при взыскании штрафа с физического лица — в общий суд, с индивидуального предпринимателя и юридического лица — в хозяйственный суд) по месту жительства (нахождения) лица, подвергнутого административному взысканию.
Исполнение постановления о наложении административного взыскания оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.
Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными на то органами уголовного наказания к лицу, совершившему преступление.
Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрен ряд составов, при наличии которых в действиях лиц к ним применяются меры уголовного наказания.
Так, налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание производится органами финансовых расследований, составляет акт проверки, выносит по нему решение о применении экономических санкций и в десятидневный срок со дня вынесения решения направляет решение и материалы проверки в орган финансовых расследований для принятия соответствующего решения. При наличии жалобы на решение о применении экономических санкций, а также в случае привлечения физического лица (индивидуального предпринимателя) или должностных лиц юридического лица к административной ответственности в орган финансовых расследований направляются (в дополнение к ранее направленному решению и материалам) жалоба на решение, решение по результатам рассмотрения жалобы, постановление по делу об административном правонарушении.
К подследственности органов финансовых расследований относятся дела:
· об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности (деятельности, осуществляемой без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно), сопряженной с получением дохода (выручки) в крупном размере либо в особо крупном размере, либо лицом, ранее судимым за данное преступление, либо организованной группой;
· о причинении ущерба в крупном либо особо крупном размере в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений.
Решение и материалы проверки за подписью начальника (заместителя начальника) налогового органа направляются в орган финансовых расследований сопроводительным письмом, в котором указываются наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица), юридический адрес (место жительства), характер выявленных нарушений, какие требования нормативных правовых актов не соблюдены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (с указанием периода пребывания в должности этих должностных лиц).
К сопроводительному письму прилагаются акт проверки; документы, регламентирующие должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства; материалы дела об административном нарушении, выявленном при проведении проверки (при их наличии); подлинники бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов и регистров оперативного и бухгалтерского учета, в том числе хранившуюся на магнитных носителях информацию в виде электронных документов, свидетельствующую о совершении (сокрытии) нарушений законодательства; возражения по акту проверки и заключение по результатам их рассмотрения (при их наличии); объяснения лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии); при установлении фактов сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекших недоплату одних налогов, сборов и одновременно переплату других налогов, сборов, — сведения о наличии такой переплаты.
По мотивированному запросу органа финансовых расследований налоговый орган обязан в пятидневный срок со дня поступления запроса представить имеющиеся дополнительные (недостающие) материалы, необходимые для принятия органом финансовых расследований решения в соответствии с законодательством.
При обнаружении налоговым органом фактов, указывающих на признаки преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов финансовых расследований, по вопросам, не относящимся к компетенции налоговых органов и в силу этого не подлежащим указанию в акте проверки, налоговый орган направляет в орган финансовых расследований сообщение о преступлении в письменной форме.
В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства, содержащих признаки преступления, налоговый орган до передачи указанных материалов может организовать предварительное ознакомление с ними сотрудников органа финансовых расследований.
В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет в орган финансовых расследований письменный запрос о выделении сотрудника органа финансовых расследований для предварительного ознакомления с материалами проверки.
Начальник (заместитель начальника) органа финансовых расследований на основании поступившего письменного запроса в течение трех дней выделяет сотрудника органа финансовых расследований для предварительного ознакомления с материалами проверки. Предварительное ознакомление сотрудника органа финансовых расследований с материалами проверки осуществляется по предъявлении им служебного удостоверения. По результатам предварительного ознакомления с материалами проверки сотрудник органа финансовых расследований в случае необходимости дает рекомендации налоговому органу по доработке и оформлению материалов проверки для направления в орган финансовых расследований.
О принятом решении орган финансового расследования в течение десяти дней со дня принятия решения по поступившему сообщению направляет в налоговый орган уведомление с приложением копии соответствующего постановления и с разъяснением права и порядка ознакомления с материалами дела и обжалования принятого решения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения производства по нему и при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.