Понятие и виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства

Юридическая ответственность — применение к лицу, совершив­шему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в ус­тановленном для этого процессуальном порядке.

К нарушителям налогового законодательства могут быть применены меры ответственности. В зависимости от вида ответственности санкции могут состоять в уплате штрафа, лишении свободы, ограничении свободы, аресте, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства может выступать в форме административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность — вид юридиче­ской ответст­венности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершив­шему адми­нистративное правонарушение.

Как разновидность юридиче­ской ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

1) представляет собой меру государственного воздействия (прину­ждения);

2) наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

3) применяется компетентными органами и должностными лицами;

4) состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

5) применяемые санкции строго определены законом.

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы примене­ния административной ответственности за нарушения налогового законодательства, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором установлено, что субъектами административной ответственности являются не только физические лица, но и юридические лица, а также закреплены все составы правонарушений против порядка налогообложения.

Наиболее распространенными нарушениями налогового законодательства являются:

· нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в на­логовом органе;

· осуществление деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе;

· нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

· неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным ли­цом суммы налога, сбора (пошлины) и др.

Административное правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответ­ственность.

Правонарушение характеризуется наличием определенных признаков:

1. Наличие факта поведения субъекта права, выражается в дей­ствии или бездействии (деянии).

В зависимости от длительности деяния административные правона­рушения могут быть разовыми и длящимися.

Длящимся административным правонарушением признается деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания.

2. Поведение противоправно, т. е. деяние нарушает правовое предписание. Поступки, которые противоречат всем иным социальным нормам, кроме правовых, правонарушениями не являются.

3. Противоправное деяние является виновным, т. е. таким, в котором ярко выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к защищенным правом интересам общества, государства, личности.

4. Деяние совершено только деликтоспособным лицом, т. е. обла­дающим способностью понимать противоправность своих деяний.

За выявленные налоговыми органами административные правона­рушения применяются следующие меры ответственности:

· штраф и предупреждение самостоятельно налоговыми органами;

· штраф, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения — судами.

Административная ответственность в отношении юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей налагается отдельно за каждое нарушение.

При совершении физическим лицом двух или более административ­ных правонарушений административные взыскания налагаются отдельно за каждое административное правонарушение, при этом окончательное взыскание определятся по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения, но не выше установленного законодательством размера санкции.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть ос­вобождено от административной ответственности:

1) вследствие малозначительности правонарушения;

2) при наличии смягчающих обстоятельств (для физи­ческого лица):

· предотвращения лицом, совершившим административное право­нарушение, вредных последствий такого правонарушения;

· добровольного возмещения или устранения причиненного вреда;

· совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) в случаях, когда физическое лицо заболело после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью.

Органом, ведущим административный процесс, является:

1) налоговый орган, рассматривающий дело об административном правонарушении;

2) должностное лицо, уполномоченное вести административный процесс.

От имени налоговых органов дела об административных правонаруше­ниях, отнесенных к их компетенции, вправе рассматривать Министр по нало­гам и сборам Республики Беларусь и его заместители, начальники инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их заместители.

При рассмотрении дела об административном правонарушении ру­ководитель налогового органа (его заместитель) обязан выяснить:

· было ли фактически совершено правонарушение;

· виновно ли конкретное физическое либо юридическое лицо в со­вершении именно этого правонарушения;

· подлежит ли административной ответственности это физическое или юридическое лицо;

· наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств;

· причинен ли вред;

· иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения адми­нистративного дела.

Постановление по делу об административном правонарушении объ­является немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановле­ния вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, когда дело об административном правонарушении рассматрива­лось во время отсутствия лица, в отношении которого велось это дело, копия по­становления высылается указанному лицу, в течение трех суток заказным письмом.

Действия и решения должностного лица налогового органа, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуаль­ные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Жалоба на действия и решения может быть подана в течение срока ведения административного процесса вышестоящему должностному лицу налогового органа, в вышестоящий налоговый орган, прокурору или в суд. Если жалоба подается вышестоящему должностному лицу, то эту жалобу должен рассмотреть начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь либо его заместитель.

Жалоба рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления с участием лица, подавшего жалобу. Уведомление лица производится из­вещением. Неявка надлежаще уведомленного лица не препятствует рассмотрению жалобы.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе яв­ляется окончательным и обжалованию не подлежит. О результатах рас­смотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению после его вступления в законную силу, если оно не обжалова­лось в установленном порядке. В случае обжалования постановления о нало­жении административного взыскания его исполнение производится после вынесения постановления по жалобе об оставлении ее без удовлетворения.

Постановление о наложении административного взыскания не подле­жит исполнению, если оно не было приведено в исполнение (не начато ис­полнение) в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

Постановление о наложении налоговым органом административного взыскания в виде штрафа исполняется должностным лицом налогового ор­гана, вынесшего постановление.

Штраф должен быть уплачен физическим лицом и индивидуальным предпринимателем не позднее одного месяца со дня вступления постанов­ления в законную силу, юридическим лицом — не позднее 15 дней со дня вступления постановления в законную силу, а если постановление было обжаловано, то со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетво­рения. В случае наложения штрафа по постановлению, вынесенному без составления протокола, штраф должен быть упла­чен в течение пяти дней со дня вынесения такого постановления.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не уплатил штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания суммы штрафа со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если штраф не уплачен лицом, подвергнутым административному взысканию добровольно в установленный срок, не взыскан через банк, в связи с отсутствием денежных средств на его счете, то должностное лицо налогового органа направляет представление о принудительном взыскании штрафа, постановление о наложении административного взыскания и дру­гие необходимые документы (информация банка об отсутствии денежных средств на счете), в суд (при взыскании штрафа с физического лица — в общий суд, с индивидуального предпринимателя и юридического лица — в хозяйственный суд) по месту жительства (нахождения) лица, подвергнуто­го административному взысканию.

Исполнение постановления о наложении административного взыска­ния оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.

Уголовная ответственность — вид юридической ответст­венности, которая выражается в применении уполномоченными на то органами уголовного наказания к лицу, совершив­шему преступление.

Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрен ряд составов, при наличии которых в дей­ствиях лиц к ним применяются меры уголовного наказания.

Так, налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание производится органами финансовых рас­следований, составляет акт проверки, выносит по нему решение о применении экономических санкций и в десятидневный срок со дня вынесения решения направляет решение и материалы проверки в орган финансовых расследований для принятия соответствующего решения. При наличии жалобы на решение о применении экономических санкций, а также в слу­чае привлечения физического лица (индивидуального предпринимателя) или должностных лиц юридического лица к административной ответст­венности в орган финансовых расследований направляются (в дополнение к ранее направленному решению и материалам) жалоба на решение, реше­ние по результатам рассмотрения жалобы, постановление по делу об ад­министративном правонарушении.

К подследственности органов финансовых расследований относятся дела:

· об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности (деятельности, осуществляемой без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно), сопряженной с получением дохода (выручки) в крупном размере либо в особо крупном размере, либо лицом, ранее судимым за данное преступление, либо организованной группой;

· о причинении ущерба в крупном либо особо крупном размере в ре­зультате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от пред­ставления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений.

Решение и материалы проверки за подписью начальника (заместите­ля начальника) налогового органа направляются в орган финансовых рас­следований сопроводительным письмом, в котором указываются наимено­вание проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество физиче­ского лица), юридический адрес (место жительства), характер выявленных нарушений, какие требования нормативных правовых актов не соблюдены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых по­влекли нарушение законодательства (с указанием периода пребывания в должности этих должностных лиц).

К сопроводительному письму прилагаются акт проверки; документы, регламентирующие должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства; материалы дела об админи­стративном нарушении, выявленном при проведении проверки (при их нали­чии); подлинники бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов и регистров оперативного и бухгалтерского уче­та, в том числе хранившуюся на магнитных носителях информацию в виде электронных документов, свидетельствующую о совершении (сокрытии) на­рушений законодательства; возражения по акту проверки и заключение по результатам их рассмотрения (при их наличии); объяснения лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии); при установлении фактов сокры­тия, умышленного занижения налоговой базы либо уклонения от представле­ния налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекших недоплату одних налогов, сборов и одновременно пе­реплату других налогов, сборов, — сведения о наличии такой переплаты.

По мотивированному запросу органа финансовых расследований на­логовый орган обязан в пятидневный срок со дня поступления запроса представить имеющиеся дополнительные (недостающие) материалы, не­обходимые для принятия органом финансовых расследований решения в соответствии с законодательством.

При обнаружении налоговым органом фактов, указывающих на при­знаки преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов финансовых расследований, по вопросам, не относящимся к ком­петенции налоговых органов и в силу этого не подлежащим указанию в ак­те проверки, налоговый орган направляет в орган финансовых расследова­ний сообщение о преступлении в письменной форме.

В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности работы по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства, со­держащих признаки преступления, налоговый орган до передачи указан­ных материалов может организовать предварительное ознакомление с ни­ми сотрудников органа финансовых расследований.

В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет в орган финансовых расследований письменный запрос о выделении сотрудника органа финансовых расследований для предвари­тельного ознакомления с материалами проверки.

Начальник (заместитель начальника) органа финансовых расследо­ваний на основании поступившего письменного запроса в течение трех дней выделяет сотрудника органа финансовых расследований для предва­рительного ознакомления с материалами проверки. Предварительное озна­комление сотрудника органа финансовых расследований с материалами проверки осуществляется по предъявлении им служебного удостоверения. По результатам предварительного ознакомления с материалами проверки сотрудник органа финансовых расследований в случае необходимости дает рекомендации налоговому органу по доработке и оформлению материалов проверки для направления в орган финансовых расследований.

О принятом решении орган финансового расследования в течение десяти дней со дня принятия решения по поступившему сообщению направляет в налоговый орган уведомление с приложением копии соответ­ствующего постановления и с разъяснением права и порядка ознакомления с материалами дела и обжалования принятого решения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения производства по нему и при наличии в действиях нарушителя признаков административного пра­вонарушения административное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: