Содержание и значение сметы расходов бюджетного учреждения

Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет бюджетных учреждений.

Смета расходов — основной финансовый план учреждения, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и на осуществление централизованных мероприятий. Действует смета в течение финансового (бюджетного) года: с 1 января по 31 декабря (включительно).

Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием денежных (бюджетных) средств.

Сметы подразделяются на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий, сводные, сметы по внебюджетным средствам.

Индивидуальная смета — смета, отражающая особенности расходования денежных средств отдельного государственного учреждения. В индивидуальных сметах имеется три основные группы статей расходования денежных средств:

1) текущие расходы (заработная плата, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды и т. п.);

2) субсидии и текущие трансферты (пенсии, пособия, стипендии и т. д.);

3) капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования и предметов длительного пользования).

Сметы централизованных мероприятий составляются министерствами, госкомитетами, отделами и управлениями исполкомов на расходы, связанные с проведением таких централизованных мероприятий, как конференции, выставки, съезды учителей, судей и т. д.

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет учреждений, входящих в одно ведомство, и смету расходов на централизованные мероприятия.

Смета по внебюджетным средствам состоит из четырех частей:

1) доходов;

2) расходов;

3) налогов и отчислений;

4) превышения доходов над расходами и направления расходования превышения, остающегося в распоряжении учреждения.

Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов, которые включают следующие основные разделы:

1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением поквартально и направлением расходов;

2) оперативно-производные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, их наполняемость, число коек в больнице, число студентов и т. д.);

3) расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

Размеры расходов бюджетных учреждений определяются нормами. Норма расходов — установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу. По содержанию нормы расходов делятся на материальные и денежные.

Материальные нормы — размеры затрат в натуральном выражении (расход электроэнергии на 1 м. кв. площади или количество калорий на одного ребенка в садике).

Денежные нормы — стоимостное выражение материаль­ных затрат (стоимость расходов электроэнергии на 1 м. кв. освещаемой площади, стоимость питания одного ребенка в день в садике).

Формирование и исполнение сметы осуществляются на основании нормативных актов. Деятельность по составлению, удержанию и исполнению сметы неразрывно связана со стадиями бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Проекты смет составляются во время разработки проекта бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: