Виды опроса

В социологии различают два типа анкетного опроса — сплош­ной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европей­ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участни­ки афганской войны, все ветераны войны, все жители неболь­шого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практи­ке чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наимено­вание сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятель­ный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она — уменьшенная копия генераль­ной совокупности.

генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

выборочной совокупностью называют множество людей, кото­рых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все 2-воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точ­но отражала генеральную совокупность, социолог придержива­ется правила: любой воин-афганец, независимо от места житель­ства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные ма­тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек­тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене­ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхожде-ние между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.

За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структу­ра генеральной совокупности распределения людей по возрасту, ^ профессии, доходам и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: